Получи документы

Программа досугового клуба «Говорящие пальчики». Развития речи детей 3–4 лет

Елена Борисова
Программа досугового клуба «Говорящие пальчики». Развития речи детей 3–4 лет

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей младшего возраста.

У малышей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте не помешают гимнастика рук, а пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

Публикация «Программа досугового клуба „Говорящие пальчики“, Развития речи детей 3–4 лет» размещена в разделах

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Цель: Развитие речи детей посредством различных координированных манипуляций рук. Формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Задачи:

• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

• Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

• Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей младшего возраста.

Ожидаемый результат:

К концу года пальчики у детей должны стать более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшится.

Взаимодействие с семьёй.

Цель: Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей младшего дошкольного возраста.

Разнообразные формы работы с родителями, это:

• Индивидуальные беседы.

• Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

• Рекомендации родителям, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

• Консультации “Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста” “Пальчиковая гимнастика”.

• “ Практикум для родителей по теме: “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”.

• Изготовила книжку – раздвижку “Пальчиковые игры”, которые обновляю по мере разучивания.

• Памятка для родителей “Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников”

• Семинар-практикум “Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста”

• Практикум “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников” Памятка “Развитие мелкой моторики рук”.

• Картотека пальчиковых игр.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГОВОРЯЩИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»

2-я младшая группа

«Путешествие в сказочный лес»

Цель: развитие речи детей посредством различных координированных манипуляций рук.

Задачи:

1. Развивать подвижность пальцев рук.

2. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

3. Активизировать речь детей через пальчиковые игры.

Ход

I. Ребята, посмотрите на гостей и подарите самую добрую улыбку.

Скажем добрые слова:

«Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй матушка – зима.

Мы друзья!»

(Обнимаются)

А как же наши пальчики? Они тоже встретились и говорят «Доброе утро».

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

Кончиком большого пальца поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. Сначала упражнение выполняется одной рукой, затем другой, после – двумя одновременно.

«Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам :

- Здравствуй, указательный!

- Привет, средний!

- Здорово, безымянный!

- Как дела, мизинец?

- С таким хорошим настроением приглашаю вас в удивительный зимний лес.

- А вы знаете, что такое лес?

Игра «Что такое лес?»

- много деревьев

- лесные звери

- маленькие зверюшки

- цветы, грибы

На чем же мы отправимся с вами в лес? (Ответы детей)

- Тогда потеплее одеваемся, побыстрее собираемся. Все тепло одеты?

- Вперед, вперед, нас дорожка зимняя ждет.

Садитесь на саночки, поехали! (Все определились, кому санки везти).

Ах, как весело зимой

Санки мчатся с горки ледяной

Впереди большой сугроб,

Головою в снег и стоп!

Приехали! (Стряхивают снежок)

II. Какой чистый воздух. Подышим.

- Что это за дерево? (Елка)

- А на елочке есть что? (Иголки)

- А иголки, какие? (Колючие)

- Давайте покажем пальчиками елочку.

Пальчиковая игра «Елка»

Елка быстро получается.

Если пальчики сцепляются.

Ребята, отгадайте загадку. Он чистый, пушистый, холодный лежит под елочкой? (Снег).

Игра «Снежки»

Так и хочется его в руки взять и поиграть (имитируют – берут, будто снег, лепят комочки, бросают).

И ребята очень рады,

Поиграть в снежки им надо.

- Замерзли руки?

Девочки и мальчики.

Где же ваши пальчики?

Хлопай, хлопай веселей

Топай, топай веселей

Своих ножек не жалей.

Согрелись? Всем тепло?

- Хорошо зимой в лесу? - А чем плохо зимой?

Игра «Хорошо-плохо»

- когда сильный мороз

- когда много снега

- можно встретить волка

- заблудиться

- можно провалиться

Сели на пеньки. Отдыхаем. Звучит музыка, закройте глазки и послушаем пение птиц.

Прилетели птички,

Птички невелички.

Сели, посидели,

Песенку запели.

- Какие же птички прилетели к нам?

Снегирь

Снегирь, снегирек,

Живой огонек,

Вот моя ладошка,

Сядь, погрей немножко.

Воробей

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей.

Киньте крошек воробью.

Я вам песенку спою.

Дятел

Вдруг в лесу раздался стук

Тук-тук, тук-тук.

Это дятел долбит сук

Тук-тук, тук-тук.

Он деревья не калечит,

Он деревья просто лечит

Тук-тук, тук-тук.

Пальчиковая игра «Птичка летит»

И. п. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы- «крылья». Помахать ими.

Птички летели, /помахать «крыльями»/

Сели- посидели, /прижать ладони к груди/

Дальше полетели.

Детки, а давайте, мы сделаем гнездышко и представим, что там сидят птенчики.

Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»

Пальцы правой руки собрать в «щепоть»- это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо. Попеременно чередовать положением рук.

Вот птенцы, а вот – гнездо.

Всем птенцам в гнезде тепло.

Вы очень добрые, вы согрели птичек – невеличек. Как вас хорошо слушали – птички.

III. Загадаю вам загадку.

Он большой и косолапый.

Любит лапу он сосать.

Сладкоежка он отменный,

А зимой он любит спать.

Очень любит он реветь,

А зовут его….(Медведь)

- А где же мишка – медведь?

Давайте его поищем. Посмотрите.

Какой-то сугроб, давайте заглянем туда.

Мишка, мишка, милый мой,

Почему ты спишь зимой?

Я же сплю не на дороге.

Я же сплю в своей берлоге.

- Детки, а мишка какой?

- Пусть мишка спит, а мы поиграем с вами в игру.

Физминутка «Три медведя шли домой…»

- Мишка еще крепче уснул. Мы тихонечко пойдем, и оставим бочонок с медом и ягод.

IV. А это чьи следочки? Пойдемте по следочкам.

Шубка белая, как снежок,

Спрятался под кусток и молчок.

Ах, ты заюшка,

Попрыгаюшка.

Где ты бегал и скакал?

Почему нас не встречал?

Ребята, давайте покажем как мы умеем из пальчиков сделать «зайчика».

Ситуация «Почему зайка грустный?»

Вам жалко зайчика?

Подойдем к нему, присядем на корточки и его пожалеем:

• положим руку на его плечо;

• погладим по лапке, по спинке;

• обнимем зайчика.

Ребятки, оказывается, зайка убегал от лисы, от плутовки рыжей.

А что случилось бы с зайкой, если бы его поймала лисичка?

• испугался;

• стал звать на помощь;

• спел бы песенку;

просил бы: «Отпусти меня, лисичка»;

• угостил бы морковкой.

А может быть, мы его развеселим, давайте поиграем игру «Зайка серенький сидит…»

- А что любит зайка? (Морковку, капусту)

Давайте для зайки приготовим вкусный салат.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»

Игра «Какое время года?»

- Как вы догадались, что это зима?

Давайте позовем солнышко, чтобы оно согревало всех своими теплыми лучиками.

Солнышко нарядись,

Ясное покажись.

Вот и солнышко выглянуло, но под таким солнышком не согреешься. У него потерялись лучики. Как помочь солнышку?

(Рисуют лучики)

А лучи – то, а лучи, -

Очень, очень горячи.

Солнце, солнышко гори

Всем нам радость подари.

Скажем, до свидания лес!

Публикации по теме:

Презентация по мелкой моторике Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.

Роль пальчиковой игры в развитии детей с нарушением интеллекта Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа досугового клуба «Говорящие пальчики». Развития речи детей 3–4 лет
Опубликовано: 28 марта 2014 в 00:00
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД