Программа кружка «Абвгдейка» (старший дошкольный возраст)

Екатерина Черноусова (Фефилова)
Программа кружка «Абвгдейка» (старший дошкольный возраст)

Программа предусматривает работу по развитию точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук с целью подготовки руки к письму.

Исследования многих отечественных ученых (В. М. Бехтеров, Н. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Данная программа раскрывает подготовительную работу руки к письму. Сначала проводится диагностика.

Методики обследования:

Определение ведущей руки

Определение ведущего глаза

Определение графической подготовленности

Определение уровня сформированности мелкой моторики пальцев.

На занятиях с детьми проводились пальчиковые игры без предметов и со специальными развивающими предметами.

При использовании в работе игр без предметов необходимо вовлекать в действие все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Сначала дети осваивают движения без речевого сопровождения. После того как ребенок свободно выполняет движение, добавляется речевое сопровождение.

Все упражнения составлены с учетом постепенного перехода от простого к сложному и многократно повторяются.

Упражнения со скрепками:

1. Соединение скрепок одна за другую по своему желанию;

2. Рассоединение скрепок по желанию;

3. Соединение скрепок по схеме (дети выполняют действие по наглядному образцу).

4. Соединение скрепок по заданному условию или правилу (дети учатся слышать правило, подчинять действие правилу:

– одна белая, одна желтая…

– две красных, две синих…

– одна красная, три синих… и т. д. и т. п.

Упражнения с применением массажера “Су-Джок”.

Примерные упражнения:

- круговые движения по ладони сначала одной руки, потом другой руки.

- спиралевидные движения по тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

- зигзагообразные движения по ладоням обеих рук и т. д.

Упражнения с мелкими предметами (шариками, мячами, мелкими игрушками из “киндера – сюрприза”, игрушками из “чудесного мешочка” и т. д.)

В процессе деятельности с мелкими предметами развиваются перцептивные действия. Рука выполняет обследующие действия:

- прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.

- постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

- ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения).

- надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан. Эти упражнения развивают ладонные и пальцевые движения.

Предметы, применяемые в играх и упражнениях: эти упражнения позволяют группировать предмет по различным признакам, развивать действия анализа, сравнения, классификации.

1. Мячики:

– из различного материала: поролоновые, пластмассовые, резиновые, тряпичные;

– разного размера: мелкие диаметр 3–4 см., средние диаметр 5–6 см., крупные диаметр 8–10 см. ;

– разной поверхности: гладкой, шершавой, колючей;

– разной упругости: твердой, мягкой;

2. Различные мелкие игрушки:

– пробки, брелки, пуговицы, крупы (рис, гречка, горох, игрушки из “киндера-сюрприза”, игрушки из “чудесного мешочка”.

Упражнения:

– разложить предметы по цвету;

– разложить предметы по форме;

– разложить предметы по видам (рис, гречка, горох, шишки, семечки.)

– определить предмет только на ощупь.

Упражнения в тетрадях № 1 и № 2.

Начиная, работу в тетрадях необходимо обратить внимание на условия:

– освещенность;

– постановка столов;

– посадка детей.

Цель кружка: подготовка руки ребенка к письму, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе.

Задачи:

1. Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета.

2. Развивать координацию движений у ребенка.

3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память.

4. Формировать у детей графические навыки.

5. Стимулировать речевое развитие ребенка.

6. Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.

7. Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы, контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).

8. Развивать мыслительные процессы детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику, аналитическое мышление (расчленяя и синтезируя объект, творческие способности.

9. Воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность.

Материалы, применяемые в работе:

Мелкие предметы, эспандер и перчатки, скрепки, массажер “Су-Джок”, мячи разных размеров, пособие “Пальцеход», карандаши, специальные тетради.

Организация занятия кружка: занятия проводятся 2 раза в месяц.

Перспективный план работы кружка.

Сентябрь

Занятие № 1.

Материал: карандаши, альбомы, трафареты.

Задачи:

1. Выполнение упражнений без предметов.

2. Научить правильно держать карандаш и альбом, посадке при письме.

3. Познакомить с трафаретом и трафаретными линейками.

4. Развивать зрительный анализ и синтез

(«Назови всё красное», «Отгадай признак»).

Занятие №2.

Материал: геометрические фигуры, пуговицы.

Задачи:

1. Выполнение упражнений без предметов.

2. Выполнение штриховки, составление орнамента из географических фигур.

3. Развивать зрительный анализ и синтез («Одинаковые по форме», «Разноцветные пуговицы»).

Октябрь

Занятие №3.

Материал: массажёр «Су-Джок»,тетради в клетку, разрезные картинки. 1. 1. Выполнение самомассажа пальчиков, массаж пальчиков массажером “Су-Джок”.

2. Познакомить с тетрадью,ориентировка в пространстве листа;графические диктанты.

3. Развивать зрительный анализ и синтез реалистических изображений предметов («Сложи картинку», «Заплатки»).

Занятие №4.

Материал: массажёр «Су-Джок»,тетради в клетку, карточки с разными фигурами.

1. Выполнение самомассажа пальчиков, массаж пальчиков массажером “Су-Джок”.

2. Работа в тетрадях в клетку:графические диктанты;копирование (по точкам).

3. Развивать зрительное восприятие через узнавание схематических изображений предметов («На что похоже?»).

Ноябрь

Занятие №5.

Материал: скрепки, тетради в клетку, картинки с силуэтными, контурными изображениями.

1. Выполнение упражнений со скрепками.

2. Работа в тетрадях в клетку:

контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам).

3. Развивать зрительное восприятие («Волшебные картинки»).

Занятие №6.

Материал:скрепки, тетради в клетку, картинки с пунктирными изображениями. 1. Выполнение упражнений со скрепками.

2. Работа в тетрадях в клетку:дорисовка (по принципу симметрии;волшебные узоры.

3. Развивать зрительное восприятие («»Рисунки под дождём»).

Декабрь

Занятие №7.

Материал: массажные мячики,тетради в клетку.

1. Выполнение упражнений с массажными мячиками.

2. Работа в тетрадях в клетку:дорисовка (по принципу симметрии);волшебные узоры, лабиринты.

3. Развивать зрительное восприятие через прослеживание взором наложенных линий.

Занятие №8.

Материал:мяч, тетради в клетку, незаконченные рисунки.

1. Выполнение упражнений с мячом.

2. Работа в тетрадях в линейку. Письмо короткой и длиной наклонной палочки

3. Развивать зрительное внимание через угадывание предметов, букв, цифр («Дорисуй предмет», «Буквы и цифры»).

Январь

Занятие №9.

Материал:счётные палочки, правильные и зеркальные изображения букв и цифр. 1. Выполнение упражнений с палочками.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание короткой палочки с закруглением внизу.

3. Развивать зрительное восприятие.

Занятие № 10.

Материал:счётные палочки, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с палочками.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание короткой палочки с закруглением вверху.

3. Развивать оптико-пространственный анализ и синтез через моделирование геометрических фигур.

Февраль

Занятие №11.

Материал: карандаши, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с карандашами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание короткой палочки с закруглением внизу влево.

3. Развивать пространственную ориентацию через уточнение схемы собственного тела («Правый-левый»).

Занятие №12.

Материал:карандаши, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с карандашами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с закруглением вверху и внизу.

3. Развивать пространственную ориентацию через определение местоположения предметов относительно себя («Что справа, что слева?»).

Март

Занятие №13.

Материал:пробки, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей вверху.

3. Развивать пространственную ориентацию через определение линейной последовательности предметного ряда («Кто первый? Кто последний?»).

Занятие №14.

Материал:мелкие игрушки, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей внизу.

3. Развивать пространственную ориентацию через обозначение направления графически, слуховое внимание («Пространственный диктант»).

Апрель

Занятие №15.

Материал:брелки, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей вверху.

3. Развивать пространственную ориентацию через выполнение рисунка по словесной инструкции.

Занятие №16.

Материал:пуговицы, тетради в линейку, образцы узоров.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Написание длинной палочки с петлей вверху и внизу.

3. Развивать сенсомоторные координации «глаз-рука» («Копировщики узоров»).

Май

Занятие №17.

Материал: крупы, тетради в линейку.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Малый овал.

3. Развивать сенсомоторные координации «ухо-рука» («Школа радистов», «Самые красивые бусы»).

Занятие №18.

Материал:игрушки из «киндер-сюрприза», тетради в линейку, карточки со знаками.

1. Выполнение упражнений с различными мелкими предметами.

2. Работа в тетрадях в линейку. Большой овал.

3. Развивать сенсомоторные координации «глаз-ухо-рука» («Передай телеграмму»).

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Данная программа направлена на развитие мелкой моторики детей младшего и среднего дошкольного возраста. Отражает эффективные подходы к комплексному.

«Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста» Презентация:"Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста". Моторика - совокупность двигательных реакций (общая.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Программа кружка «Абвгдейка» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 5 января 2015 в 14:20
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День рождения Чебурашки

Официальный День рождения Чебурашки установил сам автор этого популярнейшего сказочного персонажа – детский писатель Эдуард Успенский. В 2005 году, на благотворительном мероприятии для детей-сирот он...

20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

Дидактическое пособие «Созрели яблоки в саду» по ФЭМП
К Яблочному Спасу Назначение: дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста. Цель: -...
Сценарий летнего праздника в младшей группе «Лето — море солнца, море света»
Летний праздник «Лето – море солнца, море света» Дети входят в зал. Вед. : Сегодня ребята мы празднуем приход лета. Ходит лето по планете Пышет...
Танцевальная композиция с бубнами для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю танцевальную композицию с бубнами для детей старшего дошкольного возраста. " Я играю от души, Ритм очень труден. Что звучит скорей скажи?...