Папки-передвижки

Программа кружка для подготовительной группы «Народная кукла» (4 фото)

Юлия Авдошкина
Программа кружка для подготовительной группы «Народная кукла»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Без "духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,

без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,

не может быть полноценного человеческого счастья.

Культурная среда также необходима для нравственной жизни,

как растительный и животный мир для нашего

биологического существования.

академик Д. С. Лихачёв

Программа кружка «Народная кукла» имеет художественно-эстетическую направленность. Данная программа рассчитана для детей подготовительной группы.

Публикация «Программа кружка для подготовительной группы „Народная кукла“» размещена в разделах

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.

Цель: приобщить детей к истокам русской культуры, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой.

Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры.

Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества.

Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и

характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла. Она известна с глубокой древности. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

- она была участницей многих праздников и обрядов

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития фантазии.

В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:

- сам процесс изготовления приносит радость;

- работа с мягким (теплым) материалом дает ощущение тепла, нежности;

- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев,

что связано с развитием мышления, происходит массаж рук (развитие речи);

- изготовив игрушку, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли);

- застенчивый, имеющий комплексы ребенок в игре часто заменяет куклой себя.

Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию.

Данная программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению детей к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.

Программа вводит ребенка в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Задачи программы :

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. История тряпичной куклы.

Введение. Что мы знаем о куклах.

История тряпичной куклы и её назначение.

Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы.

Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.

Раздел 1. Игровая кукла

Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица. Знакомство с игровыми куклами. Демонстрация кукольных образцов.

Кукла Зайчик на пальчик

Знакомство с куклой Зайчик на пальчик. Показ образцов.

Практическая работа: изготовление куклы Зайчик на пальчик.

Кукла Бабочка

Назначение куклы Бабочка. Загадки. Показ образцов.

Практическая работа: изготовление куклы Бабочка.

Кукла Девочка

Назначение кукол. Показ образцов. Обыгрывание.

Практическая работа: изготовление куколки - Девочки.

• Лоскутные Лошадки

История кукол. Загадки. Демонстрация образцов.

Практическая работа: изготовление тряпичной лошадки.

Кукла на ложке

Показ образцов.

Практическая работа: изготовление куклы на ложке.

• Торохкольце – кукла – погремушка

Назначение куклы Торохкольце. Показ образцов. Обыгрывание.

• Выставка игровых кукол.

Раздел 2. Куклы материнства и детства.

Беседа о детских возрастных куклах. Их назначение. Показ образцов.

• Кувадки

Рассказ о куклах Кувадки. Демонстрация образцов.

Практическая работа: изготовление куколки Кувадка.

• Пеленашка

Кукла Пеленашка. Показ образцов. Практическая работа: изготовление куклы Пеленашка.

Кукла Бессонница

Кукла – оберег Бессонница. История куклы. Рассматривание образцов.

Практическая работа: изготовление куклы Бессонницы.

Кукла Кормилка

Беседа о кукле Кормилка. Показ образцов.

Практическая работа: изготовление куклы Кормилки.

• Выставка детских возрастных кукол.

Раздел 3. Осенние куклы

Рассказ об осенних праздниках на Руси. Осенние обрядовые куклы. Фотоматериал.

• Крупеничка

Знакомство с куклой Крупеничка. Их назначение. Сказка о Крупеничке.

Показ образцов. Фотоматериал.

Практическая работа: изготовление куклы Крупенички.

Кукла-закрутка

Знакомство с куклой –закруткой. Показ образцов. Фотоматериал.

Практическая работа: изготовление куклы-закрутки.

• Неразлучники

Познакомить с обрядом «свадьба», его традициями. Объяснить назначение обрядовой куклы.

Практическая работа: изготовление куклы Неразлучники.

Кукла-десятиручка

Рассказ о кукле. показ образцов.

Практическая работа: изготовление куклы-Десятиручки.

Раздел 4. Зимние куклы

Знакомство с традициями встречи Нового года на Руси. Рассказ о Рождестве, колядках. История кукол Ангел, Колокольчик, Благополучница, Коляда. Показ образцов и фотоматериала.

• Ангел

Беседа о кукле Ангел.

Практическая работа: изготовление куклы Ангел.

• Отдарок на подарок

Благодарственная кукла. Демонстрация образцов. Обыгрывание.

Практическая работа: изготовление куклы.

• Выставка «Рождественский ангел».

Раздел 5. Весенние куклы

Рассказ об обычаях встречи весны нашими предками. Весенние обрядовые куклы. Разучивание закличек про весну.

• Мартинички

Демонстрация образцов. Различные варианты техники изготовления.

Практическая работа: изготовление Мартиничек.

• Весенние куклы Птички

Показ образцов кукол Птичек.

Практическая работа: изготовление куклы Птички.

Кукла Веснянка

Куклу Веснянку дарили со словами: «Чтобы день ото дня молодеть и хорошеть». Поэтому это подарок мамам, девочкам. Игровая кукла.

Практическая работа: изготовление куклы Веснянка.

• Выставка весенних обрядовых кукол

Раздел 6. Летние куклы

История праздника Ивана Купалы. Обрядовая кукла Купавка. Показ образцов.

Обрядовые куклы Кукла-капустка, Зольная кукла, Кубышка-травница.

Рассказ о летних обрядовых куклах. Рассматривание образцов кукол.

• Итоговая выставка кукол

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Каждое занятие обязательно включает в себя:

1. Этнографию и историю:

- вводный разговор о Русской Народной кукле;

- рассказ об областях и местах бытования изучаемой куклы;

- обычаи и обряды, связанные с изучаемой куклой;

- рассказ о материалах, из которых делалась кукла.

2. Прикладную часть:

- инструктаж по технике безопасности;

- подготовка материала для изготовления куклы;

- изготовление куклы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п Тема занятий Количество занятий Итого

Теорит. Практ.

1. Введение. История тряпичной куклы. Знакомство с инструментами. 1 1 1

2. Раздел 1 Игровая кукла 1 11 12

3. Раздел 2. Куклы материнства и детства 1 7 8

4. Раздел 3. Осенние куклы 1 9 10

5. Раздел 4. Зимние куклы 4 4

6. Раздел 5. Весенние куклы 6 6

7. Раздел 6. Летние куклы 1 8 9

8. Выставки 6 6

50 занятий

Программа кружка для подготовительной группы «Народная кукла»
Фото «Народная кукла»
Программа кружка для подготовительной группы - фото
Фото №1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Без духовной осёдлости без ощущения корней без любви без интереса к собственной истории далёкой и близкой не может быть полноценного человеческого счастья
Публикации по теме:

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Лэпбук «Русская народная кукла»Лэпбук «Русская народная кукла» Лэпбук «Русская народная кукла»«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы.

Народная кукла «Вишенка»Народная кукла «Вишенка» Народную куклу "Вишенку" некоторые называют народной куклой Кубани. Увлекаясь народной куклой, я изучила множество литературы, просмотрела.

НОД «Народная кукла — оберег» НОД «Народная кукла — оберег» Задачи: -Формирование знаний о неоднозначности куклы в народных традициях (кукла-игрушка, кукла-оберег).

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы Дополнительная образовательная программа кружка оригами «Бумажные фантазии» Пояснительная записка Искусство оригами известно с давних.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка для подготовительной группы «Народная кукла»
Опубликовано: 23 октября 2021 в 20:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД