Папки-передвижки

Развивающая программа по изобразительной деятельности детей 4–5 лет в условиях реабилитационного центра «Маленькие чудеса»

Елена Ястребкова
Развивающая программа по изобразительной деятельности детей 4–5 лет в условиях реабилитационного центра «Маленькие чудеса»

Развивающая программа по формированию у детей 4–5 лет знаний умений и навыков изобразительной деятельности «Маленькие чудеса»

Пояснительная записка.

Программа «Маленькие чудеса» предназначена для творческой работы с детьми дошкольного возраста (4-5 лет, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и находящимися в условиях реабилитационного учреждения. Данное учреждение призвано обездоленному ребенку дать не просто тепло, кров, еду, но снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению, по возможности восстановить или компенсировать опыт семейной жизни.

Публикация «Развивающая программа по изобразительной деятельности детей 4–5 лет в условиях реабилитационного центра „Маленькие чудеса“» размещена в разделах

Целью программы является общее психическое, личностное развитие детей посредством овладения ими элементарными изобразительными умениями и навыками.

Способность к изобразительной деятельности появляется у ребенка не сразу, ее истоки - в раннем детстве. Следует не упустить ранний, а затем дошкольный возраст, наиболее благоприятный для развития. Позднее восполнить пробел в полной мере будет невозможно.

Актуальность данной программы очевидна, так как изобразительная деятельность крайне важна, не столько для овладения умением рисовать, лепить, сколько для общего психического и личностного развития. В процессе детской изобразительной деятельности происходит развитие ребенка по всем направлениям. Исходя из этого основными задачами программы наравне с развитием творческих способностей, воображения, любознательности, умения понимать средства выразительности, возможно осуществление задач по развитию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять свое поведение элементарным правилам - как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. В разделах данной программы закладываются большие возможности для развития позитивного образа «Я» (знания о себе, своих возможностях, положительные эмоции, смелость в активном проявлении себя в процессе деятельности и предъявлении ее результата). В процессе развития навыков изобразительного искусства происходит общение ребенка с педагогом, сверстниками, поэтому следующими задачами программы являются : формирование положительных взаимоотношений, умение быть внимательными, чуткими, заботливыми, отзывчивыми. Процесс развития ребенка в изобразительной деятельности строится на взаимодействии малыша с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения и формируется личность человека, происходит интенсивное познавательное развитие. Программа «Маленькие чудеса» реализует задачи по формированию сенсорной ориентировки в цвете, форме, фактуре предметов; по развитию способности анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное; быть внимательными, а также осваивать действия с изобразительным материалом.

Учитывая специфику учреждения и особенности детей, находящихся в реабилитационном центре, немаловажными становятся задачи по созданию психологического комфорта, по формированию нравственных представлений, положительного отношения к проявлению доброты, заботы.

Дети, поступающие в учреждение, в большинстве своем, в силу неблагоприятной обстановки в семье, имеют бытовую педагогическую запущенность, отставание и нарушения речевого и психического развития. Поэтому, как правило, не в состоянии замечать красоту и своеобразие окружающего мира, по достоинству оценивать ее и получать от этого эстетическое наслаждение - все то, что является началом творчества, которое проявляется затем при создании образа.

Формы и методы.

Ведущими и главными в обучении изобразительной деятельности детей являются наглядные методы:

• наблюдение;

• рассматривание предмета (обследование);

• образец;

• показ картины, способов изображения и способов действия.

Игровые приемы:

• игровая задача;

• игровые действия;

• сюжетно-игровые ситуации.

Наблюдение - один из ведущих наглядных методов развития детей в изобразительной деятельности. Ценность его заключается не только в том, что в процессе наблюдения формируются представления ребенка об изображаемом предмете, явлении, которое служит основой для последующего изображения. В наблюдении у детей формируется яркое, живое представление об окружающем мире.

Наблюдения проводятся перед занятиями по изобразительной деятельности, содержание их тесно связано с содержанием и задачами занятия. Метод обследования влияет на эмоциональность, живость восприятия в процессе изображения. Подвести ребенка к пониманию того, что мир существует и в образах, помогают произведения изобразительного искусства. Иллюстрации в книжках, скульптура малых форм, художественно выполненная игрушка - знакомство со всем этим способствует успешному выполнению задач данной программы.

Показ способов изображения (способов действия) - один из самых важных в реализации задач по развитию у малышей изобразительных навыков, так как у них нет опыта изображения. Показ может быть общим и индивидуальным (индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребенка). Наряду с показом следует применять такие приемы, как пояснение, напоминание, поощрение, художественное слово. Игровые приемы способствуют развитию совместного (педагога и детей) сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на развитие детей.

Программа предусматривает три организационные формы: специальные занятия с решением задач индивидуальной работы с детьми; совместная с воспитателем изобразительная деятельность (в утреннее и вечернее время, на прогулке); самостоятельная деятельность (ребенок волен выбирать или не выбирать этот вид деятельности, материал для этой деятельности, длительность занятия и т. д.).

Реализация программы.

Программа рассчитана на 48 занятий продолжительностью 20 - 30 мин. Периодичность - 1 раз в неделю. Организация детей на занятиях предусматривает различные формы: собственно занятия, совместная деятельность, самостоятельная творческая деятельность детей.

Занятия направлены на психическое и личностное развитие детей. Рекомендуется начинать занятия с игровых приемов (сюжетно-игровых ситуаций и др., с целью активизировать внимание; создания положительного эмоционального настроя, мотивации. Заканчивать занятие приемом обыгрывания готового изображения (незаконченного изображения) с целью привлечь внимание детей к результату деятельности, оживить образ, вызвать желание заниматься рисованием (лепкой, аппликацией). Все это поможет освоению элементарной техники изобразительной деятельности при этом может быть веселым и радостным.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо :

• специально оборудованная комната (столы по росту, мольберты, доски и пр.);

• набор аудио- и видео - материалов, медиатека;

• репродукции картин;

• иллюстрации к сказкам;

• канцелярские принадлежности (карандаши, фломастеры, кисточки, краски, клей, бумага, ножницы, мелки и др.);

• игрушки;

• скульптура малых форм.

Содержание программы.

В программе содержится десять разделов: «Давайте знакомиться, давайте дружить!», «Осенний калейдоскоп», «Маленькие помощники», «Ребята и зверята», «Новый год у ворот!», «Будь здоров!», «Безопасность на дороге», «Чудеса рядом с нами», «Мир доброты», «Творим вместе».

Первый раздел программы позволит исследовать психоэмоциональное состояние детей; познакомить их с изобразительными материалами; лучше ознакомиться с окружающей обстановкой, друг с другом.

Во втором разделе программы посредством изобразительной деятельности воспитываются дружеские взаимоотношения, развивается умение видеть прекрасное вокруг себя (в природе, во взаимоотношениях детей и взрослых, предоставляется возможность раскрыть личностный потенциал каждого ребенка.

В третьем разделе программы осуществляется дальнейшее развитие творческих способностей воспитанников; способствование возникновению положительных эмоций от воспоминаний, связанных с новогодними праздниками.

В четвертом разделе программы продолжается развитие интереса к произведениям народного искусства; знакомство с иллюстрациями известных художников; воспитание доброго отношения к животным, желания заботиться о них, помогать им; продолжается развитие навыков изобразительной деятельности.

В пятом разделе программы уделяется внимание воспитанию трудолюбия, интереса к творчеству народных умельцев; через занятия лепкой, рисованием, аппликацией вызывать у детей радостные эмоции, положительный настрой.

Занятия шестого раздела программы позволит воспитать через изобразительную деятельность доброе и заботливое отношение к маме, доброту, отзывчивость, умение сопереживать; формировать и совершенствовать навыки рисования, лепки, аппликации.

На занятиях седьмого раздела программы происходит совершенствование навыков изобразительной деятельности; воспитание интереса к здоровому образу жизни, внимательного и заботливого отношения к себе и окружающим.

Занятия восьмого раздела программы дети в знакомятся с безопасным поведением на дороге, трудом шофера, назначением светофора, также осуществляется воспитание интереса к изготовлению атрибутов для совместных игр.

Девятый раздел программы способствуют формированию навыков в нетрадиционной технике изобразительной деятельности; развитию умения понимать средства выразительности в изобразительном искусстве; обогащению внутреннего мира ребенка; закреплению ранее приобретенных навыков.

В десятом разделе программы осуществляется воспитание устойчивого интереса и желания участвовать в коллективном труде, создание возможности для самовыражения ребенка в коллективе; способствование снятию психологического напряжения.

Результативность программы.

Данный курс программы позволит :

развить у детей творческие способности, воображение, умение анализировать предметы, явления;

• воспитать самостоятельность, инициативность, коммуникативность, чуткость, умение проявлять заботу к окружающим;

• относиться к себе и другим с уважением и доброжелательностью;

• выработать у детей способность подчинять свое поведение элементарным правилам;

• сформировать у детей сенсорные ориентировки в цвете, форме;

• овладеть техническими и художественными элементарными навыками;

• узнавать и называть материалы, которые можно использовать в изобразительной деятельности;

изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

Публикации по теме:

«Цветик-семицветик». Спортивно-развлекательное мероприятие по ЗОЖ для воспитанников реабилитационного центра от 7 до 16 лет «Цветик — семицветик» (интегрированное занятие по здоровому образу жизни)Цель - создание условий для активного коллективного досуга воспитанников.

Детская площадка для детей нашего реабилитационного центраДетская площадка для детей нашего реабилитационного центра Я предлагаю Вашему вниманию несколько полезных идей как преобразить участок для прогулок детей на воздухе. Всё – сделано из простых и доступных.

Задача воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Воспитателем надо родиться, Чтоб детей непременно любить. И терпенье иметь, не сердиться, И заботой уметь окружить! В социально-реабилитационный.

Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра Введение Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых.

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Маленькие дизайнеры» (для детей 5–7 лет) .

Программа кружка по изобразительной деятельности «Юные волшебники» для детей 5–6 лет Пояснительная записка. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением.

Программа по поддержке ветеранов ВОВ для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Не жалейте добрых слов привета Для больных, усталых стариков. Чтобы их душа была согрета, Им не надо слишком много слов. Иногда достаточно.

Танцевальная программа для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Буги-вуги» Танцевальная программа «Буги – Вуги» Цель: укрепление эмоционально позитивных межличностных отношений между детьми. Задачи: 1. Развивать.

Творческий проект «Золотая осень» для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 7–11 лет Вид проекта: творческий. Продолжительность проекта: две недели. Участники проекта: несовершеннолетние 2 реабилитационной группы «Капитошки»,.

Занятие для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 7–16 лет «Личность в семье» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая программа по изобразительной деятельности детей 4–5 лет в условиях реабилитационного центра «Маленькие чудеса»
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 18:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД