Папки-передвижки

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Маленькие дизайнеры» (для детей 5–7 лет)

Марина Спиридонова
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Маленькие дизайнеры» (для детей 5–7 лет)

Автор:Спиридонова Марина Михайловна

воспитатель старшей группы

МБДОУ "Детский сад №1" города Лениногорск РТ

ПРОГРАММА КРУЖКА по декоративно-прикладному искусству

«МАЛЕНЬКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ»(для детей 5-7 лет)

Пояснительная записка

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации.

Публикация «Программа кружка по декоративно-прикладному искусству „Маленькие дизайнеры“ (для детей 5–7 лет)» размещена в разделах

Как отмечает Г. Н. Пантелеев – член Союза профессиональных художников, старший научный сотрудник центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, в практике детского сада нередко смешивают содержание понятий «изобразительная деятельность», «творческое конструирование» и собственно «деятельность детского дизайна». Детская продукция, после художественно-дидактических занятий, сложенная в папки – это не дизайн. А, например, изготовление элементов костюма к празднику, создание декораций к кукольному спектаклю, оформление выставки, создание фитокалендаря в уголок природы, аранжировки из природного материала, первые шаги в архитектуре и т. д. относятся к детскому дизайну. Эта деятельность близка занятиям творческого конструирования, но вместе с тем подготавливаем ребёнка к основам социопространственного творчества. В результате дизайн-деятельности у детей развивается элементарное дизайнерское мышление, которое позволяет комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды.

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Особенностью программы является выделение большего кол-ва часов на изучение русских промыслов. Изучение русского декоративно-прикладного искусства обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, знание традиций.

Работа начинается с формирования понятийного аппарата у детей и взрослых. Значимость данной проблемы определяется с помощью рекламно-информационного поля, в виде творческой папки, вопросников и анкет.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка и дизайнерское мышление через народное декоративно-прикладное искусство.

Основные задачи:

• развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;

• ознакомить с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности;

• развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;

• воспитать художественный вкус и чувство гармонии;

• ознакомить детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного учреждения.

Направления:

1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;

• Просмотр видеофильмов;

• Экскурсии;

• Дидактические игры;

• Использование силуэтного моделирования

• Экспериментирование с различными художественными материалами;

• Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

• Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

• Использование физминуток;

• Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Типы занятий:

• На тему предложенную воспитателем (освоение нового материала, повторение пройденного);

• На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).

• Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся группой 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю. В год проводится 26 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

• у детей формируются первоначальные представления о дизайне;

• развиваются умения, дающие возможность преобразовывать предметы окружающего мира по законам красоты;

• дети знакомятся с визуальным языком дизайна;

• у них развивается чувство ритма, симметрии, цвета;

• формируется творческое мышление;

• развивается способность к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа под средством конструирования, лепки, изодеятельности и дизайна;

• совершенствуются практические навыки детей;

• у детей развивается умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Методы оценки результативности программы:

• Количественный анализ;

• Посещаемость;

• Статистические данные;

• Фиксация занятий в рабочем журнале;

• Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

• Практические материалы.

Качественный анализ:

• Формирование новых навыков и умений;

• Анализ успешности деятельности и достижение целей;

• Анализ диагностического материала;

• Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

• Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.

• Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).

• Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей. Используются разнообразные формы работы:

• Родительские собрания;

• Индивидуальные консультации;

• Беседы;

• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

• Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);

• Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду.

Изучаемый материал по русскому народному

декоративно-прикладному искусству

(5-7 лет)

№ Темы занятий Количество занятий

1 «Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат» 1

2 «Тематический альбом для коллекции рисунков» 1

3 Куклы наших бабушек 1

4 «Дымковская игрушка» 2

5 Фитодизайн 1

6 Хохломская роспись 2

7 Гжельская роспись 2

8 Городецкая роспись 2

9 Жостовская роспись 2

10 Новогодние игрушки-шары 1

11 Филимоновская игрушка 2

12 Декоративные бутылочки 2

13 Декоративные подвески 2

14 Холодный батик 2

15 По замыслу 3

Всего занятий 26

Перспективный план работы

п/п Тема

Задачи

Количество минут

Теория

Практика

1 Беседа:

«Я в дизайнеры пойду, пусть меня научат»

Дать детям первые представления о дизайне, познакомить с профессией дизайнера.

Активизировать словарный запас детей словами: «дизайн», «модельер», «Костюмер», «гримёр», «архитектор». До 25 мин

2 Аппликация: «Тематический альбом для коллекции рисунков» Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов на основе объединяющего образа.

До 25 мин

3 Ручной труд:

«Куклы наших бабушек» Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси.

Активизировать словарный запас новыми словами и понятиями: «кукла-оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая».

Воспитывать любовь к народному искусству До 25 мин

4 Лепка из солёного теста: «Дымковская игрушка» Познакомить детей с дымковской игрушкой.

Учить лепить игрушку с натуры из целого куска теста путём вытягивания.

Развивать умение самостоятельно выбирать тему работы. До 25 мин

5 Декоративное рисование: «Роспись дымковской игрушки» Познакомить детей с элементами дымковской росписи.

Учить детей самостоятельно выбирать узор для росписи игрушки.

Развивать чувства ритма и цвета. До 25 мин

6 Аранжировка с элементами рисования: «Осенний пейзаж» Познакомить детей с понятием «фитодизайн».

Учить детей использовать в работе гербарий.

Развивать у детей способность к проектному мышлению. До 25 мин

7-8 Рисование «Украсим теремок для зверей» Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов. Используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». До 25 мин

9 Лепка: Гжельская фигурка

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров закрепить умение лепить из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный, используя мотивы Гжели.

До 25 мин

10

Декоративное рисование «Синяя сказка» Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

11-12 Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

До 25 мин

13-14 Декоративное рисование «Жостовские цветы» Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству До 25 мин

15 Аппликация: «Новогодние игрушки-шары» Познакомить детей с правилами простых композиций.

Показать и освоить навыки работы с клеем и тканью. До 25 мин

16 Лепка из солёного теста: «Здравствуй, филимоновская свистулька!» Познакомить детей с филимоновской игрушкой.

Продолжать учить лепить из целого куска соленого теста способом «вытягивания».

Развивать умение самостоятельно выбирать тему своей работы. До 25 мин

17 Декоративное рисование: «Роспись филимоновской игрушки» Познакомить детей с элементами филимоновской росписи.

Продолжать учить расписывать объёмные фигурки.

Развивать чувство ритма и цвета. До 25 мин

18-19 Аппликация: «Декорирование бутылочек» Познакомить и освоить с детьми создание простых композиций.

Развивать проектное мышление, воображение, умение работать в коллективе До 25 мин

20-21 Аппликация: «Декоративные подвески» Познакомить детей с некоторыми простыми формами подвесок и вариантами их декоративного оформления.

Вызвать радостное настроение. До 25 мин

22-23 Декоративное рисование «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, «холодный» батик). Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей.

До 25 мин

24-26 По замыслу. Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте. Развивать творческие способности детей. До 25 мин

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 летДополнительная образовательная программа кружка «Инфознайка» для детей 4–5 лет Пояснительная записка Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить.

Консультация для педагогов «О методах и приемах руководства обучением декоративно-прикладному искусству»Консультация для педагогов «О методах и приемах руководства обучением декоративно-прикладному искусству» «О методах и приемах руководства обучения декоративно-прикладному искусству» Декоративно-прикладное искусство – это художественное оформление.

Образовательная программа кружка «Умелые ручки» для детей 6–7 лет «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Проект по декоративно-прикладному искусству Автор проекта: Елена Сергеевна Асанова Содержание 1. Аннотация проекта 2. Введение 3. Актуальность и социально-экономическая значимость.

Программа кружка для детей 4–6 лет «Сказка» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой деятельности «Сказка» с детьми 4 – 6 лет (средняя, старшая группа «Ромашки») МБДОУ детский сад «Малышок».

Программа кружка по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» для детей 4–5 лет Актуальность. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев.

Программа театрального кружка в детском саду «Юные артисты» (для детей 6–7 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек» Программа театрального кружка в детском саду «Юные.

Рабочая программа кружка по тестопластике «Мукосолька» (для детей 5–7 лет) Пояснительная записка Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Лепка из соленого теста, так же, как и другие виды.

Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров»Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» Здравствуйте уважаемые коллеги! В этом году в своей работе я большое внимание уделяла декоративно-прикладному искусству! мы с детьми беседовали.

Сопроводительное письмо к презентации «Организация кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Аюна» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Маленькие дизайнеры» (для детей 5–7 лет)
Опубликовано: 26 сентября 2017 в 11:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД