МААМ-картинки

Программа дополнительной образовательной услуги «Занимательная математика» для детей старшего дошкольного возраста ТНР

Алла Корниецкая
Программа дополнительной образовательной услуги «Занимательная математика» для детей старшего дошкольного возраста ТНР

1. Пояснительная записка.

В проекте ФГОС образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала.

Образовательный процесс в детском саду нацелен на личность, способную к саморазвитию, но в нем мало внимания уделяется развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, интеллектуальному развитию, способствующему умственному воспитанию ребёнка-дошкольника.

Публикация «Программа дополнительной образовательной услуги „Занимательная математика“ для детей старшего дошкольного возраста ТНР» размещена в разделах

Проблема речи, которая встает в нашем детском саду, тесно взаимосвязана с развитием математических представлений, где дети учатся культуре общения: логически рассуждать, отстаивать свою точку зрения и аргументировать высказывания; обогащают словарный запас.

Мышление детей с ТНР находится на низком уровне, а конкретных программ для развития мыслительных операций довольно мало.

Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.

Целью данной программы является развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством использования развивающих игр математического содержания

Для её достижения необходимо решение следующих задач:

1. Формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

2. Формировать общеучебные умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)

3. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Реализация поставленных задач осуществляется в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом.

2. Содержание программы

Программа «Занимательная математика» будет способствовать повышению уровня математического развития детей по сравнению с требованиями программы на основе обязательного минимума содержания «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, с внесенными в нее изменениями (инновационная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, и в соответствии с действующим ФГОС ДО.

Особенность обучения: Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

2.1. Календарно-тематическое планирование

Сентябрь

1. Вводная диагностика.

2. Волшебные фигуры (блоки Дьенеша)

Цель: Уточнить представления о геометрических фигурах, упражнять

в их группировке.

3. Раздели фигуры.

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам.

4. Магазин.

Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур.

5. Логический поезд.

Цель: Учить видоизменять свойства предметов расшифровывать информацию, изображенную на карточке.

6. Угощение для медвежат

Цель: Упражнять в группировке геометрических фигур.

7. Игра с двумя обручами.

Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, их признаках и свойствах.

8. Садовник

Цель: Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки.

Октябрь

9. Художники.

Цель: Развивать умение анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам.

10. Логический поезд 2.

Цель: Закреплять умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.

11. Архитекторы.

Цель: Закреплять умение анализировать форму предметов, сравнивать их по свойствам.

12. Сложи узор (цветок, пила, бантик, гусь) (Никитин)

Цель: Учить из отдельных частей (кубиков) складывать узор по образцу.

13. Сложи узор (гриб, флаг, палатка, катушка) (Никитин)

Цель: Учить зарисовывать узор, который образуют кубики. Развивать графические способности.

14. Сложи узор.

Цель: Учить придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков.

15. Уникуб У – 3 Красный поезд.

Цель: Учить составлять поезд с вагонами в одном цвете со всех сторон.

16. Уникуб У – 30 Синяя вокзальная скамейка.

Цель: Учить создавать постройку по образцу.

Ноябрь

17. Уникуб У – 35 Сложи куб красного цвета.

Цель: Познакомить с трёхмерным пространством.

18. Уникуб У – 40 Собери двухцветный куб.

Цель: Закреплять представления о трехмерном пространстве.

19. Уникуб У 41 Высотный дом.

Цель: Закреплять сенсорные эталоны цвета и формы.

20. Уникуб У 43 Красный крест.

Цель: Закреплять умение работать по образцу. Развивать комбинаторские способности.

21. Сложи квадрат.

Цель: Закреплять названия геометрических фигур, отбирать части по цвету и по оттенкам цветов.

22. Сложи квадрат.

Цель: Закреплять названия геометрических фигур, продолжать учить составлять квадрат из отдельных частей.

23. Внимание. (В – 1,2,3,4,5)

Цель: Развивать способность видеть и запоминать увиденное, умение находить зависимости и закономерности.

24. Внимание. (В – 6,7,8,9,10)

Цель: Развивать внимание, зрительную память, умение анализировать выполненное задание, сравнивая с образцом.

Декабрь

25. Точечки.

Цель: Закреплять навыки счёта в пределах 10.

26. Точечки.

Цель: Закреплять навыки счёта в пределах 10.

27. Точечки.

Цель: Упражнять в счёте до 10. Закреплять умение составлять число из двух меньших чисел.

28. Внимание – угадай-ка ВУ – 0, 1

Цель: Развивать умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости.

29. Внимание – угадай-ка ВУ – 3, 4,5

Цель: Продолжать развивать внимание, зрительную память при рассматривании фигур и установлении закономерности их изменения.

30. Внимание – угадай-ка ВУ – 6, 7,8

Цель: Продолжать развивать внимание, зрительную память при рассматривании фигур и установлении закономерности их изменения.

31. Портреты друзей.

Цель: Развивать умение составлять геометрические фигуры из частей. Понимать соотношения целого и части.

32. Игры с квадратом Воскобовича

Цель: Развивать творческие и конструкторские способности.

33. Змейка-волшебница.

Цель: Развивать внимание, память, гибкость мышления, пространственное воображение.

34. Поможем жителям Волшебной страны.

Цель: Развивать навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве.

Январь

35. Загадочные льдинки.

Цель: Закреплять названия геометрических фигур.

36. Провожаем Веснушку.

Цель: та же.

37. Математические корзинки.

Цель: Закреплять счет в пределах 10, состав числа из двух меньших.

38. Волшебный квадрат Воскобовича (пароход).

Цель:

Развивать творческие и конструкторские способности, пространственное и образное мышление.

39. Подарки для друзей.

Цель: Развивать познавательные процессы; расширять представления о геометрических фигурах.

40. Играем с палочками Кюизенера.

Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету.

Февраль

41. Новоселье (палочки Кюизенера).

Цель: Закреплять умение сравнивать палочки по длине; соотносить величину предмета с ограниченным пространством.

42.Ёлка.

Цель: Упражнять в определении длины предмета путём наложения.

43. Назови число – найди палочку.

Цель: Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет.

44. Дорога к дому.

Цель: Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки.

45. Кукла Маша.

Цель: Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения.

46. Зайка.

Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте.

47. Гости из космоса.

Цель: Закрепить знание состава числа 8 из двух меньших.

48. Как разговаривают числа?

Цель: Учить оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками «>», «<».

Март

49. Заполни пустые клетки (А. Столяр).

Цель: Закреплять представления детей о геометрических фигурах, умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур.

50. Где какие фигуры лежат? (А. Столяр).

Цель: Закреплять умение детей классифицировать фигуры по двум свойствам: цвету.

51. Найди все дороги.

Цель: Развивать у детей комбинаторские способности, логическое мышление, сообразительность.

52. Где чей домик?

Цель: Закреплять умение сравнивать числа. Упражнять в умении определять направление движения.

53. Вычислительные машины.

Цель: Закреплять навыки устных вычислений.

54. Вычислительные машины II.

Цель: Упражнять детей в выполнении арифметических действий в пределах десяти, в сравнении чисел.

55. Загадочный конверт.

Цель: Закреплять умение преобразовывать геометрические фигуры для получения нового изображения.

56. Портреты друзей.

Цель: Развивать умение анализировать, сравнивать, умение работать по моделям

Апрель

57. Составление фигуры-силуэта зайца.

Цель: Учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

58. Волшебный зоопарк (звери).

Цель: Продолжать учить составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

59. Бегущий гусь.

Цель: Учить детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планировать ход действий.

60. Составление фигуры-силуэта домика.

Цель: Упражнять в умении составления фигуры-силуэта, проверяя его практически.

61. Головоломка «Вьетнамская игра» (Цветочек).

Цель: Учить детей обдумывать, планировать свои действия.

62. Головоломка «Вьетнамская игра» (Собачка).

Цель: Развивать логическое, пространственное мышление.

63. Головоломки с палочками.

Цель: Упражнять в составлении фигур из определённого количества палочек.

64. Головоломки с палочками.

Цель: Упражнять в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

Май

65. Головоломки с палочками. Преобразование фигур.

Цель: Упражнять в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.

66. Головоломки с палочками. Преобразование фигур.

Цель: Учить планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения, которые произойдут в фигуре в результате преобразования.

67. Решение задач на нахождение признаков отличия.

Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков.

68. Решение задач на нахождение признаков отличия.

Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп.

69. Логические задачи.

Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении логических задач.

70. Логические задачи.

Цель: Развивать логическое мышление.

71. Весёлые задачки Г. Остера.

Цель: Развивать у детей логическое мышление, сообразительность.

72. Итоговая диагностика.

Список литературы:

1. Воскобович В. А. Развивающие игры. РИВ, 2009.

2. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) С-Пб, ООО Корвет, 2001.

3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.

4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М. : Просвещение, 1990.

5. Новикова В. П., Л. И. Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал от 3 до 7 лет, С-Пб, Детство-Пресс, 2008.

6. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка (методические рекомендации). М: Баласс, 2003.

7. Столяр А. А. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет – М. : Просвещение,1991.

Публикации по теме:

Скрапбукинг — средство познавательно-речевой деятельности воспитанников Скрапбукинг – средство познавательно – речевой деятельности воспитанников. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного.

Рассуждение о ФГОС ФГОС-это…. 28 августа 2013года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования. Совет Министерства образования и науки Российской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительной образовательной услуги «Занимательная математика» для детей старшего дошкольного возраста ТНР
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 09:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД