Программа коррекции и развития зрительного восприятия у детей в возрасте от 5–8 лет с отклонениями в развитии

Виктория Кондратова
Программа коррекции и развития зрительного восприятия у детей в возрасте от 5–8 лет с отклонениями в развитии

Программа Коррекции и развития зрительного восприятия у детей в возрасте от 5-8 лет с отклонениями в развитии.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в обучении, в усвоении программы как дошкольной, так и начальной школы, это все ведет к проблемам учебно коммуникативного характера, к деформации личностного развития ребенка и к осложнениям их дальнейшей социальной адаптации.

3aдача учителя - дефектолога - помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно - то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решение этих задач невозможно без правильного понимания особенностей детей, имеющих легкую степень умственной отсталости.

Произвольное внимание у ребенка с легкой степенью умственной отсталости нецеленаправленно. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. Психомоторное недоразвитие проявляется в бедности движений, угловатости, недостаточной плавности. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.

Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление о том, что находится вокруг умственно отсталого ученика и что такое он сам. Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.

С учетом всех особенностей у умственно отсталого ребенка была составлена и апробирована программа по коррекции и развитию зрительного восприятия у детей в возрасте от 5-8 лет.

Целью данной программы является коррекция зрительно-пространственного восприятия у детей в возрасте от 5-8 лет с отклонениями в развитии.

Как известно, восприятие - тот познавательный процесс, который обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе этих образов строится работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения.

От сформированности зрительного восприятия зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, процесса чтения, счета.

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста и учащихся первого класса, обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа позволяет: обеспечить коррекцию и развитие зрительного гнозиса младших школьников, а так же развивает их интеллектуально - волевые качества, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Объём программы: всего 12 занятий, проводимых в первой половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Задачи программы: развитие зрительного восприятия, воображения, зрительного внимания, наблюдательности, остроты зрения, образных представлений; формирование изобразительной деятельности, умения сравнивать, анализировать; восприятие элементов предмета и целого, развитие воображения, повышение познавательной активности и интереса.

Форма работы: индивидуальная.

Способы проверки коррекционно – развивающей работы: диагностика зрительного восприятия в начале и конце года и промежуточная диагностика в середине года, наблюдения, анкетирование родителей.

Ожидаемые результаты проведенных занятий по программе коррекции и развития зрительного восприятия у детей с отклонениями в развитии.

1. Совершенствование зрительного гнозиса у детей с отклонениями в развитии. 2. Формирование зрительного восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.

3. Совершенствование зрительного восприятия целостных предметов, когда осуществляется функциональное объединение всех отдельных свойств и в результате формируется целостный образ предмета или явления. 4. Совершенствование умения учащегося выделять отдельные предметы и их свойства. 5. Совершенствование с помощью зрительного восприятия все психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир. 6. Расширение сферы зрительного восприятия, включение в опыт ученика все новые и новые предметы и явления.

Учебно – тематический план.

Месяц Неделя Тема Количество часов

Сентябрь 3 – я нед Восприятие цвета 2

4 – я нед Восприятие формы 2

Октябрь 1 – я нед Восприятие величины 2

2 – я нед Развитие зрительного восприятия на основе предметов 2

3 – я нед Восприятие пространства 2

4 – я нед Итоговое занятие по развитию зрительного восприятия. Закрепление пройденного материала 2

Количество часов - 12

Результативностью программы является положительная динамика учащихся 1 класса

Приложение 1.

Диагностика зрительного восприятия у учащихся

1 класса с отклонениями в развитии.

Процедура проведения обследования - важный компонент диагностики Несоблюдение правил и условий обследования может в значительной степени исказить результаты, привести к ложным выводам и рекомендациям.

Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, следует исключить различные помехи: шум, посторонние разговоры, присутствие посторонних людей, в том числе родителей. Особенно недопустимы негативные оценки результатов выполнения проб.

Педагог должен вызвать интерес у ребенка к предлагаемым заданиям и собственной личности. Отсутствие заинтересованности может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка. В процессе обследования необходимо создать атмосферу доброжелательного сотрудничества.

Методика 1. Наложенные фигуры Попельрейтера.

Данная проба позволяет исследовать зрительно-предметное восприятие, сформированность зрительных образов-представлений и узнавание объектов внешнего мира в условиях «зашумленной» предметной картинки. Узнавание предполагает вычленение существенных признаков предметов, что является уже функцией мышления.

Экспериментальный материал – стандартизированный рисунок со схематическим изображением контуров животных, наложенных друг на друга. Наложение изображений усложняет восприятие и выделение отдельных образов, и именно усложненные условия позволяют определить наличие тех или иных нарушений данного психического процесса.

Учащемуся демонстрируется картинка: «Посмотри внимательно и перечисли, что здесь нарисовано». После того как ребенок узнает и назовет какое-либо животное, следует попросить: «Покажи его обведи фигуру по контуру».

Во время показа ребенком фигуры животного важно проследить, не соскальзывает ли он при обведении на детали других изображений. В случае если такое происходит, необходимо задать уточняющий вопрос: «А что это за часть тела у животного?»

Если учащийся делает длинную паузу, не показав все фигуры, педагогу необходимо попробовать, задавая уточняющие вопросы, помочь ему продолжить выполнение задания: «Есть ли еще какое - либо животное на картинке? На кого оно похоже? Покажи его».

На экспериментальном бланке изображены следующие животные: слон, страус, летучая мышь, мышь, еж, олень, сова, тюлень. Иногда дети называют тюленя «кот», «морж», что не считается ошибкой, Если ребенок правильно обвел животное, но не может правильно его назвать, - это не считается ошибкой восприятия. Незнание названий животных свидетельствует, скорее, о педагогической запущенности, суженности кругозора ученика.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

- точность и дифференцированность показа - обведения фигуры (наличие-отсутствие «соскальзываний» на элементы другой фигуры);

- соответствие зрительного образа семантике заданной фигуры (опознание животного): «Кто это? На кого похожа эта фигура?»;

- плавность движений при обведении фигур;

- время выполнения/узнавания фигур;

- наличие пауз и необходимость стимуляции со стороны взрослого;

- отказы от выполнения задания.

Методика 2. Определение продуктивности кратковременной зрительной памяти.

Исследование продуктивности кратковременной зрительной памяти позволяет исследовать объем памяти, способность к сохранению зрительных образов и точному воспроизведению зрительных образов.

Учащемуся в течение 10 секунд предъявляется бланк с изображением девяти фигур.

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу нарисованные геометрические фигуры. Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся их запомнить». После того как образец убран, учащемуся предлагается на чистом листе бумаги нарисовать как можно точнее те геометрические фигуры, которые он запомнил.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Объем запоминания. Нормальное запоминание - не менее 5 фигур. Засчитывается точное или с незначительными нарушениями воспроизведение образцов. Воспроизведение 4 фигур можно определить как пограничное состояние, вполне возможно, что в данном случае сказываются ситуативные факторы или органические нарушения мозга незначительны. В любом случае, делая выводы о степени сохранности мнемических процессов, важно сопоставить результаты запоминания с успешностью выполнения остальных проб.

Точность воспроизведения. В данном случае оценивается наличие нарушений в изображении составных фигур. Например, круг вписан в квадрат, но, изображая эту фигуру, ребенок рисует круг внутри квадрата без касаний линии окружности сторон квадрата. Именно эти неточности изображения мы относим к незначительным нарушениям запоминания (особенно для детей 7-8 лет, фигура в данном случае засчитывается, так как данная неточность - скорее недостаток развития мышления, а не памяти. В то же время повторение подобных ошибок - уже диагностический признак, который должен учитываться экспериментатором.

Ошибки векторно-зеркального характера. Кошибкам данного типа относятся изображения фигур с поворотом на 90° и 180°.

Замены фигур. Так, часто восьмиугольник изображается как шестиугольник, квадрат может быть изображен как прямоугольник и т. п. Фигура из трех линий, сходящихся в центре, часто изображается как стрелка:

Интерференция различных образцов. Достаточно часто дети перемещают вписанные фигуры. Так, треугольник, в экспериментальном бланке вписанный в окружность, оказывается вписанным в квадрат, квадрат попадает внутрь окружности.

Методика 3. Разрезные картинки.

Методика позволяет исследовать зрительное восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ученика.

В качестве стимульного материала используются разрезные картинки, изображающие предметы или животных

Основная инструкция дается в «глухом» виде: «Сложи, пожалуйста из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись.» То есть экспериментатор не называет предмет, который необходимо сложить из частей. Одна из оптико-пространственных задач, которую должен решить ребенок, - по деталям опознать предмет и, опираясь на мысленный образ, собрать картинку. Если ребенок может спонтанно решить задачу, узнав предмет и практически сразу, целенаправленно собрав части в целое, - мы можем говорить о хорошем уровне зрительного восприятия и наглядно-образного мышления.

Если, узнав фигуры, ребенок тем не менее осуществляет ручной поиск, пробные сочетания частей картинки, прежде чем найдет правильное решение, то такой способ свидетельствует о наглядно- действенном мышлении и недостаточном развитии наглядно-образного мышления.

Говорить о нарушениях образа-представления можно при узнавании ребенком предмета, но неспособности правильно собрать его из частей картинки. Если предмет не узнан - образ-представление отсутствует. Оба эти варианта свидетельствуют о нарушениях зрительного восприятия.

Недоразвитие действий самоконтроля и самостоятельной оценки результатов своей деятельности также свидетельствует о нарушениях зрительных образов-представлений и о снижении пространственного анализа, недоразвитии пространственного мышления. В данном случае ребенок не видит пространственных ошибок в конечном продукте. Чтобы понять, насколько устойчиво это нарушение, следует задать контрольный уточняющий вопрос: «Посмотри внимательно, все ли ты сделал правильно?» Неумение воспользоваться подсказкой взрослого свидетельствует о выраженной дисфункции пространственного анализа и синтеза.

Если учащийся не узнает предмет, дается «открытая» инструкция (помощь) «Сложи из этих частей слона». Называние предмета взрослым должно помочь актуализировать образ с помощью слова. Если эта подсказка не поможет, следует отказаться от дальнейших попыток и корректно, не

фрустрируя ребенка, вывести его из экспериментальной ситуации: «Хорошо, давай пока отложим эту картинку и вернемся к ней как - нибудь позже. Я уверен, у тебя все получится».

Критерии оценки успешности выполнения задания.

Наличие образа-представления (опознание предмета).

Метод решения: спонтанное (в уме) решение или решение посредством ручного поиска.

Наличие пространственных нарушений в конечном результате.

Наличие-отсутствие самоконтроля и оценки правильности выполнения.

Необходимость помощи со стороны взрослого («открытая» инструкция).

Время выполнения, наличие пауз и отказов.

Публикации по теме:

Кризисные фазы, которые переживает семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии Уважаемые педагоги, как нам всем известно, работа с родителями является наиболее важной частью педагогического воздействия на ребенка. А.

Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно - развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Программа коррекции и развития зрительного восприятия у детей в возрасте от 5–8 лет с отклонениями в развитии
Опубликовано: 3 марта 2013 в 18:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...
Фотоотчет «Осенний альбом»
Сегодня, дорогие коллеги, хочу познакомить вас с "Осенним альбомом". Лет десять назад в нашей группе был реализован проект "Времена года". И одним из...
Конспект наблюдения за берёзой в октябре в средней группе
Цели: продолжение знакомства с березой. Задачи: - учить выделять характерные признаки дерева и изменения, связанные с временем года; - воспитывать...