Папки-передвижки

Программа дополнительной образовательной услуги «Занимательная математика» для детей старшего дошкольного возраста ТНР

Алла Корниецкая
Программа дополнительной образовательной услуги «Занимательная математика» для детей старшего дошкольного возраста ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

1. Пояснительная записка.

В проекте ФГОС образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.

Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, интеллектуальному развитию, способствующему умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.

Публикация «Программа дополнительной образовательной услуги „Занимательная математика“ для детей старшего дошкольного возраста ТНР» размещена в разделах

Проблема речи, которая встает в нашем детском саду, тесно взаимосвязана с развитием математических представлений, где дети учатся культуре общения: логически рассуждать, отстаивать свою точку зрения и аргументировать высказывания; обогащают словарный запас.

Мышление детей с ТНР находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.

Целью данной программы является развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр математического содержания

Для её достижения необходимо решение следующих задач:

1. Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

2. Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)

3. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Реализация поставленных задач осуществляется в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом.

2. Содержание программы

Программа «Занимательная математика» будет способствовать повышению уровня математического развития детей по сравнению с требованиями программы на основе обязательного минимума содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, с внесенными в нее изменениями (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, и в соответствии с действующим ФГОС ДО.

Особенность обучения: Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

2.1. Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

1. Вводная диагностика.

2. Волшебные фигуры (блоки Дьенеша)

Цель: Уточнить представления о геометрических фигурах, упражнять

в их группировке.

3. Раздели фигуры.

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.

4. Магазин.

Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур.

5. Логический поезд.

Цель: Учить видоизменять свойства предметов расшифровывать информацию, изображенную на карточке.

6. Угощение для медвежат

Цель: Упражнять в группировке геометрических фигур.

7. Игра с двумя обручами.

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, их признаках и свойствах.

8. Садовник

Цель: Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки.

Октябрь

9. Художники.

Цель: Развивать умение анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам.

10. Логический поезд 2.

Цель: Закреплять умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

11. Архитекторы.

Цель: Закреплять умение анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам.

12. Сложи узор (цветок, пила, бантик, гусь) (Никитин)

Цель: Учить из отдельных частей (кубиков) складывать узор по образцу.

13. Сложи узор (гриб, флаг, палатка, катушка) (Никитин)

Цель: Учить зарисовывать узор, который образуют кубики. Развивать графические способности.

14. Сложи узор.

Цель: Учить придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков.

15. Уникуб У – 3 Красный поезд.

Цель: Учить составлять поезд с вагонами в одном цвете со всех сторон.

16. Уникуб У – 30 Синяя вокзальная скамейка.

Цель: Учить создавать постройку по образцу.

Ноябрь

17. Уникуб У – 35 Сложи куб красного цвета.

Цель: Познакомить с трёхмерным пространством.

18. Уникуб У – 40 Собери двухцветный куб.

Цель: Закреплять представления о трехмерном пространстве.

19. Уникуб У 41 Высотный дом.

Цель: Закреплять сенсорные эталоны цвета и формы.

20. Уникуб У 43 Красный крест.

Цель: Закреплять умение работать по образцу. Развивать комбинаторские способности.

21. Сложи квадрат.

Цель: Закреплять названия геометрических фигур, отбирать части по цвету и по оттенкам цветов.

22. Сложи квадрат.

Цель: Закреплять названия геометрических фигур, продолжать учить составлять квадрат из отдельных частей.

23. Внимание. (В – 1,2,3,4,5)

Цель: Развивать способность видеть и запоминать увиденное, умение находить зависимости и закономерности.

24. Внимание. (В – 6,7,8,9,10)

Цель: Развивать внимание, зрительную память, умение анализировать выполненное задание, сравнивая с образцом.

Декабрь

25. Точечки.

Цель: Закреплять навыки счёта в пределах 10.

26. Точечки.

Цель: Закреплять навыки счёта в пределах 10.

27. Точечки.

Цель: Упражнять в счёте до 10. Закреплять умение составлять число из двух меньших чисел.

28. Внимание – угадай-ка ВУ – 0, 1

Цель: Развивать умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости.

29. Внимание – угадай-ка ВУ – 3, 4,5

Цель: Продолжать развивать внимание, зрительную память при рассматривании фигур и установлении закономерности их изменения.

30. Внимание – угадай-ка ВУ – 6, 7,8

Цель: Продолжать развивать внимание, зрительную память при рассматривании фигур и установлении закономерности их изменения.

31. Портреты друзей.

Цель: Развивать умение составлять геометрические фигуры из частей. Понимать соотношения целого и части.

32. Игры с квадратом Воскобовича

Цель: Развивать творческие и конструкторские способности.

33. Змейка-волшебница.

Цель: Развивать внимание, память, гибкость мышления, пространственное воображение.

34. Поможем жителям Волшебной страны.

Цель: Развивать навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве.

Январь

35. Загадочные льдинки.

Цель: Закреплять названия геометрических фигур.

36. Провожаем Веснушку.

Цель: та же.

37. Математические корзинки.

Цель: Закреплять счет в пределах 10, состав числа из двух меньших.

38. Волшебный квадрат Воскобовича (пароход).

Цель:

Развивать творческие и конструкторские способности, пространственное и образное мышление.

39. Подарки для друзей.

Цель: Развивать познавательные процессы; расширять представления о геометрических фигурах.

40. Играем с палочками Кюизенера.

Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету.

Февраль

41. Новоселье (палочки Кюизенера).

Цель: Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.

42.Ёлка.

Цель: Упражнять в определении длины предмета путём наложения.

43. Назови число – найди палочку.

Цель: Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет.

44. Дорога к дому.

Цель: Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки.

45. Кукла Маша.

Цель: Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения.

46. Зайка.

Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте.

47. Гости из космоса.

Цель: Закрепить знание состава числа 8 из двух меньших.

48. Как разговаривают числа?

Цель: Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками «>», «<».

Март

49. Заполни пустые клетки (А. Столяр).

Цель: Закреплять представления детей о геометрических фигурах, умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур.

50. Где какие фигуры лежат? (А. Столяр).

Цель: Закреплять умение детей классифицировать фигуры по двум свойствам: цвету.

51. Найди все дороги.

Цель: Развивать у детей комбинаторские способности, логическое мышление, сообразительность.

52. Где чей домик?

Цель: Закреплять умение сравнивать числа. Упражнять в умении определять направление движения.

53. Вычислительные машины.

Цель: Закреплять навыки устных вычислений.

54. Вычислительные машины II.

Цель: Упражнять детей в выполнении арифметических действий в пределах десяти, в сравнении чисел.

55. Загадочный конверт.

Цель: Закреплять умение преобразовывать геометрические фигуры для получения нового изображения.

56. Портреты друзей.

Цель: Развивать умение анализировать, сравнивать, умение работать по моделям

Апрель

57. Составление фигуры-силуэта зайца.

Цель: Учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

58. Волшебный зоопарк (звери).

Цель: Продолжать учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

59. Бегущий гусь.

Цель: Учить детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.

60. Составление фигуры-силуэта домика.

Цель: Упражнять в умении составления фигуры-силуэта, проверяя его практически.

61. Головоломка «Вьетнамская игра» (Цветочек).

Цель: Учить детей обдумывать, планировать свои действия.

62. Головоломка «Вьетнамская игра» (Собачка).

Цель: Развивать логическое, пространственное мышление.

63. Головоломки с палочками.

Цель: Упражнять в составлении фигур из определённого количества палочек.

64. Головоломки с палочками.

Цель: Упражнять в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

Май

65. Головоломки с палочками. Преобразование фигур.

Цель: Упражнять в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.

66. Головоломки с палочками. Преобразование фигур.

Цель: Учить планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в фигуре в результате преобразования.

67. Решение задач на нахождение признаков отличия.

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков.

68. Решение задач на нахождение признаков отличия.

Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп.

69. Логические задачи.

Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении логических задач.

70. Логические задачи.

Цель: Развивать логическое мышление.

71. Весёлые задачки Г. Остера.

Цель: Развивать у детей логическое мышление, сообразительность.

72. Итоговая диагностика.

Список литературы:

1. Воскобович В. А. Развивающие игры. РИВ, 2009.

2. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) С-Пб, ООО Корвет, 2001.

3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.

4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М. : Просвещение, 1990.

5. Новикова В. П., Л. И. Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал от 3 до 7 лет, С-Пб, Детство-Пресс, 2008.

6. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка (методические рекомендации). М: Баласс, 2003.

7. Столяр А. А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет – М. : Просвещение,1991.

Публикации по теме:

Скрапбукинг — средство познавательно-речевой деятельности воспитанников Скрапбукинг – средство познавательно – речевой деятельности воспитанников. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного.

Рассуждение о ФГОС ФГОС-это…. 28 августа 2013года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. Совет Министерства образования и науки Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительной образовательной услуги «Занимательная математика» для детей старшего дошкольного возраста ТНР
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 09:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительной образовательной услуги «Занимательная математика» для детей старшего дошкольного возраста ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Алла Корниецкая (УИ 254793) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД