Программа дополнительного образования познавательно — интеллектуального кружка «Эрудит» (Логика) для детей 4–5 лет

Ольга Тупикова
Программа дополнительного образования познавательно — интеллектуального кружка «Эрудит» (Логика) для детей 4–5 лет

Программа «Логика» предназначена для формирования у детей элементарных математических представлений, развития психических функций (восприятия, памяти, мышления, воображения, а так же развития познавательной активности детей.

Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:

-более ранним началом систематического обучения в школе,

-значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

-изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

Цель данной программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи.

Задачи программы:

-обучение счету до 8;

-знакомство с образованием чисел до 8;

-знакомство с цифрами до 8;

-развитие представлений о величине предметов;

-развитие представлений о форме предметов;

-развитие ритма;

-развитие пространственных представлений;

.Особенностью данной программы является более углубленное и расширенное изучение материала по данной теме.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 4-5 лет.

Образовательный процесс по реализации программы рассчитан на 32 недели, общее количество занятий-64.

Предполагается проведение занятий по подгруппам в разных формах: занятия – беседы, сюжетно- дидактические игры, викторины и т. д.

Ожидаемые результаты.

В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.

Учебно - тематический план.

№ Раздел Количество занятий

1 Количество и счет 42

2 Величина 16

3 Форма 7

4 Ориентировка в пространстве и времени 15

5 Ритм 7

6 Логические задачи 13

Содержание дополнительной программы.

№ раздел содержание

1 Количество и счет

• Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.

• Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.

• Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1).

• Отрабатывание счетных навыков.

• Согласование числительных с существительными.

• Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.

• Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).

• Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).

2 Величина

• Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.

• Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.

3 Форма

• Развитие представлений о форме предметов.

• Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.

• Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами.

4 Ориентировка в пространстве и времени

• Определение пространственного расположения предметов относительно себя.

• Обучение умению передвигаться в указанном направлении.

• Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

• Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.

• Формирование представлений «раньше», «позже».

5 Ритм

• Развитие ритмичности с использованием приема чередования предметов.

6 Логические задачи

• Отгадывание загадок.

• Группировка предметов по определенному признаку.

• Исключение предмета из группы по определенному признаку.

• Составление целого из частей.

Перспективный план

месяц № зан. Тема содержание

октябрь 1,2 Диагностика

3 Развитие восприятия цвета, величины предметов Раскладывание указанного количества предметов на полосках разного цвета.

4 Развитие восприятия цвета и формы предметов Обследование фигуры путем обведения ее контуров пальцем и «пробовательных» действий.

5 Установление отношений «больше», «меньше», «поровну». Классификация предметов по определенному признаку

6 Счет до двух. Число два Различение пространственных представлений относительно себя: впереди - сзади, Слева (налево)- справа (направо).

7 Числа и цифры 1 и 2. Установление количественных отношений «столько же», «больше», «меньше».

8 Сравнение предметов по длине. (длиннее, короче, одинаковые по длине). Счет до трех.

ноябрь 1 Число и цифра 3 Сравнение предметов по толщине: (толще, тоньше, одинаковые по толщине).

2 Группировка предметов по определенному признаку (цвет, форма, величина). Развитие пространственных представлений «вверху», «внизу», «слева», «справа».

3 Счет до четырех. Число 4. Формирование представлений «раньше», «позже».

4 Установление равенства групп предметов разного размера. Закрепление счета до 4. Развитие ритмичности.

5 Число и цифра 4 Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

6 Шар, куб, цилиндр. Закрепление счета до 4.

7 Ориентировка на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине). Закрепление знаний о круге, квадрате

8 Составление числового ряда до 4. Установление соотношения между 5 предметами по высоте.

декабрь 1 Счет до 5. Число 5. Закрепление понятий «раньше», «позже».

2 Составление числового ряда до 5. Закрепление счета до 5. Развитие ритмичности.

3 Прямоугольник и квадрат Развитие представлений «снаружи», «внутри».

4 Закрепление представлений об образовании чисел 4 и 5 и навыков счета до 5. Развитие пространственных представлений (на, над, под).

5 Знакомство с понятием «пара». Установление соотношения между предметами по толщине.

6 Закрепление счета до 5. Сравнение чисел 4 и 5. Составление целого из частей.

7 Установление равенства и неравенства численностей групп предметов разного размера. Установление соотношения предметов по длине.

8 Закрепление счета до 5. Ориентировка относительно себя (направо, налево, спереди, сзади).

январь 1 Ознакомление детей с порядковым счетом Сравнение предметов по толщине.

2 Закрепление счета до 5 с использованием слуховых анализаторов Сравнение предметов по длине и ширине.

3 Закрепление счета предметов до 5 на ощупь. Установление равенства и неравенства численностей групп предметов разного размера.

4 Ориентировка на листе бумаги и на плоскости стола (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Составление числового ряда до 5.

5 Закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Отгадывание загадок (умение обосновывать свой ответ).

6 Группировка предметов по определенному признаку (по цвету, форме, величине). Закрепление понятий «больше», «меньше», «столько же».

7 Закрепление счета групп предметов по- разному расположенных. Составление числового ряда до 5.

8 Закрепление умения выделять длину и ширину предметов, сравнивать длину и ширину (длиной называют больший из этих размеров, упражнять детей в нахождении на глаз и путем приложения предметов равных по длине, ширине. Отгадывание загадок.

февраль 1 Составление числового ряда. Развитие ритмичности.

2 Образование чисел 5 и 6, сравнение их. Отгадывание загадок.

3 Счет до 6. Число 6. Составление целого из частей.

4 Число и цифра 6.

Закрепление счета до 6

Развитие ритмичности.

5 Закрепление умения вести счет в пределах 6, нахождение множества предметов в количестве, соответствующем количеству на образце (2-6, умение видеть равночисленности множеств, находящихся на большом расстоянии друг от друга. Сравнение предметов по высоте.

6 Порядковый счет. Составление целого из частей.

7 Числа и цифры 1-6. Составление числового ряда.

Ориентировка на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).

8 Закрепление знаний об образовании чисел до 6. Счет до 6. Отгадывание загадок.

март 1 Образование числа 7. Счет до 7. Развитие пространственных представлений «слева», «справа», «между», «впереди», «сзади».

2 Образование чисел 6 и 7. Счет до 7. Развитие ритмичности.

3 Число и цифра 7. Закрепить счет в пределах 7. Составление числового ряда.

4 Числа и цифры 1-7. Пересчет предметов на ощупь. Отгадывание загадок.

5 Закрепление счета до 7. Число 7. Сравнение предметов по толщине.

6 Группировка предметов по определенному признаку. Исключение предмета по определенному признаку. Составление числового ряда до 7.

7 Закрепление умения воспроизводить множество предметов по названному числу; Закрепление представления о том, что вести чет можно в любом направлении: Слева направо, сверху вниз, снизу вверх, справа налево.

8 Закрепление знаний о порядковом счете и независимости числа от пространственного расположения предметов. Геометрические фигуры: соотнесение предметов с формой.

апрель 1 Образование числа 8. Счет до 8. Развитие ритмичности.

2 Развитие умения отсчитывать определенное количество предметов по образцу и названному числу. Закрепление счета до 8. Сравнение предметов по длине, толщине, высоте.

3 Геометрические тела: цилиндр, конус. Сравнение их с реальными предметами. Сравнение предметов по высоте.

4 Образование чисел 7 и 8. Счет до 8. Отгадывание загадок.

5 Число и цифра 8. Счет до 8. Ориентировка на плоскости стола: «справа», «слева».

6 Числа и цифры 1-8. Составление числового ряда.

7 Группировка предметов по определенному признаку (по цвету, форме, величине). Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».

8 Закрепление порядкового счета. Знакомство с понятиями «раньше», «позже».

май 1 Закрепление счета до 8. Число 8. Сравнение предметов по длине и ширине.

2 Числа и цифры 1-8. Закрепление счета до 8. Сравнение предметов по толщине.

3 Составление числового ряда. Сравнение предметов по высоте.

4 Отгадывание загадок. Развитие логичности мышления. Закрепление счета до 8. Сравнение смежных чисел.

5 Группировка геометрических фигур по цвету, форме, величине. Развитие ритма

6 Числа и цифры 1-8. Составление числового ряда. Ориентировка в пространстве относительно себя: «справа», «слева», «впереди», «сзади».

7,8 Диагностика

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ Тема «Человек и мир вещей»Цель: Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении, сезонности. Закреплять.

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Логические загадки
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Программа дополнительного образования познавательно — интеллектуального кружка «Эрудит» (Логика) для детей 4–5 лет
Опубликовано: 9 марта 2013 в 17:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

НОД «Путешествие по реке Северский Донец» в группе среднего возраста
Цель: знакомство с рекой Св. Донец. Задачи: продолжать знакомить детей с родным краем, а именно с рекой Северский Донец, с фауной этой реки; воспитывать...
Спортивный досуг для детей средней группы с использованием нестандартного...
Цель: совершенствовать навыки правильного физиологического дыхания. Задачи: • активизировать двигательную активность детей, развивать быстроту,...
Проект «Зачем бегемоту нужны прививки» во второй группе раннего возраста
Проект «Зачем бегемоту нужны прививки? » во второй группе раннего возраста №1 «Ягодка». Актуальность проекта: мало найдётся людей, которые спокойно...