МААМ-картинки

Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию дошкольников «Гном Эконом»

Екатерина Андреева
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию дошкольников «Гном Эконом»

Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию дошкольников

1 Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Время не стоит на месте, меняющиеся социально-экономические условия определяют необходимость подготовки растущего поколения к предстоящей трудовой деятельности, при этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения.

Публикация «Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию дошкольников „Гном Эконом“» размещена в разделах

Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена — «детского бартера» : ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности ребенка оказываются вне нравственного поля.

Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.

Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят (одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др., когда бездумно и безжалостно портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.

В связи с этим, экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, ведь именно в это время дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики.

В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

Данная Программа дополнительного образования «Школа гнома эконома» (далее Программа) разработана на основе примерной парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников. Формирование предпосылок финансовой грамотности» одобренной министерством образования и науки Российской Федерации и адаптирована для детей дошкольного возраста 4-7 лет.

Программа направлена на формирование у детей первоначальных экономических представлений и экономического сознания, на формирование у детей представлений о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, доходах и расходах, деньгах России и других стран, формирования полезных экономических навыков и привычек (беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду).

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – с 4 до 7лет.

Сроки реализации программы : Программа рассчитана на три учебных года.

Программа носит открытый характер и в течении трех лет может быть дополнена и скорректирован содержательный и организационный разделы. Программа иллюстрирована, имеет фото материалы, изложена в схемах и таблицах, что не нарушает структуру Программы.

1.2 Цель, принципы, структура программы.

Цель Программы — помочь детям дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Основные задачи Программы :

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

Понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

Осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

Признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

Рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

Применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Основополагающие принципы Программы :

Научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений;

Учет возрастных и индивидуальных психических особенностей дошкольников, их интерес к экономическим явлениям, как к явлениям окружающей действительности;

Тесная взаимосвязь нравственно – трудового и экономического воспитания;

Комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания).

Таким образом, есть предположение, что внедрение Программы будет способствовать формированию и развитию у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

Формы и режим занятий.

Форма занятий фронтальная.

Занятия проводятся по определенной системе: от простого – к сложному, от знакомого – к новому, повторяя и закрепляя на каждом этапе уже освоенные навыки и умения.

Продолжительность занятий: один раз в неделю по 20 мин. Всего 34 занятия в год

Время проведения занятий – вторая половина дня.

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

1.3 Планируемые результаты освоения программы

Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, но ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом.

Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально–семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

В результате освоения Программы дети

адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещевом мире, в природном окружении;

в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание образования

Программа состоит из четырех блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

Блоки программы «Школа гнома Эконома» Задачи

1. Труд и продукт (товар)

• Формировать представление о содержании деятельности людей профессий распространенных в с. Калинка Хабаровского муниципального района ;

• Проявлять уважительное отношение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги;

• Поощрять желание и стремление быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

• Стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

2. Деньги и цена (стоимость)

• Познакомить с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам, как к части культуры каждой страны;

Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);

• Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

Воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе;

• Развивать интерес и положительное отношение к рекламе;

• Дать представление о рекламе, о ее назначение;

• Формировать умение правильно воспринимать рекламу;

Воспитывать разумные потребности.

4. Полезные экономические навыки и привычки в быту

• Создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).

Программа составлена с учётом реализации интеграции образовательных областей :

Художественно-эстетическое развитие

o Изготовление сюжетно - ролевых игр экономического содержания, магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др;

o Рисование рекламных плакатов и буклетов, денежных знаков;

o Рисование профессий своих родителей, денег будущего;

o Изготовление дидактических игр совместно с детьми экономической направленности и др;

o Развитие рациональности, позволит значительно экономить материалы используемые при лепке. аппликации или рисовании.

Речевое развитие

o Пополнение словаря новыми словами, обозначающими экономическое явление, применение их на практике;

o Формирование умения выражать свои мысли, составлять рассказы, описывать явления;

o Понимание сложных экономических понятий через использование художественной литературы.

Познавательное развитие

o Совершенствование знания монет;

o Формирование умений использовать математические действия при решении экономических задач ;

o Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия);

o Знакомство с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики, каждая вещь-товар;

o Знакомство с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др. ;

o Знакомство с валютой разных стран.

Социально – коммуникативное развитие

o Знакомство с явлениями социальной действительности, формирование чувств сопричастности ко всему, что происходит в стране и социальной активности в целом, не безразличия к происходящему;

o Ознакомление с явлениями социальной жизни —предметным миром;

o Воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и др.

Физическое развитие

o Формирование базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;

o Привитие элементарных навыков профилактики и гигиены, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, формирования оптимистического миро- и самоощущения;

o Формирование понимания зависимости состояния здоровья и финансовых затрат на лекарства в случае возможных болезней при не соблюдении норм гигиены и неправильного образа жизни.

2.2 Формы, способы и средства реализации Программы

Свободная самостоятельная деятельность детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующий их интересам, что позволяет включаться во взаимоотношения со сверстниками или действовать индивидуально.

Совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми открыта для проектирования в соответствии с интересами детей.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Использование разнообразных форм дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

Основной формой обучения в первую очередь является игра. Именно

через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение и воспитание, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь -доказательство.

Чтение художественной литературы.

Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев, характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение заданий по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Такие приемы работы сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.

2.3 Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников и социальными партнерами

На всех этапах работы важно единство подходов к решению проблем экономического воспитания дома и в дошкольном учреждении. Необходимо информировать родителей о возможности, задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; приобщать к участию в различных мероприятиях в дошкольном учреждении.

Основной целью взаимодействия педагога с родителями является создание содружества «родители – дети - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

2.5 Выявление одаренности у детей дошкольного возраста

Реализация Программы при условии систематической работы направленной на формирование первоначальных экономических знаний дает возможность для выявления и развития одаренных детей.

Возможности развития одаренных детей:

1. Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2. Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

3. Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

4. Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств, стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

5. Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности;

6. Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды;

7. Участие детей в различных мероприятиях, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках и др. ;

8. Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования «Творческая мозаика» Творческая мозаика Рабочая программа дополнительного образования г. Ленинск - Кузнецкий МБУ «Реабилитационный центр» 2018 г. Составители:.

Программа дополнительного образования «Игровые виды спорта» Содержание: Пояснительная записка…. 3 Учебно-тематическое планирование….…6 Ожидаемые результаты и способы.

Программа дополнительного образования по обучению дошкольников «Тула — моя малая Родина» Пояснительная записка В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений.

Программа дополнительного образования «Шахматное королевство» 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Цели и задачи реализации программ Целью программы является создание условий для личностного и интеллектуального.

Программа дополнительного образования в ДОУ «Шахматы» Цели и задачи программы: 1. Развитие и тренировка психических процессов: - Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть.

Программа дополнительного образования «Здоровейка» На 2017 – 2018 учебный год направление: физкультурно - оздоровительное срок реализации: 1 год возраст: дети дошкольного возраста 5-6 лет.

Программа дополнительного образования «Земля — наш дом» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Белочка» I Пояснительная записка Дошкольный возраст – самоценный.

Программа дополнительного образования по тестопластике «Фантазёры» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 «ФЛАЖОК» ГОРОДА СМОЛЕНСКА Дополнительная образовательная.

Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников плаванию «Дельфинёнок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Планета детства» (МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства»).

Создание развивающей среды по экономическому воспитанию дошкольников Создание развивающей среды по экономическому воспитанию дошкольников Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию дошкольников «Гном Эконом»
Опубликовано: 12 января 2019 в 18:04
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД