Программа дополнительного образования «Наша вселенная»

Мешкова Татьяна Владимировна
Программа дополнительного образования «Наша вселенная»

Программа для кружка для детей 4 -7 лет

Адаптированная программа дополнительного образования.

Естественно-научное направление.

«Наша Вселенная» - это ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе.

Для группы компенсирующей направленности старшего и подготовительного возраста.

Уровень реализации программы – обучаемые 4 - 7 лет.

Срок реализации – 3 года.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Наша Вселенная» - это ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе - это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе. Детям интересен окружающий мир, не только который вокруг них, но и над ними. Внимание ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т. д. Нередко малыши задают совсем недетские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или какие они, эти «черные дыры».

В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность «космического» мышления. Это способствует расширению кругозора ребёнка, даёт ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Начальное астрономическое образование помогает детям создать мир культуры в себе, развивать идеи диалога культур. Это не дается человеку от рождения. Эта способность формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня. Поэтому астрономия не просто совокупность специфических знаний, умений и навыков, астрономия - часть индивидуальной культуры.

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.

Содержание программы «Наша Вселенная» предусматривает последовательное ознакомление детей с видимой Вселенной, с миром звёзд, а так же с наиболее яркими страницами истории астрономии и космонавтики.

Образовательная деятельность организуется в различных видах деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения,фантазии и детского творчества:

• познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

• коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

• игровой

Новизна программы в том, что в ходе образовательной деятельности по рабочей программе дополнительного образования «Наша Вселенная» воспитатель создаёт ситуации, в экспериментальной деятельности которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Иными словами, исследование организуется от потребности детей. Задача педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность. Воспитатель подводит ребёнка к экспериментам, но не в готовом виде,а как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так, что можем узнать?». То есть экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось? Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками самостоятельно детьми

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Воспитание и обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. В процессе реализации программы «Наша Вселенная» используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность по программе проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребёнка: игры, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты, чтение художественной литературы.

Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира. Знакомя детей с научными понятиями в области астрономии, мы даём целостное их понимание, учим ориентироваться потоке информации.

Образовательный процесс по рабочей программе строится на основе:

взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития;

поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Практический материал представлен примерным перспективно-календарным планом работы с детьми всех возрастных групп по приобщению их к началам астрономии. Представленные задачи перспективно проходят через возможные виды детской деятельности.

Учебный план образовательной деятельности «Наша Вселенная».

Количество НОД в неделю

Количество НОД в месяц

Количество НОД в год

1 4

28

Сентябрь – адаптационный период и образовательная деятельность не проводится.

Май – образовательная деятельность не проводится с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.

Расписание образовательной деятельности по рабочей программе

«Наша Вселенная»

День недели Время

Среда

11.30

Образовательная деятельность проводится в среду один раз в неделю, длительность одного занятия 25 - 30 минут.

Учебно –тематический план

Раздел Тема Количество

часов

1. Вселенная. Космос. 1. Планеты и звёзды

1 ч.

2. Звёзды

1 ч.

3. Почему звёзды мерцают (Эксперимент)

1 ч.

4. Планеты, стройся! 1 ч.

5. Звёзды днём (Опыты)

1 ч.

6. В гости к звёздам

1 ч.

7. О чём рассказал телескоп

1 ч.

8. Что такое астрономия? 1 ч.

9. День и ночь

10. Кто придумал лето?

11. КВН «Загадки на астрономические темы»

12. Луна

13. Загадочная Луна

14. Ролевая игра «Путешествие малышей на Луну»

15. Солнце. Игра – эксперимент.

16. Кто обгрыз месяц? (Опыты) 1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2. Сказочная Вселенная. 1. Легенда о Млечном пути.

1 ч.

2. Созвездия

1 ч.

3. Большая медведица 1 ч.

4. Похититель Солнца

1 ч.

3. Яркие страницы Ккккккосмонавтики.

космонавтики. 1. Зачем человеку космос? 1 ч.

Космонавтики. 2. А нельзя ли было сразу?

1 ч.

3. История Солнечной Вселенной:

Коперник и Бруно.

4. В его руках ключ к будущему.

5. Первые разведчики.

6. «Поехали!»

7. Бесстрашные герои или как человек полетел в космос.

8. Деловая игра «Что? Где? Когда?» 1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Содержание курса

РАЗДЕЛ 1. ВСЕЛЕННАЯ.КОСМОС: Земля - это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды - это огромные светящиеся огненные шары. Солнце - тоже звезда. Вокруг Солнца движется еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбита.

РАЗДЕЛ 2. СКАЗОЧНАЯ ВСЕЛЕННАЯ: Многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Со многими созвездиями связаны удивительные легенды. Млечный Путь - это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек.

РАЗДЕЛ 3.ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ КОСМОНАВТИКИ: Если бы не было древнегреческого учёного Пифагора, который жил почти две с половиной тысячи лет назад, и Клавдия Птолемея, если бы не было польского учёного Николая Коперника и изобретателя телескопа Галилео Галилея, то не смог бы взлететь в космос первый спутник Земли. Тысячи и тысячи людей всего мира, имён многих из них мы не знаем, на протяжении долгих веков готовили сегодняшний звёздный час человечества.

РАЗДЕЛ 4.АСТРОНАФТИКА: Людей, связанных с созданием этой науки и исследованием космоса называют астронавтами. Осваивать космос помогают мужественные космонавты.

Задачи обучения

1.Иметь представление:

- об Астрономии - как науке, изучающий Вселенную;

- роли и месте человека во Вселенной по освоению космоса;

- о часто наблюдаемых природных явлениях: смена дня и ночи, фаз луны, времён года;

- об истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики.

2.Знать:

- что в основе всех природных явлений лежат космические явления: вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца;

- учёных, космонавтах и их свершениях.

3.Уметь:

- делать простейшие умозаключения, доказывать его правильность;

- выбирать из множества единичное, находить правильный выход из множества простейших ситуаций и возможных решений;

- вести беседу на заданную тему

Формы контроля за усвоением учебного материала.

Формы проведения Задачи

Деловая игра «Что? Где? Когда?» в конце изучения курса. 1. Уточнить знания теоретического материала.

2.Выявить знания о природных явлениях: смена дня и ночи, фаз Луны, времён года;

3. Выявить знания об истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики

4. Выявить умение делать простейшее умозаключение и обосновывать своё решение.

5. Выявить умение находить правильный выход из множества решений.

6. Выявить умение самостоятельно вести беседу на астрономическую тему.

К концу года дети должны:

1. Знать о физической природе космических объектов.

2. Знать о влиянии космических объектов на природные процессы и явления, происходящие на Земле.

3. Знать об истории познания окружающего мира, астрономии, космоса.

4.Знать основные астрономические понятия: планета, галактика, спутник, ось Земли, космонавт, космический корабль.

5. Уметь делать умозаключение и обосновывать свои решения.

6. Уметь находить правильный выход из множества решений.

7. Уметь вести беседу на астрономическую тему.

8. Уметь пользоваться образовательным пространством группы;

9. Уметь получать информацию из книг, телепередач, Интернет-ресурсов и др. как источниками информации;

10. Уметь применять полученную информацию для выполнения задания;

11. Уметь сочинять сказки, придумывание заданий товарищу;

12.Уметь взаимодействовать со специальными предметами: микроскопом, картой;

13. Уметь получать первичный опыт в изучении свойств предметов экспериментальным путем.

1. Формы проведения образовательной деятельности

Формы проведения Виды занятий

Контрольно-диагностическая - беседы

- дискуссии

Познавательно - досуговая деятельность - экскурсии

- дидактические игры

- сюжетно – ролевые игры

- развлечения

Соревновательная деятельность - соревнования

НФ - КВН

- деловая игра

- шоу

- викторины

Субъективная и научно-исследовательская деятельность - опыты

- эксперименты

2. Методы и приёмы обучения

Методы Приёмы

1. Наглядный метод - наглядно-зрительные приёмы

- тактильно-мышечные приёмы

- предметная наглядность

- наглядно-слуховые приёмы

2. Информационно-рецептивный метод - совместная деятельность педагога и ребёнка

3. Практический - эксперимент

4. Словесный - краткое описание и объяснение

- образный сюжетный рассказ

5. Метод проблемного обучения - творческое использование готовых знаний

- самостоятельное добывание знаний

6. Игровой - сюжетные игры

- дидактические игры

- развивающие игры

7. Исследовательский - самостоятельное придумывание

- импровизация

8. Соревновательный - разгадывание «астрономических» загадок в быстром темпе

- нахождение неординарных решений для достижения цели

3. Материал

Вид Тематика

1. Морфологические таблицы - Планеты

- Созвездия

- Природные явления

- Космические объекты

2. Кроссворды - Природные явления

- Герои мифов

- Космонавты

3. Ребусы - «Занимательная Астрономия»

4. Карты - Земля

- Галактика

- Планеты Солнечной системы

5. Предметные картинки - Космические корабли

- Портреты учёных и космонавтов

- природные явления

6. Дидактические игры

- «Конструктор»

- «Волшебная астрономия»

- «Волшебная липучка»

- «Юный астроном»

7. Сюжетные игры Космодром

Путешествие на Луну

Космонавты

8. Технические средства диафильмы

слайды

DVD диски

9. Дидактический материал - макет поверхности Луны

- макет Солнечной системы

10. Дидактический материал для проведения опытов, наблюдений - глобус

- настольная лампа

- зеркала

- телескоп

11. Информационные ресурсы http://kosmokid.ru/

http://www.lunohod.info/

https://www.google.ru/

http://www.vseodetishkax.ru

http://www.astrogalaxy.ru

http://znamus.ru/

http://ru.ask.com

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования «Творческая мозаика» Творческая мозаика Рабочая программа дополнительного образования г. Ленинск - Кузнецкий МБУ «Реабилитационный центр» 2018 г. Составители:.

Программа дополнительного образования по пластилинографии «Чудо-пластилин» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ «ЧУДО - ПЛАСТИЛИН» муниципального дошкольного образовательного автономного.

Программа дополнительного образования «Игровые виды спорта» Содержание: Пояснительная записка…. 3 Учебно-тематическое планирование….…6 Ожидаемые результаты и способы.

«Наш город, наш край, наша Родина». Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Сказка» города Смоленска Программа дополнительного.

Программа дополнительного образования «Робототехника» Учебно-тематический план " Робототехника". № Тема Количество часов Теория Практика 1. Знакомство с конструктором LegoWedo 1час 0.5часа 0.5.

Программа дополнительного образования в ДОУ «Шахматы» Цели и задачи программы: 1. Развитие и тренировка психических процессов: - Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть.

Программа дополнительного образования «Здоровейка» На 2017 – 2018 учебный год направление: физкультурно - оздоровительное срок реализации: 1 год возраст: дети дошкольного возраста 5-6 лет.

Программа дополнительного образования «Земля — наш дом» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка» I Пояснительная записка Дошкольный возраст – самоценный.

Программа дополнительного образования по тестопластике «Фантазёры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА Дополнительная образовательная.

Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO» 1. Введение 2. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты. Требованиям к знаниям и умениям воспитанников 1.3.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Дикие животные
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Наша вселенная»
Опубликовано: 12 марта 2019 в 10:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная команда»
Цель: Формирование целостного представления о пожарной безопасности и труде пожарных. Задачи: - Закрепить знания детей о правилах поведения во время...
Фотоотчет о творческих работах учащихся 1 и 4 классов к Дню осведомленности о...
20 января является Днём осведомленности о пингвинах на МААМ. В первом и четвёртом классах мною были проведены небольшие беседы-лекции об этих изумительных...
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень...