Папки-передвижки

Программа «Хочу все знать» (развитие психических процессов детей 5–6 лет)

Евгения Пяташова
Программа «Хочу все знать» (развитие психических процессов детей 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»

Пояснительная записка

В качестве основы Программы по развитию познавательной сферы детей 5-6 лет (далее Программа) выступает инновационный общеобразовательный программный документ для дошкольных учреждений «От рождения до школы» /под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.

Публикация «Программа „Хочу все знать“ (развитие психических процессов детей 5–6 лет)» размещена в разделах

В Программе учитываются достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.

Программа ориентирована на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи. Не меньшее значение в умственном воспитании детей имеет формирование элементарных математических представлений.

Программа направлена на формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Уникальным средством реализации нашей Программы являются авторские игры Б. П. Никитина, Дьенеша, В. В. Воскобовича и В. Кайе, с которыми каждый раз получается новая игра. Такие игрушки дают простор для развития ребенка. С такими игрушками ребенка надо познакомить, показать ему их потенциал. В данном случае в течение целого ряда лет будут созданы условия для гармоничного развития всех психических функций дошкольника.

Б. Н. Никитин разработал разнообразные игры, которые способствуют развитию усидчивости, внимания, фантазии, пространственного воображения, аналитических способностей. Немаловажно и то, что ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным.

Блоки Дьенеша призваны научить классифицировать и группировать предметы по определённым признакам, объединять и исключать, читать схемы, и составлять закономерности… Одним словом развивать логику. И они действительно справляются с этим важным делом. А ребёнок с удовольствием отправится в путешествие по волшебной стране блоков и не заметит, что был на занятии.

С помощью игр Кайе у ребенка развивают внимание память, сенсомоторные координации, мышление, креативность, не только левое полушарие мозга, но и лобные доли мозга (отвечающие за ориентацию в пространстве и память, восприятие, комбинаторные навыки, прослеживающую функция глаза, усидчивость, терпение, тренируют зрительный нерв.

Таким образом, посредством данных авторских игр достигается цель максимального развития творческого потенциала ребенка, обучение его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению, что очень актуально именно в современных условиях.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия будут проходить в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий.

Цель программы : повышение уровня развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени.

• Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.

• Тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память.

• Учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

• Стимулировать речевое развитие путем расширения словарного запаса, тренировки движений пальцев рук.

• Формировать навыки произвольного поведения, усидчивости, целеустремленности.

Программа состоит из 12 занятий (1 раз в неделю, смотреть перспективное планирование) продолжительностью 25 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.

Структура занятий.

В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность.

Основная часть включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы (образное мышление, внимание, память). В нее же включены жестовые и пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики, а также игры, направленные на формирование навыков произвольности. Заканчивают занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.

Перспективное планирование.

Тема и цели.

Содержание.

Материалы.

1. «Части тела».

Развивать :

- произвольное внимание,

- образное воображение,

- зрительное восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук.

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- целеустремленность.

1. Игра «Знакомство».

2. Игра «Отгадай загадку»

3. Карточки Кайе «Человечек»

4. Игра «Глава. Ромена. Колена. Пальцы»

5. Упражнение «Доскажи словечко»

6. Жестовая игра «Вот носик, вот ротик…»

7. Упражнение «Раскрась по образцу»

8. Прощание.

2. «Посуда».

Развивать :

- слуховое внимание,

- долговременную память,

- зрительное восприятие,

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- целеустремленность.

1. Игра «Снежный ком»

2. Упражнение «Запоминай-ка»

3. Карточки Кайе «Чайник»

4. Жестовая игра «Чайничек с крышечкой»

5. Игра «Четвертый лишний»

6. Упражнение «Слушай слова»

7. Упражнение «Раскрась по группам»

8. Прощание

3. «Продукты».

Развивать :

- зрительное внимание,

- зрительную память,

- зрительное восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- целеустремленность.

1. Игра «Верно – не верно»

2. Упражнение «Лото по теням»

3. Карточки Кайе «Банка»

4. Игра «Капуста – морковка»

5. Упражнение «Скажи наоборот»

6. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим»

7. Упражнение «Соедини пары»

8. Прощание

4. «Овощи»

Развивать :

- зрительное внимание,

- долговременную память,

- зрительное восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- целеустремленность

1. Игра «Скажем «Здравствуйте!» руками!»

2. Игра «Где овощи? Где фрукты?»

3. Кубики Никитина «Корзина для овощей»

4. Игра «Съедобное - несъедобное»

5. Упражнение «Волшебный мешочек»

6. Пальчиковая игра «Хозяйка»

7. Упражнение «Путаница»

8. Прощание

5. «Фрукты»

Развивать :

- слуховое внимание,

- зрительную память,

- зрительное восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- целеустремленность

1. Игра «Перевертыши»

2. Упражнение «Запоминай-ка»

3. Карточки Кайе «Дерево»

4. Подвижная игра «Овощи-фрукты»

5. Упражнение «Слушай слова»

6. Пальчиковая игра «Фрукты»

7. Упражнение «Варим суп и компот»

8. Прощание

6. «Ягоды»

Развивать :

- слуховое внимание,

- зрительную и моторную память,

- восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- целеустремленность

1. Игра «Эхо»

2. Игра «Что за ягода?»

3. Кубики Никитина «Корзина для ягод»

4. Подвижная игра «Вершки и корешки»

5. Игра «Четвертый лишний»

6. Упражнение «Продолжи ряд»

7. Упражнение «Соедини по точкам»

8. Прощание

7. «Домашние животные»

Развивать :

- зрительную и слуховую память,

- восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- целеустремленность

1. Игра «Ипподром»

2. Лото по теням «Животные»

3. Блоки Дьенеша «Пони», «Кошка», «Собака»

4. Игра с мячом «Назови детеныша»

5. Жестовая игра «Веселая мышка перчатку нашла»

6. Упражнение «Ассоциации»

7. Упражнение «Соедини по точкам»

8. Прощание

8. «Дикие животные»

Развивать :

- память,

- внимание

- восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- произвольность

1. Игра «Супер-бизон»

2. Игра «Отгадай загадку»

3. Блоки Дьенеша «Лисица», «Белка», «Лев»

4. Игра «Птицы, рыбы, звери»

5. Игра «Доскажи словечко»

6. Пальчиковая игра «Дикие животные».

7. Упражнение «Обведи картинки по контуру»

8. Прощание

9. «Птицы»

Развивать :

- зрительную и слуховую память,

- слуховое внимание

- восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- произвольность 1. Игра «Шел по крыше воробей»

2. Игра «Что за птица?»

3. Кубики Никитина «Сова»

4. Игра «Летает – не летает»

5. Игра «Птицы»

6. Упражнение «Я гулял по лесу»

7. Упражнение «Штриховка»

8. Прощание - мягкая игрушка «дракончик Пыхалка»

10. «Транспорт»

Развивать :

- зрительную и слуховую память,

- слуховое внимание

- восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- произвольность

1. Игра «Ракета хорошего настроения»

2. Игра «Какой бывает транспорт?»

3. Кубики Никитина «Ракета»

4. Жестовая игра «Автобус»

5. Игра «Отгадай загадку»

6. Игра «Назови транспорт»

7. Упражнение «Соедини по точкам»

8. Прощание

11. «Веселая геометрия»

Развивать :

- память,

- внимание

- тактильное восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- произвольность

1. Игра «Шар»

2. Упражнение «Волшебный мешочек»

3. Кубики Никитина «Замок»

4. Игра «Продолжи ряд»

5. Жестовая игра «Мы кружок нарисовали»

6. Игра «Грамотейка. Формы и фигуры»

7. Упражнение «Раскрась фигуры, из которых состоит квадрат»

8. Прощание - мягкая игрушка «дракончик Пыхалка»

12. «Знайки»

Развивать :

- память,

- зрительное внимание

- восприятие,

- речь

- пластичность пальцев рук;

Формировать:

- логическое мышление, - усидчивость,

- сосредоточенность,

- произвольность

1. Игра «Мы охотились на льва»

2. Игра «Назови одним словом»

3. Кубики Никитина «Волны»

4. Игра «Земля, воздух, вода, огонь»

5. Игра «Сложи картинку»

6. Игра «Четвертый лишний»

7. Упражнение «Дорисуй»

8. Прощание

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Программа по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников специальных (коррекционных) школ-интернатов Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №42 г. Ростова-на-Дону «Уверенный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Хочу все знать» (развитие психических процессов детей 5–6 лет)
Опубликовано: 15 сентября 2014 в 15:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Хочу все знать» (развитие психических процессов детей 5–6 лет)» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Пяташова (УИ 237058) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД