Программа адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха»

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Программа адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха»

Пояснительная записка 3

1. Целевой раздел 3

Новизна Программы 4

Актуальность программы 4

Практическая значимость 4

Особенность программы 5

Цель программы 5

Задачи программы 5

Методологические принципы 6

Формы организации воспитательно – образовательного процесса 6

Сроки реализации программы 7

Предполагаемый результат 7

Условия реализации программы 8

2. Содержательный раздел 9

Методы и приемы работы с родителями на период адаптации 9

Диагностический инструментарий 16

План работы консультационного пункта для родителей при адаптационной группе 17

Материально-техническое обеспечение 20

Список литературы 22

Приложения 22

Пояснительная записка

1. Целевой раздел[/b]

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Разработанная и апробированная программа на базе МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский призвана интегрировать усилия специалистов ДОУ и родителей по оказанию помощи ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада.

Нормативно- правовое обеспечение осуществляется на основе следующих документов:

- Закона Российской Федерации 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р;

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

- Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский, Надымского района»;

- Письма министерства образования РФ от 31.07.2002г №271/23-16 «О направлении пакета документов «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях РФ»;

Устав МДОУ «Детский сад «Сказка п. Правохеттинский».

Новизна Программы состоит в том, что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: родители детей раннего возраста имеют возможность вместе с детьми посещать детский сад до поступления ребёнка в группу детского сада – досадовское воспитание, а также получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей.

Программа «Кроха» является первой ступенью дошкольного образования и направлена на обеспечение ранней социализации детей от 1 года 6 месяцев до 3 лет, развитие потенциальных возможностей ребенка, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального, эмоционального и личностного развития на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 года до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально - личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, предусматривает работу с родителями по подготовке ребенка к детскому саду, что позволяет своевременно обнаружить проблемы у ребенка, оградить личность от психологически неблагоприятных факторов, познакомить родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Организуются лектории, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей) связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей раннего возраста.

К числу наиболее актуальных проблем относятся: разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста.

Актуальность программы

Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка, учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды.

Перерастая рамки проблемы приспособления ребёнка к новой социальной ситуации в ДОУ, она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

• Как максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребёнка?

• Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям?

• Как включать детей, не посещающих ДОУ, в общий контекст возрастного развития?

Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима.

Практическая значимость заключается в разработке и реализации программы по стимулированию развития детей раннего возраста. Программа дает возможность получить психологическую, просветительскую и практическую помощь всем родителям, а также членам их семей.

Особенность программы заключается в том, что родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Это позволяет лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и быть полноценным участником его воспитания. Они получают определённые знания в различных видах совместной деятельности с детьми: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций, тем самым обеспечивая безболезненную адаптацию при поступлении в дошкольную организацию.

Цель программы:

Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста

Оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи программы:

Развивающие:

• обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.

• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;

• способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.

• развивать любознательность.

Обучающие:

• вызвать у детей радость от общения с окружающими;

• побуждать детей к самостоятельной деятельности;

• формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;

• расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;

• обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

Воспитательные:

• способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.

• формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;

• способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка

• обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;

• обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ.

Для родителей:

• оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста;

• формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

• способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Основная задача программы в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Методологические принципы, используемые при создании программы

• Принцип системности:

Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми раннего возраста (от 1,6 года до 3 лет) и их родителями в игровой форме. В основу систематизации материала положены идеи развития интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.

• Принцип личностного подхода:

Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим, психическим, психологическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности права на уважение. Такое развитие личности маленького человека возможно при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

• Принцип этнопедагогического подхода:

Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим основным содержанием программы является фольклорный материал – потешки, прибаутки, сказки, песенки.

• Принцип деятельностного подхода:

Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т. д., природным материалом (камешками, шишками, песком и т. д.); в занятиях продуктивными видами деятельности.

• Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов:

Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка со взрослым направлено на достижение двух целей:

-создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;

-создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к окружающим.

Формы организации воспитательно – образовательного процесса

Программа дополнительного образования «Кроха» осуществляет психолого – педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей раннего возраста (от 1 года 6 месяцев до 3 лет) не посещающих дошкольную организацию, на основе современных методов организации игровой деятельности, социализацию в обществе сверстников, готовность к поступлению в ДОУ и психолого-педагогическое просвещение родителей.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления деятельности:

Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, театрализованные игры);

Продуктивная деятельность (художественно - изобразительная, конструирование, ручной труд);

Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)

Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература

Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).

Вся работа проводиться в игровой форме и по разным направлениям.

Данная программа реализуется воспитателями на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.

Группа комплектуется детьми раннего возраста (года 6 месяцев до 3 лет) не посещающими дошкольную образовательную организацию на основе заявлений родителей (законных представителей, договора с родителями.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

В программе выделяются два раздела:

1. Совместное занятие детей, родителей и педагога 2 раза в неделю.

2. Работа консультационного пункта для родителей.

Продолжительность встречи – 1 час: 40-45 минут – специально организованная деятельность; 15-20 минут – свободная деятельность детей и родителей,

Программа представляет собой комплекс занятий, подразумевающий совместную деятельность педагога, детей и родителей, проходящих в игровой форме

Предполагаемый результат:

Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:

1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.

2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

3. Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.

В отношении детей

• повышение эмоциональности, самостоятельности, активности ребёнка, развитие его потребности в общении;

- появление интереса к общению со сверстниками;

- повышение уровня речевого, интеллектуальном и социального развития;

- лёгкая адаптация при поступлении в дошкольную организацию, опережающее развитие и организованность по сравнению с другими сверстниками.

К концу адаптационного периода у детей, предположительно, развита потребность к общению со взрослыми и сверстниками, к проявлению сочувствия к положительным действиям и поступкам по отношению друг к другу в совместных играх, ко всему окружающему, сформирована потребность задавать вопросы, отвечать на них. Они овладевают первыми формами монологической речи: умеют рассказывать об эмоционально значимых событиях, проявляют интерес к взрослым, их действиям, знают и называют по именам детей группы, умеют обращаться друг к другу с просьбами.

В отношении родителей:

• повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития малышей раннего возраста;

• расширение знаний о возможностях своего ребёнка;

• овладение способами организации детской деятельности в домашних условиях.

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада; установление партнёрских отношений с родителями в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

Подведение итоговых результатов освоения программы:

1. информирование родителей о ходе образовательного процесса;

2. собеседование с родителями;

3. анкетирование.

Условия реализации программы:

1. Образовательный процесс включает педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

2. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.

3. Использование дополнительного материала для работы вне образовательной деятельности, который представлен игровыми развивающими упражнениями, играми, стихотворениями и т. д.

5. Создание развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

В группах организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей, созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей (уголки для самостоятельной деятельности детей): игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной художественной деятельности. Имеется достаточное количество дидактических, развивающих игр, пособий, обучающие компьютерные игры, интерактивная доска, проектор и т. д.

6. Сотрудничество педагога с семьёй. Успех сотрудничества возможен только тогда, когда педагог и родитель осознают важность целенаправленного педагогического воздействия на ребёнка.

2. Содержательный раздел

На занятиях используются следующие приемы и методы обучения:

В процессе образовательной деятельности используются следующие методы обучения:

• словесные (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественных произведений, игра и др.)

• наглядные (наблюдение, показ образца, способа действия, рассматривание картин, репродукций, иллюстраций);

• практические (упражнения, выполнение заданий, освоение технологий, совместное творчество);

Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности:

• эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха,

• познавательные методы: познавательный интерес, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску решений, выполнение творческих заданий.

• волевые методы: рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.

• социальные методы: развитие желания быть полезным, выполнение поручений, создание ситуации взаимопомощи.

• стимулирующие методы: награждение звездочками и поощрительными призами за успешное обучение.

Диагностический инструментарий

Диагностика развития детей раннего возраста проводится индивидуально по запросу родителей с письменного их согласия.

Особенности психики ребенка 1 года 6 месяцев до3 лет требуют иных, чем в дошкольном возрасте, подходов, проявляющихся в организации исследования, выборе инструментария, обработке данных и интерпретации.

В работе используется Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет/ Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. (Приложение 4).

Цель диагностического обследования: психолого-педагогическая оценка психического развития детей раннего возраста.

Задачи диагностического обследования:

-выявление специфики развития в каждой из сфер психики ребенка;

-установление связей между уровнями развития разных сторон психики ребенка;

-определение социальных факторов, влияющих на уровень как в целом психического развития ребенка 1 года 6 месяцев до3 лет, так и отдельных направлений;

-выделение проблемных зон в развитии и взаимосвязей между ними;

-выявление индивидуальных черт психического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Проценко Т. А. Оздоровительные игры для малышей. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 304 с.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М. : «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2008. -144 с.

3. Сто лучших пальчиков игр / Сост. В. Г. Дмитриева. - Москва: АСТ, 2015

4. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет/ сост. Т. В. Калинина [и др. ]- Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. -151 с.

5. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.

6. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с анг. Книга для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1998.

7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст: Пособие для воспитателя дет. сада /Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. Н. Кононова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой – 4-е изд, перераб. - М. : Просвещение, 1985.-144 с.

8. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Кн. Для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1991. -207 с.

9. Приглашает детский сад! (О группах кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении). М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. -144

10. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. - М. : МОЗАИКА_ СИНТЕЗ, 2010. – 144 с.

11. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику рук/ Ткаченко Т. А. -М. : Эксмо, 2010. -64 с.

12. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет/ Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. – М. : МГППУ, 2002. – 128 с.

Публикации по теме:

Досуг для детей и родителей группы кратковременного пребывания (гкп) «В гостях у свинки Пепы»Досуг для детей и родителей группы кратковременного пребывания (гкп) «В гостях у свинки Пепы» В зале (группе) играет музыка из мультфильма «Свинка Пепа». Дети и родители заходят в зал (группу) и видят, что на стульчике сидит свинка.

Досуг с родителями «Во что играли наши бабушки и дедушки» для детей группы кратковременного пребывания Цель: Приобщать к традициям русского народа через игру Задачи: --создать у детей и взрослых радостное, бодрое настроение; - приобщить детей.

Группа кратковременного пребывания «Малышок».Группа кратковременного пребывания «Малышок». Добрый вечер,уважаемые коллеги и друзья! Хочу рассказать о группе кратковременного пребывания которая функционирует в нашем ДОО. Группа.

Конспект итогового игрового сеанса «Путешествие в сказку» для детей группы кратковременного пребывания 2–3 лет Конспект итогового игрового сеанса «Путешествие в сказку» для детей группы кратковременного пребывания (2-3 года, включает 3 части: 1-я.

Конспект итогового сюжетного занятия по физической культуре для детей группы кратковременного пребывания «Колобок» Программное содержание: - учить детей выполнять различные виды ходьбы (высоко поднимая колени, змейкой, по наклонной доске, на носочках);.

Конспект ООД по рисованию углем и гуашью «Зимнее дерево» для детско-родительской группы кратковременного пребывания 1,6–3,6 лет Образовательные области : Художественно-эстетическая, Познавательная деятельность. Программное содержание: Познакомить детей.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»Опыт работы «Группа кратковременного пребывания» Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребёнка раннего младшего возраста в детский садик, является.

Особенности работы группы кратковременного пребывания в детском саду «Особенности работы группы кратковременного пребывания в детском саду» В федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка» подчёркивается,.

Сценарий новогоднего праздника в группе кратковременного пребывания Сценарий новогоднего праздника в группе кратковременного пребывания Действующие лица: 1. Снегурочка 2. Снеговик 3. Колобок (игрушка) 4.

Сценарий новогоднего утренника для группы кратковременного пребывания «Зайка и Дед Мороз в гостях у ребят» Сценарий новогоднего утренника для группы кратковременного пребывания «малышок». Возраст детей от 1 года до 3-х лет. Действующие лица: Снегурочка,.

Автор публикации:
Программа адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха»
Опубликовано: 1 мая 2018 в 15:16
+163Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
26 января День рождения первой карты России

496 лет назад, 26 января 1525 года, была напечатана первая в истории карта нашей страны – «карта Московских земель». Делали её по «Писцовой карте Руси», составленной, по итогам многих разъездов,...

26 января. День Австралии

Самому маленькому континенту на нашей планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про Австралию и познакомить со...

Детский мастер-класс «Подарок маме Татьяне в день ангела» с использованием...
Татьянин день - день ангела всех женщин и девочек с именем Татьяна. В нашей группе тоже есть мамы с этим именем. Детям очень хотелось поздравить своих...
Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»
Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику: украшать ёлочку на...
Конспект НОД по пластилинографии «Еловая веточка с шишкой» в подготовительной группе ДОУ
Цели : 1. Развивать творческие способности детей. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Развивать внимание, аккуратность, усидчивость. Задачи: 1....