Елена Борисова
Программа досугового клуба «Говорящие пальчики». Развития речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей младшего возраста.
У малышей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.
Публикация «Программа досугового клуба „Говорящие пальчики“, Развития речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
Цель: Развитие речи детей посредством различных координированных манипуляций рук. Формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Задачи:
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
• Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей младшего возраста.
Ожидаемый результат:
К концу года пальчики у детей должны стать более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшится.
Взаимодействие с семьёй.
Цель: Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей младшего дошкольного возраста.
Разнообразные формы работы с родителями, это:
• Индивидуальные беседы.
• Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
• Рекомендации родителям, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
• Консультации “Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста” “Пальчиковая гимнастика”.
• “ Практикум для родителей по теме: “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”.
• Изготовила книжку – раздвижку “Пальчиковые игры”, которые обновляю по мере разучивания.
• Памятка для родителей “Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников”
• Семинар-практикум “Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста”
• Практикум “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников” Памятка “Развитие мелкой моторики рук”.
• Картотека пальчиковых игр.
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»
2-я младшая группа
«Путешествие в сказочный лес»
Цель: развитие речи детей посредством различных координированных манипуляций рук.
Задачи:
1. Развивать подвижность пальцев рук.
2. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
3. Активизировать речь детей через пальчиковые игры.
Ход
I. Ребята, посмотрите на гостей и подарите самую добрую улыбку.
Скажем добрые слова:
«Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй матушка – зима.
Мы друзья!»
(Обнимаются)
А как же наши пальчики? Они тоже встретились и говорят «Доброе утро».
Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем другой, после – двумя одновременно.
«Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам :
- Здравствуй, указательный!
- Привет, средний!
- Здорово, безымянный!
- Как дела, мизинец?
- С таким хорошим настроением приглашаю вас в удивительный зимний лес.
- А вы знаете, что такое лес?
Игра «Что такое лес?»
- много деревьев
- лесные звери
- маленькие зверюшки
- цветы, грибы
На чем же мы отправимся с вами в лес? (Ответы детей)
- Тогда потеплее одеваемся, побыстрее собираемся. Все тепло одеты?
- Вперед, вперед, нас дорожка зимняя ждет.
Садитесь на саночки, поехали! (Все определились, кому санки везти).
Ах, как весело зимой
Санки мчатся с горки ледяной
Впереди большой сугроб,
Головою в снег и стоп!
Приехали! (Стряхивают снежок)
II. Какой чистый воздух. Подышим.
- Что это за дерево? (Елка)
- А на елочке есть что? (Иголки)
- А иголки, какие? (Колючие)
- Давайте покажем пальчиками елочку.
Пальчиковая игра «Елка»
Елка быстро получается.
Если пальчики сцепляются.
Ребята, отгадайте загадку. Он чистый, пушистый, холодный лежит под елочкой? (Снег).
Игра «Снежки»
Так и хочется его в руки взять и поиграть (имитируют – берут, будто снег, лепят комочки, бросают).
И ребята очень рады,
Поиграть в снежки им надо.
- Замерзли руки?
Девочки и мальчики.
Где же ваши пальчики?
Хлопай, хлопай веселей
Топай, топай веселей
Своих ножек не жалей.
Согрелись? Всем тепло?
- Хорошо зимой в лесу? - А чем плохо зимой?
Игра «Хорошо-плохо»
- когда сильный мороз
- когда много снега
- можно встретить волка
- заблудиться
- можно провалиться
Сели на пеньки. Отдыхаем. Звучит музыка, закройте глазки и послушаем пение птиц.
Прилетели птички,
Птички невелички.
Сели, посидели,
Песенку запели.
- Какие же птички прилетели к нам?
Снегирь
Снегирь, снегирек,
Живой огонек,
Вот моя ладошка,
Сядь, погрей немножко.
Воробей
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей.
Киньте крошек воробью.
Я вам песенку спою.
Дятел
Вдруг в лесу раздался стук
Тук-тук, тук-тук.
Это дятел долбит сук
Тук-тук, тук-тук.
Он деревья не калечит,
Он деревья просто лечит
Тук-тук, тук-тук.
Пальчиковая игра «Птичка летит»
И. п. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы- «крылья». Помахать ими.
Птички летели, /помахать «крыльями»/
Сели- посидели, /прижать ладони к груди/
Дальше полетели.
Детки, а давайте, мы сделаем гнездышко и представим, что там сидят птенчики.
Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»
Пальцы правой руки собрать в «щепоть»- это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо. Попеременно чередовать положением рук.
Вот птенцы, а вот – гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.
Вы очень добрые, вы согрели птичек – невеличек. Как вас хорошо слушали – птички.
III. Загадаю вам загадку.
Он большой и косолапый.
Любит лапу он сосать.
Сладкоежка он отменный,
А зимой он любит спать.
Очень любит он реветь,
А зовут его….(Медведь)
- А где же мишка – медведь?
Давайте его поищем. Посмотрите.
Какой-то сугроб, давайте заглянем туда.
Мишка, мишка, милый мой,
Почему ты спишь зимой?
Я же сплю не на дороге.
Я же сплю в своей берлоге.
- Детки, а мишка какой?
- Пусть мишка спит, а мы поиграем с вами в игру.
Физминутка «Три медведя шли домой…»
- Мишка еще крепче уснул. Мы тихонечко пойдем, и оставим бочонок с медом и ягод.
IV. А это чьи следочки? Пойдемте по следочкам.
Шубка белая, как снежок,
Спрятался под кусток и молчок.
Ах, ты заюшка,
Попрыгаюшка.
Где ты бегал и скакал?
Почему нас не встречал?
Ребята, давайте покажем как мы умеем из пальчиков сделать «зайчика».
Ситуация «Почему зайка грустный?»
Вам жалко зайчика?
Подойдем к нему, присядем на корточки и его пожалеем:
• положим руку на его плечо;
• погладим по лапке, по спинке;
• обнимем зайчика.
Ребятки, оказывается, зайка убегал от лисы, от плутовки рыжей.
А что случилось бы с зайкой, если бы его поймала лисичка?
• испугался;
• стал звать на помощь;
• спел бы песенку;
• просил бы: «Отпусти меня, лисичка»;
• угостил бы морковкой.
А может быть, мы его развеселим, давайте поиграем игру «Зайка серенький сидит…»
- А что любит зайка? (Морковку, капусту)
Давайте для зайки приготовим вкусный салат.
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»
Игра «Какое время года?»
- Как вы догадались, что это зима?
Давайте позовем солнышко, чтобы оно согревало всех своими теплыми лучиками.
Солнышко нарядись,
Ясное покажись.
Вот и солнышко выглянуло, но под таким солнышком не согреешься. У него потерялись лучики. Как помочь солнышку?
(Рисуют лучики)
А лучи – то, а лучи, -
Очень, очень горячи.
Солнце, солнышко гори
Всем нам радость подари.
Скажем, до свидания лес!