Программа кружка «Абвгдейка» (старший дошкольный возраст)

Екатерина Черноусова Фефилова
Программа кружка «Абвгдейка» (старший дошкольный возраст)

Программа предусматривает работу по развитию точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук с целью подготовки руки к письму.

Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Данная программа раскрывает подготовительную работу руки к письму. Сначала проводится диагностика.

Методики обследования:

Определение ведущей руки

Определение ведущего глаза

Определение графической подготовленности

Определение уровня сформированности мелкой моторики пальцев.

На занятиях с детьми проводились пальчиковые игры без предметов и со специальными развивающими предметами.

При использовании в работе игр без предметов необходимо вовлекать в действие все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения. После того как ребенок свободно выполняет движение, добавляется речевое сопровождение.

Все упражнения составлены с учетом постепенного перехода от простого к сложному и многократно повторяются.

Упражнения со скрепками:

1. Соединение скрепок одна за другую по своему желанию;

2. Рассоединение скрепок по желанию;

3. Соединение скрепок по схеме (дети выполняют действие по наглядному образцу).

4. Соединение скрепок по заданному условию или правилу (дети учатся слышать правило,подчинять действие правилу:

– одна белая, одна желтая…

– две красных, две синих…

– одна красная, три синих… и т. д. и т. п.

Упражнения с применением массажера “Су-Джок”.

Примерные упражнения:

- круговые движения по ладони сначала одной руки, потом другой руки.

- спиралевидные движения по тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

- зигзагообразные движения по ладоням обеих рук и т. д.

Упражнения с мелкими предметами (шариками, мячами, мелкими игрушками из “киндера – сюрприза”, игрушками из “чудесного мешочка” и т. д.)

В процессе деятельности с мелкими предметами развиваются перцептивные действия.Рука выполняет обследующие действия:

- прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.

- постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

- ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения).

- надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан. Эти упражнения развивают ладонные и пальцевые движения.

Предметы,применяемые в играх и упражнениях: эти упражнения позволяют группировать предмет по различным признакам, развивать действия анализа, сравнения, классификации.

1.Мячики:

из различного материала: поролоновые, пластмассовые, резиновые, тряпичные;

разного размера: мелкие диаметр 3–4 см., средние диаметр 5–6 см., крупные диаметр 8–10 см. ;

разной поверхности: гладкой, шершавой, колючей;

разной упругости: твердой, мягкой;

2.Различные мелкие игрушки:

– пробки, брелки, пуговицы, крупы (рис, гречка, горох, игрушки из “киндера-сюрприза”, игрушки из “чудесного мешочка”.

Упражнения:

– разложить предметы по цвету;

– разложить предметы по форме;

– разложить предметы по видам (рис, гречка, горох, шишки, семечки.)

– определить предмет только на ощупь.

Упражнения в тетрадях № 1 и № 2.

Начиная,работу в тетрадях необходимо обратить внимание на условия:

– освещенность;

– постановка столов;

– посадка детей.

Цель кружка: подготовка руки ребенка к письму, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе.

Задачи:

1. Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета.

2. Развивать координацию движений у ребенка.

3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память.

4. Формировать у детей графические навыки.

5. Стимулировать речевое развитие ребенка.

6. Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.

7. Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы, контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).

8.Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект, творческие способности.

9. Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

Материалы,применяемые в работе:

Мелкие предметы, эспандер и перчатки, скрепки, массажер “Су-Джок”, мячи разных размеров, пособие “Пальцеход», карандаши, специальные тетради.

Организация занятия кружка: занятия проводятся 2 раза в месяц.

Перспективный план работы кружка.

Сентябрь

Занятие № 1.

Материал: карандаши, альбомы, трафареты.

Задачи:

1. Выполнение упражнений без предметов.

2. Научить правильно держать карандаш и альбом, посадке при письме.

3. Познакомить с трафаретом и трафаретными линейками.

4. Развивать зрительный анализ и синтез

(«Назови всё красное», «Отгадай признак»).

Занятие №2.

Материал: геометрические фигуры, пуговицы.

Задачи:

1. Выполнение упражнений без предметов.

2. Выполнение штриховки, составление орнамента из географических фигур.

3. Развивать зрительный анализ и синтез («Одинаковые по форме», «Разноцветные пуговицы»).

Октябрь

Занятие №3.

Материал: массажёр «Су-Джок»,тетради в клетку, разрезные картинки. 1. 1. Выполнение самомассажа пальчиков, массаж пальчиков массажером “Су-Джок”.

2. Познакомить с тетрадью,ориентировка в пространстве листа;графические диктанты.

3. Развивать зрительный анализ и синтез реалистических изображений предметов («Сложи картинку», «Заплатки»).

Занятие №4.

Материал: массажёр «Су-Джок»,тетради в клетку, карточки с разными фигурами.

1. Выполнение самомассажа пальчиков, массаж пальчиков массажером “Су-Джок”.

2.Работа в тетрадях в клетку:графические диктанты;копирование (по точкам).

3. Развивать зрительное восприятие через узнавание схематических изображений предметов («На что похоже?»).

Ноябрь

Занятие №5.

Материал: скрепки, тетради в клетку, картинки с силуэтными, контурными изображениями.

1. Выполнение упражнений со скрепками.

2.Работа в тетрадях в клетку:

контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам).

3. Развивать зрительное восприятие («Волшебные картинки»).

Занятие №6.

Материал:скрепки, тетради в клетку, картинки с пунктирными изображениями. 1. Выполнение упражнений со скрепками.

2.Работа в тетрадях в клетку:дорисовка (по принципу симметрии;волшебные узоры.

3. Развивать зрительное восприятие («»Рисунки под дождём»).

Декабрь

Занятие №7.

Материал: массажные мячики,тетради в клетку.

1. Выполнение упражнений с массажными мячиками.

2.Работа в тетрадях в клетку:дорисовка (по принципу симметрии);волшебные узоры, лабиринты.

3. Развивать зрительное восприятие через прослеживание взором наложенных линий.

Занятие №8.

Материал:мяч, тетради в клетку, незаконченные рисунки.

1. Выполнение упражнений с мячом.

2. Работа в тетрадях в линейку. Письмо короткой и длиной наклонной палочки

3. Развивать зрительное внимание через угадывание предметов, букв, цифр («Дорисуй предмет», «Буквы и цифры»).

Январь

Занятие №9.

Материал:счётные палочки, правильные и зеркальные изображения букв и цифр. 1. Выполнение упражнений с палочками.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание короткой палочки с закруглением внизу.

3. Развивать зрительное восприятие.

Занятие № 10.

Материал:счётные палочки, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с палочками.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание короткой палочки с закруглением вверху.

3. Развивать оптико-пространственный анализ и синтез через моделирование геометрических фигур.

Февраль

Занятие №11.

Материал: карандаши, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с карандашами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание короткой палочки с закруглением внизу влево.

3. Развивать пространственную ориентацию через уточнение схемы собственного тела («Правый-левый»).

Занятие №12.

Материал:карандаши, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с карандашами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с закруглением вверху и внизу.

3. Развивать пространственную ориентацию через определение местоположения предметов относительно себя («Что справа, что слева?»).

Март

Занятие №13.

Материал:пробки, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей вверху.

3. Развивать пространственную ориентацию через определение линейной последовательности предметного ряда («Кто первый? Кто последний?»).

Занятие №14.

Материал:мелкие игрушки, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей внизу.

3. Развивать пространственную ориентацию через обозначение направления графически, слуховое внимание («Пространственный диктант»).

Апрель

Занятие №15.

Материал:брелки, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей вверху.

3. Развивать пространственную ориентацию через выполнение рисунка по словесной инструкции.

Занятие №16.

Материал:пуговицы, тетради в линейку, образцы узоров.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей вверху и внизу.

3. Развивать сенсомоторные координации «глаз-рука» («Копировщики узоров»).

Май

Занятие №17.

Материал: крупы, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Малый овал.

3. Развивать сенсомоторные координации «ухо-рука» («Школа радистов», «Самые красивые бусы»).

Занятие №18.

Материал:игрушки из «киндер-сюрприза», тетради в линейку, карточки со знаками.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Большой овал.

3. Развивать сенсомоторные координации «глаз-ухо-рука» («Передай телеграмму»).

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Данная программа направлена на развитие мелкой моторики детей младшего и среднего дошкольного возраста. Отражает эффективные подходы к комплексному.

«Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста» Презентация:"Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста". Моторика - совокупность двигательных реакций (общая.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Программа кружка «Абвгдейка» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 5 января 2015 в 14:20
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Занятие осеннего праздника в средней группе «Волшебница осень»
Занятие осеннего праздника в средней группе "Волшебница осень" Цель: создание праздничного настроения. Задачи: формировать у детей интерес к явлениям...
Конспект НОД в средней группе «Украшаем пряники»
Цель: Нанесение узоров на сделанные ранее пряники. Задачи: Образовательная: Повторяем как рисовать знакомые элементы: точки, круги, волнистые линии;...
Конспект ОД «У солнышка в гостях» для детей второй младшей группы
Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей второй младшей группы по мотивам сказки "У солнышка в гостях" Воспитатель :Дербенева С....