Получи документы

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы

Светлана Носкова
Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Публикация «Рабочая программа кружка „Говорушки“ по речевому развитию детей старшей группы» размещена в разделах

Актуальность данной программы состоит в том, что она помогает гармоничному развитию личности ребенка, развитию его мышления и интеллекта; подготавливает ребенка к школьному обучению, решает проблемы коммуникативного характера при общении со сверстниками.

Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки речевого развития у ребенка.

Цель программы : Развитие связной речи у детей 5 – 6 лет в процессе игровой деятельности.

Задачи:

– формировать лексико-грамматический строй речи;

– формировать навык построения связного высказывания;

– формировать познавательную активность детей;

– обучать навыкам эффективной коммуникации.

При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы работы :

Теоретические занятия: беседы.

Практические занятия: групповые и индивидуальные игры и упражнения, направленные на развитие речи.

Таким образом, перечисленные выше задачи будут решаться комплексно.

Программа разбита на блоки :

1. Теоретическая часть (беседы, сообщения) : времена года (осень, зима, весна, лето, лес, продукты питания, мое село, профессии, школа, транспорт. – 11 часов

2. Практическая часть (групповые и индивидуальные игры и упражнения по развитию речи, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения, логоритмические упражнения). – 85 часов.

3. Подведение итогов (проведение итогового мониторинга, тестирования уровня развития основных речевых знаний и умений). – 3 часа.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

Предполагаемые результаты:

• повышение уровня познавательной активности детей, формирование умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;

• обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;

• умение самостоятельно строить связное высказывание;

• воспитывать культуру речевого общения как часть речевого этикета.

Данная программа социально-педагогической направленности рассчитана на один год обучения детей 5-6-летнего возраста.

К концу курса занятий дети должны уметь:

*участвовать в коллективном разговоре : задавать вопросы и отвечать на них.

* различать понятия: звук, буква, слог, предложение, текст.

*пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

*осознанно составлять рассказ по серии картинок.

*рассказывать сказки, загадывать загадки, выразительно в собственной манере прочесть стихотворение.

* составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.

К концу курса дети должны знать:

*структурную организацию текста

*основные средства связи между смысловыми частями высказывания

*основные понятия программы

График работы кружка «Говорушки»

№ Мероприятия Количество дней Время проведения

1 Кружок 1 раз в 2 недели 15.35 –16.05

Описание разделов программы

Программа определяет развитие тех речевых знаний и умений, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В программе выделяют следующие основные структурные элементы:

Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие навыков звукового анализа, интонационной стороны речи. Упражнения направленные на развитие чувства ритма и рифмы готовят детей к восприятию поэтической речи и формируют интонационную выразительность его собственной речи.

Словарная работа предполагает решение задач, связанных с обогащением, закреплением и активизацией словаря; формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети должны научиться выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово, понимать переносные значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний. Работа с многозначными словами подводит ребенка к пониманию переносного значения слов, к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.

Формирование грамматического строя речи предполагает обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, развитие языковых обогащений. Осуществляется при помощи упражнений на согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, употреблении несклоняемых слов, образовании степени сравнения прилагательных, изменение значения слова, придания ему другого смыслового оттенка с помощью суффиксов. Для формирования в речи детей разнообразных сложных предложений используется прием составления коллективного письма.

Развитие связной речи включает формирование умений строить разные типы высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания. Развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно – образного и логического мышления.

Развитие речи дошкольников осуществляется посредством речевых игр, пальчиковой гимнастики, игр для развития артикуляционного аппарата, логоритмических упражнений.

Для реализации программы используются следующие методические рекомендации:

1. Бахарева К. С. «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста» - Ростов н/ Д: Феникс, 2009г.

2. Кошелева Г. А. «Развитие речи в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2009г.

3. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» - Москва: Просвещение, 1983г.

4. Киселева Г. А. «Книжка – учишка» Альбом игровых упражнений и графических навыков детей 4-6 лет – Москва, 2011г.

5. Алябьева Е. А. «Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет» - методическое пособие, ж/л «Логопед» : Москва: творческий центр, 2011г.

6. Арефьева А. Л. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» - Москва: ТЦ Сфера, 2008г.

Календарно – тематическое планирование

№ Месяц Тема занятия Формы и методы проведения

1. Сентябрь Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. Выявление наличия или отсутствия положительной динамики.

2. Моя семья Пальчиковая гимнастика. Игра с картинками «кто ушел? Кто пришел?». Составление рассказа по сюжету.

3. Октябрь Осень (деревья, кустарники) Упр. : «с какого дерева лист, веточка?», «что происходит с листьями», «считай и называй», «подскажи словечки». Игра «четвертый лишний».

4. Хлеб. Урожай. Упр. : «скажи по образцу», «скажи со словом нет», «посчитай от двух до десяти, парами», «скажи какой, какое, какая», «скажи каким бывает хлеб».

5. Ноябрь Бытовая техника и приборы. Упр. : «назови ласково», «один-много», «посчитай», «скажи со словом нет». Беседа по теме.

6. Одежда и головные уборы. Игры: «исправь ошибку», «помоги детям одеться». Упр. : «расскажи-ка», скажи наоборот», «договори слово», «подбери слово».

7. Декабрь Животный мир. Беседа и составление рассказа по картине. Игры: «расскажи про животное», «теленок».

8. Зима. Упр. : «скажи наоборот», «подбирай, называй, запоминай», «помоги Тане одеться». Игра «закончи предложение». Отгадывание загадок. Обведение по контуру, штриховка.

9. Февраль Военная техника. Обведение по контуру, штриховка. Упр. : «скажи наоборот», «назови ласково», «из чего – какой». Игры: «закончи предложение», «правильный ответ», «сравни по размеру». Беседа о видах транспорта.

10. День Защитников Отечества. Упр. : «назови по образцу», «кто это делает?», «один-много», «назови ласково», «посчитай».

11. Март Международный женский день. Обведение по контуру, штриховка. игра «красивые слова о маме». Логоритмические упражнения.

12. Первоцветы, комнатные растения. Упр. : «скажи ласково», «посчитай 1-2-5», «опиши цветок». Обведение по контуру, штриховка.

13. Птицы прилетели - весну принесли. Упр. : «скажи наоборот», «подбирай, называй, запоминай». Игры: «чего не хватает?», «сравни птиц».

14. Апрель Космос. Пальчиковая гимнастика. Игры: «назови три слова», «найди свой домик». Дыхательные упражнения.

15. Безопасность и правила дорожного движения. Пальчиковая гимнастика. Игры: «Какое слово подойдет?», «Транспортная перекличка», «Сюрпризы светофора», «Сборка грузовика».

16. Май Насекомые Упр. : «Считай и называй», «Нелепицы», «составь предложение». Игра «кто как передвигается?»

17. Диагностика. Выявление уровня знаний и умений детей. Выявление наличия или отсутствия положительной динамики.

Список использованной литературы:

1. Кузнецова, Е. В., Тихонова, И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий. / Е. В. Кузнецова [и др. ] – М. :ТЦ СФЕРА, 2004.

2. Левина, А. Р. Развиваем речь 4-5 года : Тетрадь для занятий взрослых с детьми. /А. Р. Левина. – М. : Олма-пресс Экслибрис, 2003 (Серия «Полный курс подготовки к школе»).

3. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л. Н. Смирнова. — М. : Мозаика-Синтез, 2004.

4. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. / Л. Н. Смирнова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

5. Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет. Ч 1. / Н. Э. Теремкова. – М. : «Гном и Д», 2006.

6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. / К. Фоппель. – Москва: Генезис, 1998.

7. Яцель, О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. / О. С. Яцель. – М. : Гном и Д, 2005.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка дополнительного образования по физическому и художественно-эстетическому развитию детей 5–6 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТОПОТУШКИ» Возраст детей: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Чаткина М. П. Саранск.

Рабочая программа кружка «Говорушки» Рабочая программа кружка «Говорушки» для детей среднего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Одним из немаловажных аспектов развития.

Рабочая программа кружка по познавательному развитию детей «Бусинки» Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» с. Новобелокатай.

Рабочая программа кружка по развитию речи «Говорушка» «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Введение Невозможно переоценить роль родного языка,.

Рабочая программа кружка «Почемучки» в старшей группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира, открывающие для себя все новые.

Рабочая программа кружка «Роботенок» старшей группы Муниципальное автономное дошкольное образовательное Учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей 5–7 лет Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст обучающихся:.

Рабочая программа кружка «Волшебные квадратики» для детей старшей группы комбинированной направленности «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Рабочая программа по речевому развитию в средней группе на 2018–2019 учебный год Рабочая программа по речевому развитию в средней группе (4–5 лет) на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка • Данная программа разработана.

Рабочая программа театрального кружка «В гостях у сказки» для детей подготовительной группы [Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки" для детей подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год Составила: Курдалева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 08:11
+162Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Носкова (УИ 316885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД