Мария Попова
Программа деятельности Ресурсного центра по профилактике ДТТ «Островок безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Одной из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города является обеспечение безопасности дорожного движения.
Публикация «Программа деятельности Ресурсного центра по профилактике ДТТ „Островок безопасности“» размещена в разделах
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают самые серьезные трудности и опасности.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми направлениями воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Ознакомление с правилами дорожного движения должно происходить систематично, последовательно с усложнением программных требований от группы к группе, от занятия к занятию.
Наша задача не только дать ребенку определенную систему знаний, но самое главное – сформировать прочную привычку в применении полученных знаний и выполнении правил поведения в обыденной жизни.
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста и направлена на то, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях.
Работая над составлением программы, учитывались требования регионального стандарта, изучались рекомендации работников ГИББД, возрастные особенности детей.
Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания.
В программе изложены организация и содержание работы с детьми, педагогами и родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создает объективную реальность возникновения дорожно – транспортных происшествий. К сожалению, зачастую причиной дорожно – транспортных происшествий бывают дети. Дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки, но и на маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Предоставленные около дома самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость. У них еще не выработалась способность предвидеть опасность. Они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Таким образом, проблема «ребенок на улице города» приобретает все большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения. Поэтому важно данную проблему решать не изолированно в детском саду, а привлекать к этой работе ГИБДД, школу, родителей.
ЦЕЛЬ: объединение усилий педагогов, общественности и родителей в обеспечении безопасности, сохранении жизни и здоровья детей, снижение числа дорожно-транспортных происшествий с их участием.
ЗАДАЧИ:
- совершенствовать систему работы, форм, методов по профилактике ДДТТ путем взаимодействия ДОУ, социума, родителей;
- привлечь заинтересованные организации (ГИБДД, школу) для обеспечения безопасности детей в условиях дорожной среды;
-формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ :
- Конвенция «О правах ребёнка»;
-Закон РФ «Об образовании»;
-Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года);
-Устав МБДОУ № 8 «Светофор».
ОБЪЕКТЫ ПРОГРАММЫ :
1. Дети – воспитанники МБДОУ № 8 «Светофор»;
2. Семьи детей, посещающих детский сад;
3. Педагогический коллектив МБДОУ № 8 «Светофор»;
4. Органы ГИБДД;
5. Общественные организации: ДОУ города, школы города, средства массовой информации: телерадиокомпания и городская газета «Согласие».
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на профилактику ДДТТ, научнообоснованными и практически опробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в целенаправленной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение задач профилактики ДДТТ в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности детей.
4. Принцип возрастной адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет индивидуальных особенностей детей.
5. Принцип результативности – реализация прав ребенка на получение необходимых знаний, умений, навыков, формирование устойчивых привычек правильного поведения и дисциплины.
6. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях МДОУ и семьи – привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
7. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми.
Методы реализации программы
• Внушение. Дети дошкольного возраста легко внушаемы. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры.
• Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В воспитательно - образовательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
• Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Поэтому важно окружить дошкольников положительными примерами.
• Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у детей является основой культуры их поведения в дорожной среде.
• Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Формы организации работы по профилактике ДДТТ :
с детьми:
- обеспечение наглядности по ОБЖ;
- проведение специальных обучающих занятий;
- индивидуальная работа вне занятий;
- игры-занятия;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- игры-соревнования;
- чтение художественной литературы;
- викторины;
- тематические праздники;
- спортивные развлечения;
- музыкальные досуги;
- наблюдения;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- комплексные занятия.
с педагогами:
информационно-практические обучающие занятия;
анкетирование, тестирование;
консультации;
выставки;
мастер-классы;
изготовление методических игр и пособий;
педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства.
с родителями:
родительский всеобуч (занятия для родителей с участием сотрудников отдела ГАИ); родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД;
сотворчество родителей и детей;
совместные досуги;
анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно--транспортного травматизма;
совместное составление фото и видеоматериалов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей дошкольного возраста.
2. Установление прочных связей в организации совместной работы МБДОУ детский сад № 8 «Светофор» с органами ГИБДД, общественными организациями по обеспечению безопасности дорожного движения.
3. Расширение материально-технического и методического обеспечения программы «Островок безопасности».
4. Осознание взрослыми и детьми понятия «безопасность дорожного движения» и формирование прочных привычек в применении полученных знаний, умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, общественном транспорте.
5. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
Контрольно-диагностическая работа по выявлению у детей ЗУН в освоении
Правил дорожного движения.
Месяц Вид диагностики Цель диагностики Ответственный
Сентябрь Стартовая диагностика на начало года определение уровня знаний правил дорожного движения детей с целью выявления задач по каждой группе. Воспитатели ДОУ
Январь Промежуточная диагностика Выявление уровня выполнения программы. Воспитатели ДОУ
Май Итоговая диагностика Выявление уровня полученных ЗУН детей по изучению правил дорожного движения
Воспитатели, старший воспитатель
Структура внешних взаимодействий по организации профилактики ДДТТ
Методическое обеспечение программы :
- разработка программы деятельности Ресурсного центра на базе МБДОУ № 8 «Светофор» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- разработка перспективного планирования по изучению ПДД;
- поиск, изучение и внедрение новых форм взаимодействия с родителями воспитанников, органами ГИБДД, общественными организациями по вопросу профилактики дорожно-транспортного травматизма.
Материально-техническое обеспечение:
-наличие специально оборудованного помещения и площадки по изучению правил дорожного движения;
- приобретение необходимого оборудования: макет светофора, переносных дорожных знаков, жезла для регулировщика, костюм Светофора, игрушечного автотранспорта, наглядных пособий, плакатов, велосипедов, самокатов.
Приложение 1
Утвержден
Приказом МБДОУ № 8 «Светофор»
от ___2017г. № ___ (о. д.)
___Л. А. Мозговая
План работы Ресурсного центра
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
на 2017 - 2018 учебный год
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
Работа с педагогическим коллективом
1. Педагогическое совещание «Анализ состояния работы РЦ по профилактике ДДТТ за 2016 - 2017 учебный год». План работы на новый уч. г. Сентябрь Старший воспитатель
2. Методическое обеспечение педагогического коллектива по ПДД. В течение года Старший воспитатель
3. Семинар - практикум «Формирование у детей навыков безопасного поведения через художественно - эстетическое развитие» Декабрь Старший воспитатель,
Педагоги ДОУ
4. Тематический контроль «Социоигровые технологии: использование дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр для формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста». Январь Старший воспитатель
5. Педсовет «Эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по формированию основ безопасности жизнедеятельности». Январь Старший воспитатель
Сотрудничество с отрядом ЮИД
1. Обучающее занятие на площадке безопасности ДОУ «Трёхглазый регулировщик».
1 раз в квартал Старший воспитатель, руководитель отряда ЮИД, музыкальный руководитель
2. Викторина «Уроки Светофорчика»
3. Праздник «Посвящение в пешеходы».
1. Участие в конкурсах муниципального и регионального уровня:
«Дорога глазами детей» и др. По плану Комитета по образованию Педагоги ДОУ
2. Участие в акции «Внимание – дети!» Педагоги ДОУ
3. Проведение недель, месячника безопасности Педагоги ДОУ
Работа с родителями
1. Родительское собрание с приглашением инспектора ГИБДД Сентябрь Заведующий ДОУ, старший воспитатель
2. Консультации для родителей, памятки, беседы с родителями по правилам перевоза детей на велосипеде и автомобиле, по передвижению в темное время суток и др. В течение учебного года Воспитатели
Информационное обеспечение
1. Оформление стендов, «Уголков безопасности» в группах, холле детского сада, размещение в них информации. Обновление в течение года Воспитатели, ответственный за работу РЦ
2. Размещение информации о работе РЦ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сайте ДОУ. В течение учебного года Старший воспитатель
Организация мероприятий муниципального уровня:
1. Мастер-класс «Создание дидактического и демонстрационного материала по изучению Правил дорожного движения с дошкольниками. Октябрь Педагогический коллектив МБДОУ №8 «Светофор»
2. Конкурс литературного творчества по ПДД. Март
Приложение 2
Утверждено:
Приказом МБДОУ № 8 «Светофор»
от 30.08.2016г. № 69 (о. д.)
___Л. А. Мозговая
Тематическое планирование по изучению правил
дорожного движения детей дошкольного возраста
в МБДОУ № 8 «Светофор»
Задачи по изучению Правил дорожного движения
Группы общеразвивающей направленности от 1-3 лет, от 3-4 лет
1. Дать первоначальные элементарные знания Правил дорожного движения.
2. Расширять представления об окружающем, формировать ориентировку в пространстве.
3. Учить понимать понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко.
Содержание работы
1 квартал
1. Познакомить детей с улицей, дорогой, тротуаром. Дать элементарные знания о поведении на улице (прогулки, занятия).
2. Знакомство с автобусом – дать представление о том, что автобус перевозит людей (занятие).
3. Игра «Найди свой цвет» - закрепление знаний об основных цветах (игра, занятие).
4. Чтение стихов, рассказов по дорожному движению.
2 квартал
1. Знакомство с грузовой автомашиной, легковым автомобилем (занятие, прогулка).
2. Закрепление понятий: улица, дорога, тротуар (наблюдение на прогулке).
3. Игра «Машины» - дать понятие о светофоре (в свободное время).
4. Чтение стихов, рассказов по дорожному движению.
3 квартал
1. Наблюдение за работой светофора (макет светофора).
2. Знакомство с различными видами транспорта (легковые, грузовые, автобус)
(занятие, прогулка).
3. Игра «Воробушки и автомобиль» - учить детей действовать по сигналу (прогулка).
4. Чтение стихов, рассказов по дорожному движению (в свободное время).
4 квартал
1. Закрепить представления детей о правилах дорожного движения (прогулка, наблюдение, беседа).
2. Игры «Найди свой цвет», «Птицы и автомобиль», «Трамвай», «Автобус», «Машины».
3. Чтение стихов, рассказов (в свободное время).
Группа общеразвивающей направленности от 4-5 лет
Задачи
1. Расширять представления об окружающем, формировать ориентировку в пространстве.
2. Закрепить первоначальные знания о правилах дорожного движения.
3. Познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта: легковые и грузовые машины, пассажирский транспорт.
1 квартал
1. Закрепить представление о тротуаре, о поведении на улице (прогулка, занятие).
2. Знакомство детей с легковым автомобилем (занятие, прогулка, игра).
3. Чтение стихов, рассказов по дорожному движению (занятие, в свободное время).
2 квартал
1. Знакомство с автобусом, дать представление о том, что автобус перевозит людей, о работе водителя автобуса (прогулка, занятие).
2. Знакомство детей с наземным переходом – дать представление, что улицу можно переходить только в специальных местах по пешеходной дорожке.
3. Чтение стихов, рассказов по дорожному движению (занятие, в свободное время).
3 квартал
1. Наблюдение за движением транспорта (прогулка, наблюдение).
2. Закрепить знания правил перехода через улицу (прогулка, рассматривание иллюстраций).
3. Чтение стихов, загадывание загадок (в свободное время).
4. Игра «Цветные автомобили» - закрепление знаний о сигналах светофора (прогулка).
4 квартал
1. Знакомство детей с грузовым автомобилем, с водителем, который ведет его быстро, но осторожно, следит за знаками на дороге и сигналами светофора (занятие, прогулка, наблюдение).
2. Закрепить имеющиеся у детей знания о Правилах дорожного движения (беседа, наблюдение, занятие).
3. Игра «Цветные автомобили», «Лошадки», «Поезд», «Найди свой цвет».
Группа общеразвивающей направленности от 5-6 лет
Задачи
1. Уточнять и дополнять знания о Правилах дорожного движения, изученных в предыдущих группах.
2. Закрепить представление детей о проезжей части, осевой линии.
3. Знакомство детей с перекрестком, дорожными знаками.
4. Дать более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
1 квартал
1. Дидактическая игра «Наша улица»
2. Наблюдение за светофором (целевая прогулка).
3. Игра «Пешеходная дорожка» - закрепить правила дорожного движения, знания детей о светофоре, назначении его сигналов, знать обозначения пешеходного перехода.
4. Чтение художественной литературы о транспорте (в свободное время, занятие).
2 квартал
1. Наблюдение за движением транспорта и работой водителя (занятие, прогулка).
2. «Улица города» (беседа на занятии).
3. Подвижная игра «Цветные автомобили» (занятие, прогулка).
4. «На чем ездят по улице» (занятие, беседа из личного опыта).
3 квартал
1. Правила для пешеходов (занятие, прогулка).
2. Вечер досуга по правилам дорожного движения.
3. «Сигнализация светофора» (занятие).
4. Работа сотрудника ГАИ (беседа).
5. Рассказывание по картине «Улицы города».
4 квартал
1. Инсценировка «На приеме у доктора Айболита» - спектакль для малышей.
2. Викторина по правилам дорожного движения (вечернее время).
3. Беседа «Наш город» (занятие).
4. Наблюдение за пассажирским транспортом на остановке (экскурсия)
Группа общеразвивающей направленности от 6-7 лет
Задачи
1. Закреплять, расширять и углублять представления детей о правилах дорожного движения.
2. Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ, контролирующих и регулирующих движение на улице.
3. Углублять представления детей о работе водителей.
4. Знакомить с назначением дорожных знаков.
5. Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, правильно реагировать на ее изменения.
6. Знакомить детей с правилами пешеходов и пассажиров.
1 квартал
1. Наблюдение за движением транспорта (прогулка).
2. Чтение рассказа А. Дорохова «Перекресток».
3. Изучение правил для пешеходов (занятие).
4. Беседа «Улицы города» (занятие).
5. «Сигнал светофора» (наблюдение).
6. Обучающее занятие на площадке безопасности с участием отряда ЮИД (СОШ)
2 квартал
1. Экскурсия по улице (прогулка).
2. Игра на участке «Перекресток» (прогулка).
3. Наблюдение за транспортом (прогулка).
4. Изучение правил для пешеходов (занятие).
5. Беседа «Улицы города» (занятие).
6. Викторина по Правилам дорожного движения с участием отряда ЮИД (СОШ).
3 квартал
1. Наблюдение за работой пешеходного светофора (прогулка).
2. Прогулка к остановке пассажирского транспорта.
3. Игры «Автобус», «Поезд», «Машина» (вечер).
4. Чтение книги М. Ильина и Е. Сегал «Машины на нашей улице» (занятие).
5. Выставка детских работ по темам «Мой город», «Улица, на которой я живу», «Транспорт».
6. Праздник «Посвящение в пешеходы» с участием отряда ЮИД (СОШ).
Примечание: работа в 4 квартале не ведется из-за выпуска детей в школу.