Папки-передвижки

Программа дополнительного образования по социально-педагогической направленности «Лукошко»

Смирнова Юлия
Программа дополнительного образования по социально-педагогической направленности «Лукошко»

Актуальность

Дошкольный возраст время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждение нравственных чувств. воспитание духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотьемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Публикация «Программа дополнительного образования по социально-педагогической направленности „Лукошко“» размещена в разделах

Во все времена, во всех народах основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к Отечественному наследию воспитывает уважения, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчества оказываются предметом особой гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение в жизнь народного духа. Гений творит от себя, но в тоже время за весь народ.

Цель- развитие нравственных качеств личности ребенка через познание русской народной культуры.

Задачи:

-Формирование духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к культурному наследию

- Знакомство детей с народными праздниками, традициями.

-Воспитание любви и интереса к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм

- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

• чтения педагогом рассказов;

• наблюдений;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

• проведения дидактических игр;

• экскурсий по поселку, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтения литературных произведений воспитателем;

• чтения стихотворений детьми, воспитателем;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов на вопросы педагога, детей;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

• сообщения дополнительного материала воспитателем;

• загадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• разбора житейских ситуаций;

• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

• чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

• организовывать продуктивную деятельность;

• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

• оформить коллекцию семян для занятия;

• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

• провести экскурсии различной направленности;

• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми:

• НОД, беседы, сюжетно-ролевые игры нравственного содержания.

• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

• Проведение совместных праздников.

• Просмотр фильмов, использование аудиозаписей.

• Экскурсии, целевые прогулки (по поселку)

• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

• Создание этнографического мини- музея в ДОУ.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

• родительские собрания на нравственные темы;

• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

• вечера вопросов и ответов;

• проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);

• индивидуальные консультации;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

• экскурсии;

• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

Ожидаемые результаты:

• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.

• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, уважение к взрослым и сверстникам.

• Потребность и готовность проявлять сострадание и сочувствие.

• Достижение эмоционального благополучия каждого ребенка.

• Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

• Воспитание положительного отношения к труду.

• Ответственность за свои дела и поступки.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Перспективный план на 2014- 2015 г

Тема Цель Сроки

Занятие № 1 «Диагностическое обследование детей». Проверить уровень знаний детей данной темы. Октябрь

Занятие № 1 «Приглашаем в гости к нам». Учить детей быть вежливыми. Ноябрь

Занятие № 2 «Во саду, ли в огороде». Расширить знания об овощах, ягодах. Разучить потешку «Наш козел». Ноябрь

Занятие № 3 «Лисичка со скалочкой». Познакомить с предметом обихода - скалкой. Познакомить со сказкой «Лисичка со скалкой».

Ноябрь

Занятие № 4 «Петушок- золотой гребешок». Учить детей быть вежливыми. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Ноябрь

Занятие № 1 «Здравствуй зимушка-зима». Разучить русскую народную песенку «Как на тоненький ледок». Декабрь

Занятие № 2 «Зимовье зверей». Учить детей быть дружными. Познакомить со сказкой «Зимовье зверей». Декабрь

Занятие № 3 «Зимовье зверей». Учить создавать аппликацию по готовым формам. Пересказать сказку «Зимовье зверей».

Декабрь

Занятие № 4

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием нового года. Разучить колядку

«Щедровочка». Декабрь

Занятие № 1 «Сундучок Деда Мороза». Расширить представления детей о новогодних традициях Нового года других стран. Разучить закличку. Январь

Занятие № 2

«Лиса и козел». Закрепить умение вежливо общаться друг с другом. Познакомить со сказкой

«Веселый козел». Январь

Занятие № 3 «Веселые ложки». Знакомство с предметами обихода -деревянными ложками. Январь

Занятие № 4 «Заюшкина избушка». На примере сказки показать, как плохо быть хвастливым. Воспитывать доброту. Январь

Занятие № 1

«Кто же в гости к нам пришел». Воспитывать навыки гостевого этикета. Февраль

Занятие № 2

«Русская балалайка» Знакомство с русским народным музыкальным инструментом- балалайкой. Февраль

Занятие № 3 «Лисичка-сестричка»

Воспитывать доброту. Февраль

Занятие № 4 «Масленица дорогая - наша гостюшка годовалая». Знакомство с народным праздником- Масленицей. Разучить песню «Блины». Февраль

Занятие № 1

«При солнышке - тепло, при матушке -добро». Воспитывать любовь к родным. Познакомить с пословицами и поговорками о маме. Март

Занятие № 2 «Крошечка-хаврошечка» Воспитывать доброту. Март

Занятие № 3 «Весна, весна, поди сюда!» Познакомить со старинными обычаями встречи весны. Март

Занятие № 4 «Пришла весна». Познакомить с традицией изготовления одеял и ковриков из лоскутков ткани». Март

Занятие № 1 «Шутку шутить - людей насмешить» Познакомить с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками. Апрель

Занятие № 2 «Небылица-небывальщина». Знакомство с небылицами. Апрель

Занятие № 3 «Русская свистулька». Знакомство с русским народным инструментом- свистулькой. Апрель

Занятие № 4 «Чудесный сундучок». Познакомит с русским народным музыкальным инструментом- балалайкой, свистулькой. Апрель

Диагностика Проверить уровень усвоенных детьми знаний данной темы. Май

Перспективный план на 2016- 2017 г

Тема Цель Сроки

Диагностика Проверить уровень знаний данной темы. Сентябрь

Занятие № 1

Беседа «Кто я?» Дать понятия об отличительных особенностях девочки и мальчика; о месте человека в мире. Октябрь

Занятие № 2

Игра «Я хороший, я плохой». Развитие рефлексии и самоанализа. Октябрь

Занятие № 3

Чтение и обсуждение Т. Шорыгина «Как я выгляжу». Воспитывать культуру поведения, желание выглядеть всегда опрятно и аккуратно. Октябрь

Занятие № 4

Рисование «Это я». Закреплять умение рисовать человека, изображать характерные особенности. Октябрь

Занятие № 1

Чтение и обсуждение Л. Васильева «Азбука вежливости». Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение, доверие к близким взрослым и сверстникам. Ноябрь

Занятие № 2

Беседа «Кто кого обидел». Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Ноябрь

Занятие № 3

Д/и «Паровозик улыбок». Развивать чуткость к окружающим людям. Ноябрь

Занятие № 4

Беседа «Что я могу». Развивать способность видеть положительные качества в себе и других. Ноябрь

Занятие № 1

Игра «Мы разные». Развивать умение различать индивидуальные особенности других детей. Декабрь

Занятие № 2

Игровые упражнения

«Ссора и примирение». Учить детей контролировать мышечные ощущения с целью смены характера движений; передавать чувства интонацией. Декабрь

Занятие № 3

Беседа «Каким я хочу быть». Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внутренний мир. Декабрь

Занятие № 4

Чтение и обсуждение А. Толстой «Золотой ключик». Воспитывать смелость, доброту, взаимовыручку. Декабрь

Занятие № 1

Игра «Мой портрет». Дать детям представление о чувстве собственного достоинства. Январь

Занятие № 2

Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Учить сравнивать чувства переживания героев с собственным опытом. Январь

Занятие № 3

Проблемная ситуация «Хорошо ли быть одному». Учить избавляться от чувства одиночества, удовлетворять потребность детей в тепле и близости; укреплять уверенность в себе. Январь

Занятие № 4

Чтение и обсуждение сказки Ю. П. Казакова «Жадный Чик и кот Васька». Учить детей понимать нравственный смысл поступков героев произведения, его образное обобщение в пословицах. Январь

Занятие № 1 Беседа «Почему нельзя дразниться».

Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Февраль

Занятие № 2

Чтение и обсуждение сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева». Учить видеть, понимать, оценивать чувства т поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Февраль

Занятие № 3

Чтение и обсуждение «Сказки Змея Горыныча» С. Седова. На примере сказок показать, как плохо быть ябедой, жадным, ленивым. Февраль

Занятие № 4

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо». Закреплять представления детей о правилах культуры поведения и культуры общения. Февраль

Занятие № 1

Чтение и обсуждение русской народной сказки «Финист-ясный сокол». Воспитывать доброе отношение к близким. Март

Занятие № 2

Беседа «Дружим с добрыми словами» Формировать понятие «вежливые слова», уметь использовать их в речи. Воспитывать умение просить прощения, извиняться. Март

Занятие № 3

Обсуждение ситуаций «Ежели вы вежливы». Учить отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих. Март

Занятие № 4

Чтение и обсуждение «Ссора» Н. А. Саковича. Показать, как можно уладить конфликт. Март

Занятие № 1

Беседа «Когда мы ссоримся». Обучать регулировать свои эмоции в конфликте, формировать адекватные формы поведения. Апрель

Занятие № 2

Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Фантазеры». Помочь детям через содержимое рассказа осознать отличия фантазии от лжи, дать понять, что фантазия вызывает смех и веселье, а ложь-огорчение и неприятности. Апрель

Занятие № 3

Игра «На что похоже настроение?» Развивать умение описывать свое настроение, понимать настроение других. Апрель

Занятие № 4

Чтение и обсуждение рассказа Г. Браиловской

«Наши мамы, наши папы». Воспитывать любовь и заботливое отношение к своим близким. Апрель

Диагностика Проверить уровень усвоенных детьми знаний данной темы. Май

Перспективный план на 2017-2018 г.

Сроки Тема и цель занятия № 1 Тема и цель занятия № 2 Тема и цель занятия № 3 Тема и цель занятия № 4

Сен-тябрь Диагностика. Цель - проверить уровень знаний данной темы.

Ок-тябрь «Дети и родители»

Цели: сформировать представление о значении семьи в жизни ребёнка, о трудностях детей, живущих вне семьи, о семейных традициях, интересных делах. «Наш детский сад»

Цель: воспитывать бережное отношение к детскому саду, уважение к сотрудникам, желание им доставить радость. «Как я отношусь к другим детям?»

Цель: воспитывать доброжела-тельное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, развивать способность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждения. «Самый дорогой человек»

Цель: развить у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей, сформировать умения и навыки выражения чувств.

Ноябрь «Как вести себя в обществе»

Цель: развить представление о необходимости знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей. «Давай помиримся»

Цель: научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развить чувство юмора. «Человек среди природы»

Цель: развить у детей понимание взаимозави-симости человека и природы, пользы и вреда, которые человек может принести природе, вызвать желание защищать и беречь природу. «Братья и сёстры»

Цель: сформировать осознанное понимание значимости родственных отношений, зависимость добрых отношений от личных качеств каждого; научить детей адекватным формам поведения.

Де-кабрь «Я тебя прощаю»

Цель: развить ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике и жестам. «Я иду в театр»

Цель: закрепить знание правил поведения в общественном месте, навыки общения в театре. «Путешествие в природу»

Цель: закрепить знания детей о роли человека в жизни природы; воспитывать бережное отношение ко всему живому. «О бабушках и дедушках»

Цель: сформировать осознанное восприятие старшего поколения как источника мудрости, опыта, терпеливого заботливого отношения к внукам.

Январь «Мы едем в городском

транспорте»

Цель: закрепить правила поведения в общественных местах; воспитать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам. «Почему ты обиделся?»

Цель: сформировать положительное отношение к противополож-ному полу, понятие о любви, умение высказать своё отношение. «Человек – часть природы»

Цель: систематизи-ровать знания детей о связи человека с природой, о том, что природа помогает человеку жить, трудиться, отдыхать, наслаждаться красотой. «Учусь мечтать»

Цель: подвести детей к пониманию того, что добрые мечты делают человека красивее, что они сбываются, если ты приложишь усилия, что по-настоящему добрый человек и в мечтах помнит о других людях.

Фев-раль «Мы всё знаем и умеем»

Цель: научить детей формулировать правила поведения, воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества; учить детей анализировать собственные поступки. «Легко ли быть справедливым?»

Цель: научить высказывать своё мнение о выполнении правил поведения, находить определения для оценки поведения реальных людей, сравнивать его с поведением героев сказок и мультфильмов. «Мы идём помогать

растениям»

Цель: научить детей относиться к растениям как к живым существам; сформировать навык практической помощи, сочувствия. «Учусь думать и поступать

по- своему»

Цель: развить в детях чувство собственного достоинства, самостоятель-ности, независимости в интеллектуаль-ных и физических действиях, сохраняя доброжела-тельные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.

Март «Легко ли человеку,

если он один?»

Цель: развить понимание о связи и зависимости людей в жизни, способность замечать эмоциональное состояние окружающих, «читать» его на картинах, в иллюстрациях. «Зачем нужен друг?»

Цель: воспитать и развить осознанные взаимно доброжела-тельные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях. «Природа добрая и злая»

Цель: научить видеть связь человека с природой, её ответ на доброе и недоброе отношение; помочь детям освоить способы воображения применимо к теме. «Учусь себя оценивать»

Цель: развить у детей способность анализировать своё поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитывать умение анализировать поведение сверстников доброжела-тельно; развить чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками

Апрель «Мой родной язык»

Цель: развить осознанное отношение к красоте русского языка; познакомить со словом «вульгаризм»; вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи. «Достаточно ли мы

воспитаны?»

Цель: научить детей пользоваться моральными сценками; развить самоконтроль, самооценку; развить желание радоваться успеху сверстников. «Живая и мёртвая вода»

Цель: развить у детей понятие о значении воды в жизни людей; вызвать интерес и желание участвовать в защите природы. «Привычки хорошие и

плохие»

Цель: формировать понятие о толковом словаре, раскрыть значение слова «привычка»; развить способность к анализу и сравнению, способность к самооценке.

Май Диагностика. Цель - проверить уровень усвоенных детьми знаний данной темы.

Список использованной литературы:

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа «Учебно-методическое пособие» С. П. Б. Издательство «Детство- пресс» 1998 год, 304 стр.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.

3. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения – Н. Новг: Нижегородской гуманитарный центр, 1995-138 с.

4. Знакомство детей с русским народным творчеством (Авт- сост. Л. К. Куприна)

5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в д/ с. Конспекты занятий и сценарии праздников Владимирский областной институт усов-я учителей. Владимир, 1995 – 18 с.

6. Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире/ Дошк. восп-е. -2001.№ 9. с. 98-101.

7. Круглова И. Знакомство дошк-в с истоками русской праздничной к-ры/ И. Круглова / Дошк. в-е- 2006-№ 10 с. 15-17

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Архимед» для детей 6–7 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Целью программы является развитие одаренности, креативности и «дивергентного» мышления (оперирование неожиданными.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» Принято Педагогическим советом Муниципального бюджетного.

Программа дополнительного образования «Логоритмика» Логоритмика как инновационный подход для преодоления речевых расстройств у детей. Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования детей художественно-творческой деятельности технической направленности «Фантазёры» Автор-составитель программы: старший воспитатель Сорокина Н. А. возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации программы: 1 год Пояснительная.

Программа дополнительного образования детей общеразвивающей направленности «Игралочка» Пояснительная записка. Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Дополнительное образование призвано.

Программа дополнительного образования «Оригами» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оригами» Автор составитель Бойко И. М. Олекминск 2015 Содержание программы.

Программа дополнительного образования «Поиграй-ка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области.

Программа дополнительного образования экологической направленности для детей старшего возраста «Мой край» «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад № 1.» Программа дополнительного образования экологической направленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по социально-педагогической направленности «Лукошко»
Опубликовано: 30 января 2018 в 17:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД