Папки-передвижки

Программа кружка «Бумажные фантазии». Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста

Любовь Русын
Программа кружка «Бумажные фантазии». Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития детского творчества у детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).

Ручной труд, так же как и игра и рисование, особая форма детской деятельности. Интерес к ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста, а именно:

Публикация «Программа кружка „Бумажные фантазии“, Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определённого осмысленного результата;

2. желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Разработанная мной программа кружка «Бумажные фантазии» позволяет найти ответы на вопросы, касающиеся развития детского творчества у детей младшего дошкольного возраста, такие как:

- определиться с целью и задачами;

- правильно построить педагогический процесс;

- выбрать методы и приёмы работы с детьми, родителями.

Ручной труд – увлекательное занятие для дошкольников, универсальное средство развития детского творчества.

Развивать творчество детей можно по–разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из картона, природного и бросового материала, солёного теста, бумаги.

В процессе работы с этими материалами дети познают их свойства, возможности преобразования и использования их в различных композициях. Создавая поделки своими руками, у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни, развивается воображение, фантазия, воспитывается трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма. Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бастрам: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, картона, листьев, коробок, бутылок и т. д., познают свойства различных материалов, овладевают разнообразными способами действий с ними.

В процессе творческой деятельности у детей появляется созидательное отношение к окружающему, согласованность в работе глаз и рук, совершенствуется координация движений, гибкость.

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В тоже время у ребёнка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Разработанная программа кружка является дополнением к разделам основной общеобразовательной программы детского сада «Труд» и «Художественное творчество».

Новизна программы отражается в содержании учебного материала, подходах к обучению творческой деятельности, отборе форм и методов.

Целью программы кружка «Бумажные фантазии» является развитие у детей творческих способностей, мелкой моторики рук, эстетического вкуса, фантазии.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Развивать эстетическое восприятие мира, природы;

2. Развивать мелкую моторику пальчиков рук, воображение, фантазию;

3. Воспитывать внимание, усидчивость, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, помочь друг другу;

4. Познакомить с различными видами бумаги, приёмами работы с ней.

5. Учить оформлять поделку.

Основной формой работы кружка «Бумажные фантазии» являются занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 20 минут. Кружок посещают 10 детей. Занятия проводятся с октября по апрель. Кроме занятий проводится индивидуальная работа с каждым ребёнком, направленная на решение конкретных задач.

Как занятия, так и индивидуальная работа построены на игровых приёмах, которые способствуют развитию творческих способностей.

В программу кружка включены разнообразные виды ручного труда: аппликация, оригами и лепка.

На занятиях дети имеют возможность работать с различными видами бумаги : цветная, гофрированная, мелованная и картона: цветного и белого.

В работе предусмотрены следующие методы и приё мы:

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

В образовательном процессе используются разнообразные формы:

• Беседа

• Экспериментирование

• Заучивание пословиц и поговорок

• Участие в выставках

• Знакомство с бумагой и её свойствами

• Изготовление поделок

Весь образовательный процесс делится на 3 этапа:

I этап – знакомство со свойствами материалов.

II этап – обучение приёмам изготовления.

III этап – изготовление поделок.

В основе образовательного процесса лежат следующие

педагогические принципы:

1. уважение личности ребёнка

2. деятельности. На занятиях дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний.

3. креативности. Создание условий для творческой активности детей.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

• Активность и самостоятельность в творческой деятельности

• Умение видеть необычное в обычном предмете.

• Коммуникативность

Развитие мелкой моторики рук

• Умение работать с ножницами, клеем

• Умение преобразовывать различные материалы в красивые поделки, знакомство со свойствами материалов

• Снижение закомплексованности

Результаты творчества детей будут представлены в выставках и в оформлении работами интерьера группы. 2. Работа с родителями.

Главные помощники в развитии творческих способностей – родители! Развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности педагога, родителя и ребёнка.

В системе образования особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей. Вся работа в детском саду невозможна без активного участия родителей.

В разработанной программе кружка «Бумажные фантазии» используются разнообразные формы работы с родителями: использование папок – передвижек, оформление информационных стендов, проведение индивидуальных консультаций, мастер – классов, анкетирования, организация выставок.

Папки – передвижки:

1. «Ручной труд – средство всестороннего развития детей».

2. «Оригами – это просто, доступно и очень интересно».

3. «Аппликация из гофрированной бумаги».

Консультации:

1. «Умные поделки».

2. «Играя – творим».

3. «Фантазируйте вместе с детьми».

Кроме того, родители принимают участие в приобретении материалов для работы. В конце каждого месяца проводится выставка поделок, выполненных родителями вместе с детьми для родителей, детей из других групп, педагогов и сотрудников детского сада.

Отношения родителей и педагогов ДОУ должны быть направлены на всестороннее развитие, пусть пока маленьких, но уникальных личностей.

Главное для педагогов и родителей – будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка, реализуются ли его возможности, будет ли он способен к творчеству.

3. Диагностика.

В начале и в конце учебного года проводится педагогическая диагностика (мониторинг образовательной деятельности). С целью в начале года: выявить уровень творческого развития детей, развития мелкой моторики рук, личностных качеств ребёнка для корректировки плана работы, правильного распределения учебной нагрузки. В конце года: определить уровень полученных знаний и умений, сравнить результаты с началом года.

При проведении педагогической диагностики педагог обращает внимание на следующее:

1. Умение детей называть материал, из которого сделана поделка.

2. Умение называть свойства материала, из которого выполнена поделка.

3. Умение самостоятельно создавать поделки.

4. Проявление фантазии, воображения.

5. Умение с небольшой помощью педагога скреплять, соединять детали поделки друг с другом (развитие мелкой моторики).

Диагностика проводится в форме занятия, в игровой форме. Умения детей оцениваются по трёх бальной системе.

Ребенку предлагается проявить своё творчество с бумагой.

1. «Из какой бумаги сделана поделка (Поделка из цветной бумаги. Поделка из картона. Поделка из гофрированной бумаги).

Цель: Выявить, правильно ли ребёнок называет материал, из которого сделана поделка.

3 балла – называет три вида бумаги.

2 балла – называет два вида бумаги.

1 балл – не называет ни одного вида бумаги.

2. «Чудеса с гофрированной бумагой».

Цель: Выяснить, знает ли ребёнок основные приёмы с гофрированной бумагой.

3 балла – называет основные приёмы работы - бумага «тянется», «мнётся», «рвётся», «скручивается», «складывается», легко режется ножницами.

2 балла – называет несколько приёмов работы с бумагой.

1 балл – не знает ни одного приёма работы с бумагой.

3. Предложить сложить бумагу «гармошкой». Выложить аппликацию из заранее приготовленных деталей. «Цветок».

Цель: Выявить самостоятельность в создании поделки.

3 балла – ребёнок сам создаёт поделку.

2 балла – с небольшой помощью педагога.

1 балл – не проявляет самостоятельности при изготовлении поделки.

4. Оформи тарелочку для куклы. (Составить узор на тарелочке из готовых деталей).

Цель: Оценить фантазию при украшении поделки.

3балла – самостоятельно украшает поделку, проявляя фантазию.

2балла – с небольшой помощью.

1балл – не проявляет фантазии при украшении поделки.

5. Оригами «Мышка».

Цель: Самостоятельно или с небольшой помощью педагога соединяет детали.

3балла – самостоятельно выполняет поделку.

2 балла – с небольшой помощью педагога.

1 балл – не проявляет интереса к поделке.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ПДД «Улица города» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по ПДД «Улица города» для детей младшего дошкольного возраста Формирование у детей навыков осознанного поведения на дороге - основная задача, которая стоит перед детским садом. И мы, воспитатели детского.

Мнемотаблицы для запоминания стихотворений Данная методическая разработка предоставлена воспитателям в помощь для запоминания стихотворений. При заучивании стихотворений детьми дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Бумажные фантазии». Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 00:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД