Татьяна Сафонова
Программа дополнительного образования по игровой гимнастике и лечебно-профилактическому танцу «Озорные светлячки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетической направленности «Озорные светлячки», разработана для детей 5-7 летнего возраста в соответствии с программой танцевально – игровой гимнастики для детей «Са-Фи-Дансе» и лечебно – профилактического танца «Фитнес–Данс» Ж. Е. Фирилёвой и Е. Г. Сайкиной («Детство–пресс» 2000 и 2007 год, которая рекомендована отделом дошкольного образования Экспертного совета Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга и направлена на музыкально – ритмическое воспитание детей, практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов деятельности: танцев и танцевально – ритмической гимнастики, музыкально – подвижных игр и игр-путешествий, игропластики и пальчиковой гимнастики, игрового самомассажа и гимнастики для коррекции зрения детей, на основе амплификации содержания музыкальной и физкультурной деятельности, придания ей развивающего и творческого характера.
Публикация «Программа дополнительного образования по игровой гимнастике и лечебно-профилактическому танцу „Озорные светлячки“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Актуальность программы.
Большую часть потенциала российского общества будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Российской Федерации.
Дошкольный возраст–один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека.
С каждым годом растёт количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением зрения, речи, осанки, координации движения, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактика заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
Освоение данной программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.
В нашем детском саду, для детей с нарушением зрения, эта программа особенно актуальна.
Задачи программы для слабо видящих детей: развитие координации движений, ориентировке в пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений и обучение мимике и жестам. Неуверенность в движениях слабовидящего дошкольника преодолевается в процессе лечебно профилактических, танцевально–ритмических упражнениях, в связи с необходимостью подчинять свои движения строгому и чёткому ритму музыки.
Программа танцевально–игровой гимнастики и лечебно– профилактического танца реализует все эти задачи.
Новизна программы.
Содержание программы «Озорные светлячки» взаимосвязано с программами по музыкальному и физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Для слабовидящих детей вводятся специальные музыкально–ритмические упражнения для глаз, а так же элементы самомассажа.
Одним из самых сильных возбудителем эмоций человека является ритмичная музыка. Под её влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена.
Ритмическая музыка является могучим воспитывающим и организующим средством. Применение её на занятиях, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства сплочённости, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.
Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой оздоровительный эффект. Сам танец совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств, и особенно – через нервную систему.
Таким образом танцевально – ритмическая гимнастика, лечебно – профилактический танец, гимнастика для глаз и самомассаж, имеют большое оздоровительное значение и могут применяться в терапевтическом и психотерапевтическом лечении, а также для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей дошкольного и школьного возраста.
Цель программы – содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально - игровой гимнастики и лечебно – профилактического танца.
Основные задачи:
1. Укрепление здоровья:
• Способствовать оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата;
• Формировать правильную осанку;
• Содействовать профилактике плоскостопия;
• Содействовать развитию и функциональному совершенствованию зрения, органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
• Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно – силовые и координационные способности;
• Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
• Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества, танцевальных движений и танцев;
• Развивать ручную умелость и мелкую моторику.
3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:
• Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
• Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
• Воспитывать умения эмоционального воображения, раскрепощённости и творчества в движениях;
• Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Организационно – методическое обеспечение программы
Данная программа составлена для детей старшего дошкольного возраста 5-6, 6-7 лет. Занятия проводятся со 2 сентября по 31 мая 2 раза в неделю продолжительностью: для детей 5-6 лет- 25 минут, для детей 6-7лет- 30 минут. Программа рассчитана на 2 года обучения. В учебный год планируется для детей 5-6 лет- 72 занятия, детей 6-7 лет- 72 часа.
Отличительные особенности программы
В программу добавлены упражнения для глаз, упражнения для ориентировки в простанстве, так как детский сад компенсирующего вида (для детей с нарушением зрения, самомассаж в игровой форме. Сопутствующей формой обучения являются сюжетные занятия – путешествия, включающие в себя все виды подвижной деятельности и служащие основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее.
Игры – путешествия используют средства предыдущих разделов программы, а так же межпредметные связи. В них прослеживается интеграция музыки, физкультуры, изобразительного искусства, театра и развития речи. Такие интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приёмов обучения детей. Они помогут сплотить ребят, дают возможность стать тем, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь.
Программа «Озорные светлячки» дополняет базовую включением регионального компонента. Часть заданий в заключительных занятиях – путешествиях, включают в себя игры, танцевальные движения и танцы кубанского народа.
Программа даёт наиболее широкий спектр возможностей использования ритмичной музыки и танца, ритмической гимнастики и игропластики, пальчиковой гимнастики и подвижных игр.
А нестандартная методика лечебно-профилактических танцев Фитнес-Данс, включающая образные танцевальные упражнения, укрепляющие осанку, для профилактики плоскостопия, для суставной, дыхательной гимнастики, для глаз, пальчиковой гимнастики, а так же для растягивания, расслабления мышц и связок, в нашем детском саду, для слабовидящих детей, особенно важна и необходима.
Методы, используемые на занятиях кружка
Беседа, рассказ, сказка;
Рассматривание иллюстраций и презентаций;
Просмотр видео и прослушивание аудио записей;
Показ упражнений и танцевальных движений;
Игра, соревнование.
Задачи для детей 1 года обучения (5-6 лет).
Владеть навыками по различным видам передвижения по залу;
Приобрести определённый запас движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях;
Уметь передавать характер музыкального произведения в движении;
Овладеть основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения;
Уметь исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку.
Задачи для детей второго года обучения (6-7 лет)
Знать о правилах личной гигиены на занятиях;
Уметь хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр;
Уметь выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой;
Владеть основами хореографических упражнений этого года обучения.
Уметь исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений;
Уметь выполнять двигательные задания по креативной гимнастике.
Особенности организации учебного процесса
Содержание программы представлено календарным планированием учебного материала. В большинстве своём каждый урок рассчитан на 2 занятия (1-2, 3-4, 5-6 и т. д.) Однако занятие планируется в зависимости от подготовленности группы или условий работы. Основа учебной программы – в её вариативности, единстве обучения, воспитания и решения оздоровительных задач.
Любое занятие начинается с организационного входа в зал под музыку,
сообщается задача занятия, проводятся передвижения и построения.
Рекомендуется проводить занятия в сопровождении рассказов, речитативов, песен, под ритмичную музыку.
Отличительные знаки, эмблемы, жетоны, грамоты, значки, медали, маршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, соответствующее оформление зала, костюмы, а так же эмоциональный настрой педагога, его доброжелательность, создаст атмосферу праздника и вызовет положительные эмоции детей.
Все основные технические приемы и навыки соответствуют программе «Са-Фи-Дансе» и учитывают региональный компонент образовательной программы МДОУ.