Любовь Гостюжева
Программа «Библиотека. Детский сад. Ребенок: грани взаимодействия»
▼ Скачать + Заказать документы
Структура программы.
I. Пояснительная записка
II. Актуальность.
III. Задачи программы.
IV. Особенности организации работы с детьми.
V. План работы.
Приложение 1 – план совместной работы на 2013 -2014г
I.
Пояснительная записка.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность,
которая является важным направлением в развитии и воспитании
детей, предназначена для детей от 2лет до 7 лет,
и рассчитана на 1 год обучения.
Мероприятия проводится во вторую половину дня 1 раза в месяц.
В младшей разновозрастной группе в понедельник;
Публикация «Программа „Библиотека, Детский сад, Ребенок: грани взаимодействия“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
в старшей разновозрастной - в среду.
Продолжительность мероприятий по реализации программы –
не более 30 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10
При разработке программы учитывала следующие принципы:
• доступности и “от простого к сложному” (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей);
• наглядности (иллюстративность, использование ИКТ). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
В работе использую различные методы и приемы:
1. Организационные:
• словесный (беседа, рассказ, и т. д.)
• наглядный (показ кукольного театра, иллюстраций, наблюдение и др.)
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
• исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
II. Актуальность.
Сегодня остро встает проблема литературного образования детей, приобщения их к чтению. Нас беспокоит вытеснение книги источниками информации: телевидением, компьютерными играми, видеопродукцией, поэтому главная цель нашего взаимодействия – вернуть уважение к книге, приобщить к чтению (восприятии) книги и детей, и родителей.
Не секрет, что отношение к книге детей – зеркальное отражение отношения к книге взрослых, поэтому прежде всего взрослые должны стать примером проявления
интереса к книге, понимания ее роли в жизни человека.
«Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются», и привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.
III. Задачи.
1. Развивать познавательный интерес у детей к явлениям окружающего
мира, формировать целостную картину мира, в том числе первичные
ценностные представления.
2. Формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг,
развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический
вкус, расширять кругозор детей.
3. Формировать ценностные ориентиры дошкольников через знакомство
с культурой и традициями родной страны, формировать семейную,
гражданскую принадлежности, развивать патриотические чувства.
4. Приобщать к элементарным общепринятым социальным культурным
нормам и правилам межличностного взаимодействия со сверстниками
и взрослыми, правилам безопасной жизнедеятельности.
I
V. Особенности организации работы с детьми. [/h4]
Разрабатывая программу т, мы попытались объединить усилия всех категорий
взрослых для полноценного участия в жизни ребенка.
В нашем детском саду 2 разновозрастные группы: младшая дети от 2 – 4 лет; старшая разновозрастная, дети с 4 – 7 лет. Поэтому работу мы разбили на два цикла.
1 цикл: «С книжным теплом под маминым крылом»
, которые направлены на «выращивание» литературных "крылышек" у читателей с самого раннего возраста.
2 цикл: «Семицветик», для старших детей.
Мероприятия по циклу «С книжным теплом под маминым крылом» проходят с дошкольники 2-4 лет. С целью - познакомить малышей с разными видами необычных книг и привить любовь к ней через игру.
Библиотекарь приходит в группу 1 раз в месяц и в ходе занятия знакомит малышей с книжками-игрушками с мягкими вставками, имитирующими шерстку зверушек или перышки попугаев, с книжками с сюрпризами, с голограммами, выполненными в
форме автомобилей и установленными на пластиковые колесики. Они не просто развлекают ребенка, но и помогают развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения. Малыши на занятии дают волю воображению, угадывая, что скрывается за книжными сюрпризами, а взрослые им в этом активно помогают.
Библиотекарь старается привить любовь ребенка к чтению через игру, чтобы
малыши постепенно привыкали к приходу библиотекаря и ждали новых, интересных книг. В итоге, чтобы каждый приход библиотекаря был бы праздником для малышей.
Ребенок растет, и различные книги все больше и больше входят в его жизнь, но книжка-игрушка остается при нем и в старшем дошкольном возрасте. Меняется содержание книги, меняется характер рисунков, а сам тип книги сохраняется. Ребята взрослеют, переходят в старшую группу и уже вместе с воспитателем посещают
занятия и различные мероприятия библиотеки.
Занятия по циклу «Семицветик» (для детей 4-7 лет)
проходят в форме доверительного и дружеского разговора, не навязывая детям ту или иную
нравственную ценность, а помогая дошкольникам понять, что нравственное
отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни. Такие встречи состоят из игр, бесед, чтения вслух сказок и обсуждения прочитанного. Дошкольники на каждом занятии знакомятся с новыми нравственными понятиями: доброта, дружелюбие, заботливость, любовь, милосердие.
Ожидаемый результат:
В результате проведения таких занятий дошкольники становятся общительны и
активно принимают участие в беседах, играх. С удовольствием выполняют творческие задания. Серьезно подходят к обсуждению нравственных вопросов о добре и зле, о любви, милосердии, заботе, дружбе. В процессе занятия большое внимание уделяется чтению вслух, что особенно помогает понять и оценить нравственные поступки людей.
У детей развивается познавательный интерес к объектам и явлениям
окружающего мира, формируется целостная картина мира, в том числе
первичные ценностные представления. Формируется интерес и потребность в
чтении (восприятии) книг, развивается литературная речь, художественное восприятие
и эстетический вкус, расширяется кругозор детей.
V. На основании созданной программы составляется план работы на год.
Приложение 1 – план совместной работы на 2013 -2014г
Приложение №1
ПЛАН РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ
№ мероприятия сроки ответственные Отметка о выполнении
I Составление плана работы на учебный год - август библиотекарь, воспитатель.
цикл: «С книжным теплом под маминым крылом»,
«Такие разные книжки» - с книжкой я расту и развиваюсь.
II Громкие чтения: библиотекарь
1. произведения А. Барто «Игрушки» сентябрь
2. кукольный театр «Маша и медведь» октябрь
3. «Козлята и волк» ноябрь
4. «Кто сказал «Мяу»». декабрь.
5. кукольный театр «Три медведя» январь
6. Сказка о глупом мышонке» февраль
7. «Краденое солнце» март
8. «Девочка ревушка» апрель
9. кукольный театр «Новая сказка про колобка».
май
•
ПЛАН РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ
№ мероприятия сроки ответственные Отметка о выполнении
цикл: «Семицветик»
«Читай нас, листай нас – и мы всему научим вас»
1 Обзорная экскурсия в библиотеку детей старших групп "Моя профессия - библиотекарь" октябрь библиотекарь
2 Создание условий для возникновения и развития сюжетно-ролевой игры "Библиотека". в течение года воспитатель
3 Организация работы с детьми в уголке книги. в течение года воспитатель
4
Тематические встречи в библиотеке:
"Русь. Россия - Родина моя" ноябрь
•Экологический обзор "Зимующие птицы" декабрь
•Викторина "По дорогам сказки" январь
Знакомство с книгой. Г.
Андерсена «Снежная королева» февраль
•Уроки вежливости "Доброе слово, что ясный день" март
Викторина по творчеству К. И. Чуковского "По следам доктора
Айболита" апрель
Знакомство с книгой «Цветик – семицветик» май
5
• просмотр DWD видио "Дорожная азбука" / ОБЖ /
«Дороги, знаки» сентябрь
«Переходы» октябрь
«Перекрестки» ноябрь
«Плохая дорога» декабрь
«Транспорт» январь
«В метро» февраль
«Железнодорожный переезд» март
«В городе» апрель
Выставка книг о ПДД. Рассказ
«История появления светофора» май
•