Ирина Гай
Программа адаптации детей первой младшей группы «Вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы
бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска
«Детский сад № 210»
Рабочая программа адаптации
детей 1 младшей группы к условиям детского сада
«Вместе с мамой»
Автор – составитель:
педагог – психолог
И. М. Гай
Омск – 2019 г.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода.
Публикация «Программа адаптации детей первой младшей группы „Вместе с мамой“» размещена в разделах
Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов ДОУ и родителей.
Общеизвестно, что проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
Но поскольку адаптивные возможности дошкольника не безграничны, резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психического развития.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь.
Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком должны обеспечивать ему:
• чувство психологической защищенности;
• доверие к миру;
• эмоциональное благополучие;
• формирование базиса личностной культуры;
• развитие его индивидуальности.
Однако редко кто осознает, что в процессе адаптации ребенка к условиям детского сада участвует не только «психика ребенка».
Педагоги 1 младшей группы сами ежегодно проходят достаточно сложный период адаптации. С приходом новых ребятишек, педагогам приходится изучать не только особенности каждого ребенка, но и особенности личности их родителей и систему семейного воспитания. А когда видишь взаимодействие родителей с детьми только в приемной, то этот процесс иногда затягивается.
В период адаптации активно вовлечены и родители детей. И об этом практически никто не задумывается. А ведь у родителей (особенно у мам) происходят очень глобальные изменения в жизни. Мама с ребенком в течение 2-3 лет жили по уже сложившемуся режиму дня. Мама знает все особенности своего ребенка: характер, привычки, что кушает, а что давать нельзя, какая любимая игрушка. А теперь любимое дитя нужно отдать незнакомой тете. Вдруг его там будут обижать? А вдруг он будет голодным или накормят не тем? А слезы при расставании этому подтверждение. Чтобы убрать все эти опасения, необходимо показать родителям реальный ежедневный воспитательный процесс в группе.
Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
Исходя из всего выше сказанного, была разработана Программа адаптации детей 1 младшей группы к условиям детского сада.
Цель данной Программы: помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться к условиям ДОУ.
Исходя из того, что в процессе адаптации участвуют 3 стороны: педагоги, родители и дети, достижение поставленной цели Программы возможно при решении следующие задачи:
1. Для педагогического состава детского сада:
• изучить особенности детей нового набора;
• познакомиться с родителями, выявить особенностями взаимодействия родителей с ребенком;
• показать структуру воспитательного процесса в 1 младшей группе, познакомить с требованиями, предъявляемыми детям этого возраста.
2. Для родителей:
• Познакомиться с особенностями протекания периода адаптации детей к условиям детского сада,
• познакомиться с педагогами, работающими в данной группе;
• познакомиться с особенностями воспитательного процесса в 1 младшей группе, с требованиями, предъявляемыми детям этого возраста;
• помочь ребенку перейти на новую ступень социального развития – познакомить с воспитателями, с детьми, с пространством группы;
• помочь ребенку привыкнуть к новому режиму дня, к новым требованиям к нему со стороны педагогов детского сада.
3. Для детей:
• в безопасной для ребенка обстановке (мама рядом) познакомиться с педагогами, с детьми, с пространством группы, с системой требований, предъявляемыми детям этого возраста.
Процесс реализации этих задач можно разделить на 4 этапа.
1. Организационный этап. Апрель.
• Собрание родителей будущих воспитанников детского сада «Знакомство ….
Отв. Администрация ДОУ
• Собрание родителей будущих воспитанников детского сада. «Адаптация детей к условиям ДОУ. Виды адаптации»
Отв. педагоги, работающие в 1 младшей группе, педагог – психолог. (Приложение 1)
2 этап. Занятия «Вместе с мамой». Август.
Система совместных занятий ребенок + педагог + психолог + родитель. Занятия проходят перед началом учебного года в течение 1 недели. Количество детей в группе 5 – 6 человек. Длительность занятия – 1 – 1,5 ч.
Структура занятия:
1. Приветствие. (Каждый день в гости приходит новая игрушка)
2. Утренняя зарядка.
3. Занятие.
4. Игры под музыку (в музыкальном зале)
5. Подвижные игры (в музыкальном зале)
6. Развивающие настольные игры.
7. Свободная игра.
8. Наводим порядок в группе. Убираем игрушки на место. Посещение туалета.
9. Прощание.
3 этап. Начало посещения детьми детского сада. Сентябрь.
Дети начинают посещать ДОУ. Первые дни ребенок находится в детском саду 2 часа. Затем время посещения постепенно увеличивается.
Воспитатели ежедневно заполняют Карты адаптации детей. Педагог – психолог и медицинский работник ведут ежедневное наблюдение за детьми. (Приложение 2)
Родителям также предлагаем вести Дневник наблюдения, в котором необходимо отмечать особенности поведения ребенка дома в этот период. (Приложение 3)
4 этап. Заседание ПМПк. Октябрь.
Результаты адаптации детей нового набора к условиям ДОУ. Рекомендации воспитателям и родителям для дальнейшей работы с детьми.
Календарно – тематический план
1. Организационный этап апрель (1 ч)
1.1. Собрание для родителей будущих воспитанников.
Отв. администрация детского сада, медицинский работник.
Знакомство с детским садом, нормативной документацией (Лицензия, Устав, с правилами поведения для воспитанников и родителей.
Знакомство с режимом пребывания и питания в детском саду.
Знакомство с педагогами, работающими в данной группе.
1.2. Собрание для родителей будущих воспитанников.
Отв. воспитатели 1 младшей группы, педагог – психолог.
Психо-физиологические особенности детей данного возраста.
Адаптация, особенности протекания адаптации в 1 младшей группе.
Организация пребывания детей в группе.
2. Занятия с детьми «Вместе с мамой»
Отв. педагог-психолог, воспитатели
Занятие 1. 1ч.
1. Приветствие.
2. Утренняя зарядка.
3. Занятие «3 медведя»: игра «Собираем шишки»
Лепка «Косточка для собачки»
Выставка работ детей.
4. Развивающие настольные игры.
5. Свободная игра.
6. Убираем игрушки на место. Наводим порядок в группе.
7. Прощание август
Занятие 2. 1ч.
1. Приветствие.
2. Утренняя зарядка.
3. Занятие «Зеленая растительность»: рассматривание картин природы, пластилинография «Морковка»
Выставка работ детей.
4. Игры под музыку, подвижные игры.
5. Развивающие настольные игры.
6. Свободная игра.
7. Убираем игрушки на место. Наводим порядок в группе.
8. Прощание август
Занятие 3. 1ч.
1. Приветствие.
2. Утренняя зарядка.
3. Занятие «Зеленая растительность»: рассматривание картин природы, аппликация «Цветущая полянка»
Выставка работ детей.
4. Игры под музыку, подвижные игры.
5. Развивающие настольные игры.
6. Свободная игра.
7. Убираем игрушки на место. Наводим порядок в группе.
8. Прощание август
Занятие 4. 1ч.
1. Приветствие.
2. Утренняя зарядка.
3. Занятие «Божья коровка»: рассматривание картин природы», рисунок «Божья коровка» пальчиковыми красками
Выставка рисунков детей.
4. Игры под музыку, подвижные игры.
5. Развивающие настольные игры.
6. Свободная игра.
7. Убираем игрушки на место. Наводим порядок в группе.
8. Прощание август
Занятие 5. 1ч.
1. Приветствие.
2. Утренняя зарядка.
3. Занятие «Солнышко»: загадка, игра «Солнышко и дождик», рисунок солнца пальчиковыми красками
Выставка рисунков детей.
4. Игры под музыку, подвижные игры.
5. Развивающие настольные игры.
6. Свободная игра.
7. Убираем игрушки на место. Наводим порядок в группе.
8. Прощание
3. Начало посещение детьми детского сада сентябрь
Наблюдение за детьми.
Ведение Карт адаптации на каждого ребенка
4. Заседание ПМПк. октябрь 2ч.
Отв. педагог - психолог
Результаты адаптации детей нового набора к условиям ДОУ.
Рекомендации воспитателям и родителям для дальнейшей работы с детьми
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационный этап.
1.1. Собрание для родителей будущих воспитанников.
Отв. администрация детского сада, медицинский работник.
• Знакомство с детским садом, нормативной документацией (Лицензия, Устав, с правилами поведения для воспитанников и родителей.
• Знакомство с режимом пребывания и питания в детском саду.
• Знакомство с педагогами, работающими в данной группе.
1.2. Собрание для родителей будущих воспитанников.
Отв. воспитатели 1 младшей группы, педагог – психолог.
• Психо-физиологические особенности детей данного возраста.
• Адаптация, особенности протекания адаптации в 1 младшей группе.
• Организация пребывания детей в группе.
2 этап. Занятия «Вместе с мамой».
День 1.
Оборудование: мягкие игрушки Собачка, Мишка, игра «Найди домик для Мишек», пластилин, доски для пластилина на каждого ребенка, настольные развивающие игры, влажные салфетки.
1. Приветствие. (Каждый день в гости приходит новая игрушка)
Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне в детский сад. Давайте познакомимся. Меня зовут Бобик.
Игрушка здоровается с каждым ребенком.
2. Утренняя зарядка.
Чтобы быть здоровым и веселым, нужно каждое утро начинать с зарядки.
3. Занятие «Три медведя»
1 А это кто пришел? Это мой друг Мишка.
Бобик, мне нужна твоя помощь.
Что случилось?
Мои друзья – медвежата. Они ушли в лес гулять без взрослых и заблудились.
Давайте им поможем найти свои домики.
Показываем большого, среднего и маленького медвежат. Затем показываем 3 домика.
Ребята, какой мишка самый большой? А какой домик самый большой? …
Спасибо, ребята! Все мои друзья теперь в своих домиках.
2. Игра «Собираем шишки»
3. Лепка «Косточка для собачки»
Ребята, я так проголодался. У вас нет лишней косточки?
Ребята, давайте покормим Бобика. Сделаем для него вкусную косточку.
Дети вместе с родителями изготавливают косточку из пластилина для Бобика. Потом кормят Бобика.
4. Развивающие настольные игры.
Ребята, Бобик приготовил для нас настольные игры. Садитесь за столики. (Игры уже расставлены на столах)
5. Свободная игра.
6. Убираем игрушки на место. Наводим порядок в группе.
8. Прощаемся
День 2.
Оборудование: мягкие игрушки Собачка, Зайка, пластилин, доски для пластилина на каждого ребенка, заготовки для изготовления морковки на каждого ребенка, магнитофон, спортивный инвентарь, настольные развивающие игры, влажные салфетки.
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы снова пришли ко мне в детский сад. Игрушка здоровается с каждым ребенком.
2. Утренняя зарядка.
Чтобы быть здоровым и веселым, нужно каждое утро начинать с зарядки.
3. Занятие.
1. Ребята, я сегодня пригласил своего друга Зайчика.
Кто знает где он живет? А какие растения растут в лесу?
(работаем с набором картинок)
2. Пластилинография «Морковка»
А что любит кушать Зайка? Правильно – морковку. Мы вчера сделали для Бобика косточки. А сегодня давайте сделаем для Зайки морковку.
Дети вместе с родителями растирают пластилин по контуру морковки.
Выставка работ детей.
4. Игры под музыку
А сейчас мы идем в музыкальный зал.
5. Подвижные игры. Полоса препятствий.
6. Развивающие настольные игры.
Ребята, пока мы с вами играли в музыкальном зале, Бобик приготовил для нас настольные игры. садитесь за столики. (Игры уже расставлены на столах)
7. Свободная игра.
8. Убираем игрушки на место. Наводим порядок в группе.
9. Прощаемся
День 3.
Оборудование: мягкие игрушки Собачка, Зайка, картины растительного мира, шаблоны полянки и лепестков цветов, клей для каждого ребенка, магнитофон, спортивный инвентарь, настольные развивающие игры.
1. Приветствие. (Каждый день в гости приходит новая игрушка)
Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы снова пришли ко мне в детский сад.
2. Утренняя зарядка.
Чтобы быть здоровым и веселым, нужно каждое утро начинать с зарядки.
3. Занятие «Зеленая растительность»
1. Ребята, сегодня к нам снова пришел Зайка. И он принес много фотографий. (картины природы) Ребята, Зайка принес фотографии полянки, где он живет. Что растет на полянке?
Много растений растет повсюду: возле реки, на пруду, на полянке, в лесу. Чем покрыта земля? (травой)
Какие цветы вы видите на клумбе? Какого они цвета? А можно рвать цветы на клумбе?
2. Аппликация «Цветочная полянка»
Красивая полянка у Зайки? Хотите сделать такую же красивую полянку с цветами?
Раздаем детям вырезанные шаблоны полянки, лепестки цветов. И предлагаем наклеить цветы на полянку.
Выставка работ детей.
Какие красивые полянки у вас получились! Зайчику они очень понравились. И он говорит вам всем «Спасибо!»
4. Игры под музыку
А сейчас мы идем в музыкальный зал.
5. Подвижные игры.
6. Развивающие настольные игры.
Ребята, пока мы с вами играли в музыкальном зале, Бобик приготовил для нас настольные игры. Садитесь за столики. (Игры уже расставлены на столах)
7. Свободная игра.
8. Убираем игрушки на место. Наводим порядок в группе.
9. Прощаемся
День 4.
Оборудование: мягкие игрушки Собачка, Божья коровка, акварельные краски пальчиковые, лист бумаги с нарисованным шаблоном Божьей коровки на каждого ребенка, магнитофон, спортивный инвентарь для полосы препятствия, настольные развивающие игры, влажные салфетки.
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы снова пришли ко мне в детский сад.
2. Утренняя зарядка.
Чтобы быть здоровым и веселым, нужно каждое утро начинать с зарядки.
3. Занятие
1. Ребята, я снова сегодня гулял в лесу вместе с Зайкой. Любовался цветами. Они такие красивые. Но на одном цветке я увидел Божью коровку. Она была такая красивая. И я пригласил ее в гости. Я хочу, чтобы вы тоже с ней познакомились.
Дети рассматривают Божью коровку.
2. Рисунок «Божья коровка»
Бобик хотел нарисовать Божью коровку. Но у него с собой был только простой карандаш. И Божья коровка не получилась красивой. Давайте ему поможем сделать рисунки красивыми. Сейчас мы раскрасим эти рисунки красками.
Выставка рисунков детей. Рисунки дети забирают с собой домой.
4. Игры под музыку
А сейчас мы идем в музыкальный зал.
5. Подвижные игры. (музыкальный зал)
6. Развивающие настольные игры.
Ребята, пока мы с вами играли в музыкальном зале, Бобик приготовил для нас настольные игры. садитесь за столики. (Игры уже расставлены на столах)
7. Свободная игра.
8. Убираем игрушки на место. Наводим порядок в группе. Посещение туалета.
9. Прощаемся
День 5
Оборудование: мягкие игрушки Собачка, Зайка, Солнышко, Волшебный мешочек, акварельные краски пальчиковые, лист бумаги с нарисованным шаблоном солнца на каждого ребенка, магнитофон, спортивный инвентарь, настольные развивающие игры, влажные салфетки.
1. Приветствие. (Каждый день в гости приходит новая игрушка)
Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы снова пришли ко мне в детский сад.
2. Утренняя зарядка.
Чтобы быть здоровым и веселым, нужно каждое утро начинать с зарядки.
3. Занятие
1. Ребята, я сегодня принес для вас волшебный мешочек. Хотите узнать, кто там прячется?
Сначала отгадайте загадку:
Желтое яблоко
По небу катается,
Всем-всем улыбается.
А улыбка – то лучи
Очень – очень горячи!
Что это? (Солнышко)
А давайте проверим, правильно вы отгадали. Правильно! Солнце – теплое, ласковое. А на что похоже солнце? (на колесо, на яблоко, на круг)
Какого цвета солнце? (желтое)
Сейчас я прочитаю вам потешку про солнышко:
Солнышко грей, грей.
Ты тепла не жалей.
Солнышко, покажись,
Нашим деткам улыбнись.
Будут детки плясать,
Веселиться, играть.
Понравилась вам потешка про солнышко? А теперь мы с вами поиграем.
2. Игра «Солнышко и дождик»
Ребята, смотрите, наше солнышко стало радостное, веселое.
Тучка прячется за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Если б мы его достали,
Мы б его расцеловали.
Про кого это стихотворение? (про солнышко)
Только у этого солнышка чего-то не хватает? Посмотрите внимательно.
3. Рисунок «Солнышко»
Давайте нарисуем солнышку лучики. Рисовать мы будем краской. Но эта краска тоже волшебная. Поэтому мы будем рисовать не кисточкой, а пальчиками.
Выставка рисунков детей. Рисунки дети забирают с собой домой.
4. Игры под музыку
А сейчас мы идем в музыкальный зал.
5. Подвижные игры.
6. Развивающие настольные игры.
Ребята, пока мы с вами играли в музыкальном зале, Бобик приготовил для нас настольные игры. Садитесь за столики.
7. Свободная игра.
8. Убираем игрушки на место. Наводим порядок в группе.
9. Прощаемся
3 этап. Начало посещение детьми детского сада
Наблюдение за детьми. Ведение Карт адаптации на каждого ребенка.
4 этап. Заседание ПМПк.
Результаты адаптации детей нового набора к условиям ДОУ.
Рекомендации воспитателям и родителям для дальнейшей работы с детьми.
Приложение 1.
Адаптация детей к условиям детского сада.
Виды адаптации
Поступление ребенка в детский сад – это событие, требующее особого внимания со стороны педагогов ДОУ и родителей. Детский организм не сразу привыкает к новым социальным условиям. Зачастую этот процесс сопровождается изменением поведенческих реакций, расстройств сна, аппетита.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребенка к детскому саду:
• легкую (1-16 дней,
• среднюю (16-32 дня,
• тяжелую (32-64 дня).
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. У дошкольника преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние, он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами. Ребенок быстро привыкает к новым условиям: новому помещению, общению с группой сверстников, незнакомыми взрослыми. Речь при этом может быть немного заторможена, но малыш откликается и выполняет указания педагога. Заболеваемость случается не более одного раза и проходит без осложнений.
При средней адаптации сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней. На протяжении целого месяца эмоциональное состояние ребенка может быть неустойчивым. В течение дня для малыша характерна плаксивость: плач, крик при расставании и встрече с близкими людьми. Отношение к сверстникам, как правило, безразличное. Речевая активность замедляется. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Заболеваемость случается не более двух раз и длится не больше десяти дней, протекая без осложнений.
Для этого периода адаптации в течение двух недель характерны следующие вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи, диатез). Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок, проявляя познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой обстановке.
О тяжелой адаптации свидетельствует плохой (короткий, беспокойный)сон ребенка. Он может вскрикивать, плакать во сне или просыпаться со слезами. Наблюдается снижение аппетита, возможен стойкий отказ от еды. Так же возможны такие невротические реакции, как рвота, энурез (недержание мочи, тики, бесконтрольный стул, заикание, пристрастие к личным вещам, страхи, неуправляемость в поведении, истерические реакции.
Дошкольник может пребывать в активном эмоциональном состоянии, для которого характерны: плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительное поведение. Или, напротив, быть пассивным, подавленным, напряженным, избегать общения со сверстниками, он сторонится и отказывается от участия в какой-либо деятельности.
Тяжелая адаптация приводит к длительным заболеваниям, осложнениям, в т. ч. к замедлению роста и прибавки в весе. Может возникнуть задержка речевого развития. Заболевания случаются более трех раз продолжительностью свыше десяти дней. Чтобы избежать подобных осложнений, необходимо готовить ребенка к поступлению в детский сад заблаговременно.
Факторы, влияющие на течение адаптационного периода:
• Возраст ребенка;
• Состояние здоровья;
• Уровень развития;
• Личностные особенности;
• Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
• Сформированность предметной и игровой деятельности;
• Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
• Сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;
• Готовность родителей к пребыванию ребенка в дошкольном учреждении;
• Шумовой фон в группе детского сада;
• Стабильность воспитательского состава;
• Компетентность педагога в вопросах, связанных с индивидуальным подходом в процессе воспитания и развития дошкольников.