Наталья Ладыжева
Программа дополнительного образования по модульному оригами с детьми дошкольного возраста «Волшебное оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
дополнительного образования
для детей 5-7 лет
«ВОЛШЕБНОЕ ОРИГАМИ»
(1 год обучения)
Автор – составитель:
Ладыжева Наталья Васильевна
Содержание
I.Пояснительная записка
II. Учебно-тематический план
III. Содержание программы
IV. Методическое обеспечение программы
V.Литература
Пояснительная записка.
Публикация «Программа дополнительного образования по модульному оригами с детьми дошкольного возраста „Волшебное оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Модульное оригами
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Программа «Волшебное оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей и подготовки руки к письму. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического так и образного мышления, кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и
обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей.
Занятия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для самого педагога, именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, педагог сможет привить интерес к оригами у детей и родителей.
Цель занятий оригами : ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Задачи курса:
Обучающие
• Знакомить детей с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея.
• Научить делать различные игрушки в технике оригами и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
• Закреплять знания детей основных геометрических понятий: прямоугольник, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение. прививать настойчивость в достижении цели;
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
• Воспитание любви к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду.
Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:
• Обеспечение разнообразия материала для познавательной и творческой деятельности каждого ребёнка.
• Обеспечение наглядности, схем, чертежей, образцов изделий.
• Планирование занятий от простого к сложному, тематическими циклами.
• Развитие положительной эмоциональной сферы, творческих способностей каждого ребенка.
Направления программы
• Художественно – эстетическое направление
• Познавательно – речевое
• Социально – личностное
Отличительная особенность данной дополнительной программы : тесное переплетение нескольких областей. На занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания в математике, окружающем мире, развитии речи и др.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы : 1 год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. Форма проведения занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая деятельность).
Предполагаемые результаты:
Должны знать:
• Что такое оригами;
• Историю возникновения оригами;
• Основные приемы работы, способ складывания базового прямоугольника.
• Правила техники безопасности;
Должны уметь:
• Подбирать бумагу нужного цвета;
• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
• Выполнять разметку листа бумаги;
• Пользоваться схемой, технологической картой;
• Собирать игрушки – разными способами;
• Анализировать образец, анализировать свою работу;
• Составлять композицию из готовых поделок.
• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Учащиеся должны овладеть навыками :
• Разметки листа бумаги;
• Складывания базового модуля
• Резания;
II. Учебно - тематическое планирование.
1 Что такое оригами?
2 Прямоугольник -основная фигура модульного оригами.
3 Практическое занятие.
4 Рамочка для фото (подарок к Дню матери)
5 Снежинки
6 Лилия
7 Изготовление чашки
8 Цыпленок
9 Зайка
10 Лебедь
11 Рыбка
12 Коллективная работа «Павлин»
13 Выставка детских работ
Итого: 34
III.Содержание программы
Тема занятий Содержание Задачи
1 Что такое оригами? Знакомство с коллекцией бумаги, историей оригами, готовыми работами. Учить внимательно, слушать педагога, восхищаться готовыми работами. Побуждать желание выполнять поделки своими руками.
2 Прямоугольник -основная фигура модульного оригами.
Обобщение знаний о геометрических фигурах, закрепление понятия прямоугольник.
Учить самостоятельно делать прямоугольники из целого листа, аккуратно разрезать бумагу.
Учить сгибать прямоугольник, совмещая углы и стороны. Складывать модуль.
3 Практическое занятие. Самостоятельное изготовление модулей.
Учить самостоятельно делать модуль. Учить работать с
инструкционными картами. Дать понятие условных обозначений, терминов и приемов.
4 Рамочка для фото
Соединение модулей в одно целое. Изготовление простых изделий. Учить соединять модули в одно целое (в один ряд), изготавливать плоские фигуры, самостоятельно выбирая цвет и форму. Проявлять творчество и фантазию при декоративном оформлении поделки.
5 Снежинки
Соединение модулей в одно целое разными способами Учить соединять модули в одно целое разными способами. Учить увеличивать число модулей в следующем ряде вдвое.
Учить создавать особый скрепляющий элемент – «арку».
6 Лилия
Закрепление соединения модулей в одно целое разными способами Закрепить умения увеличивать число модулей в следующем ряде вдвое. Учить создавать из обычного треугольного модуля специальный модуль «лепесток». Учить собирать лист лилии, используя модули основного и второстепенных цветов.
7 Изготовление чашки
Соединение модулей в одно целое, изготовление объёмных фигур. Продолжать учить соединять модули в одно целое. Учимся замыкать ряды треугольных модулей в круг;
Учить создавать объемные фигуры. Учить читать схемы, работать по образцу.
8 Цыпленок
Соединение модулей в одно целое, изготовление объёмных фигур. Учить делать модифицированные модули (из обычных, для использования их в качестве крепления.
Учить делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия. Учить творчески подходить к изготовлению изделий, самостоятельно выбирать форму, цвет и размер. Продолжать учить работать со схемами. Развивать творчество, вносить свои идеи по оформлению готового изделия.
9 Зайка
Соединение модулей в одно целое, изготовление объёмных фигур. Закрепить соединение рядов модулей в круг. Продолжать учить делать модифицированные модули (из обычных, для использования их в качестве крепления. Продолжать учить делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия. Использовать дополнительные элементы украшения – глаза, мордочка, кудряшки, проявлять фантазию и творчество.
10 Лебедь
Соединение модулей в одно целое, изготовление объёмных фигур с дополнительными деталями Закрепить соединение рядов модулей в круг. Научиться превращать столбик модулей в шею лебедя. Освоить способ соединения модулей «двойной ряд»; Продолжать учить делать переход на ряды с нужным числом модулей, при этом сохраняя симметричность изделия.
11 Рыбка
Соединение модулей в одно целое, изготовление объёмных фигур Учить изготавливать яйцеобразную форму (тело рыбки, изготавливать поделки из разных компонентов соединяя их. Закреплять умения делать переход на ряды с нужным числом модулей, сохраняя форму и симметричность.
12 Коллективная работа «Павлин»
Умение работать в коллективе Закреплять полученные навыки, научить выполнять коллективные работы, Воспитывать уважение к чужому труду, ответственность за свою работу. Умение договариваться, выполнять работу последовательно, радоваться своим и чужим успехам.
Выставка детских работ Организация выставки детских работ для детей и родителей
V.Литература
1. Забавные фигурки. Модульное оригами
2. 3. А. Богатеева, “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992 год.
3. “Игрушки из бумаги”, издательство “Дельта”, Санкт-Петербург, 1995 год.
4. “Учимся оригами”, под редакцией Ю. Шумакова, издательство “Лицей”, Ростов на Дону.
5. Ю. Афонькин, “Волшебный сад оригами”, Санкт-Петербург, 1995 год.
6. Т. И. Тарабарина “Оригами и развитие речи”, издательство Академия развития, Ярославль,1998 год.
7. Г. И. Долженко “100 оригами”, Ярославль Академия развития 1999 год.
8. С. В. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2009
9. Интернет ресурсы https://stranamasterov.ru/user
для детей и родителей
1. С. В. Соколова «Сказка оригами : Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб. ; Валери СПД, 2004.
2. Забавные фигурки. Модульное оригами
3. С. В. Соколова «Театр оригами : Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб. ; Валери СПД, 2007
4. Интернет ресурсы https://stranamasterov.ru/user