Получи документы

Рабочая программа кружка «Почемучки» в старшей группе

Нина Архипова
Рабочая программа кружка «Почемучки» в старшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира, открывающие для себя все новые и новые объекты, явления, закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

«Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности, но не только как процесс усвоения знаний умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых. Необходимо уметь открыть перед ребенком в окружающем мире что–то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал.» (В. А. Сухомлинский)

Публикация «Рабочая программа кружка „Почемучки“ в старшей группе» размещена в разделах

Работая в дошкольном учреждении нужно стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, одним из перспективных и эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе экспериментирования - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза сравнения, классификации, обогащения.

-развивается речь, возникает необходимость давать отчет об увиденном предмете, формулировать закономерности и делать выводы.

- Происходит накопление фонда умственных умений.

- формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности.

-формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая деятельность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: он рвет бумагу и смотрит, что получается, проводит опыты с разными предметами. Все это- объекты исследования. Дети любят ставить эксперименты, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное, наглядно- образное мышление. Экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые пять лет – практически единственный способ познания мира.

Учитывая интересы, возрастные особенности потребности, жизненный опыт разработан перспективный план кружка «ПОЧЕМУЧКИ», основное направление которого- организация экспериментальной деятельности.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать предметные знания, умения, навыки экологической направленности.

2. Вызвыть интерес к поисковой деятельности. Развивать познавательную инициативу.

3. Расширять кругозор в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4. Развивать личностные качества (умение работать в команде, доводить начатое до конца, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально – полезным и востребованным, отсутствие страха перед ситуацией неопределенности, проявлять инициативу.

Актуальность: актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к поиску причин, способов, действий, проявлению творчества.

Деятельность кружка организуется во второй половине дня.

Время проведения: 15.40-16.00(16.05)

Форма организации:

-непосредственно – организованная деятельность

- совместная деятельность

-самостоятельная деятельность

Продолжительность: 20-25минут

Место проведения: групповая комната, участок.

Перспективный план кружка «ПОЧЕМУЧКИ»

месяц Тема занятия

сентябрь 1. тема «Песочные струйки, чудесные фигурки»

Цель: Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, легко сыпется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, влажный песок можно формировать, мокрый – темный, сухой – светлый.

Материал и оборудование: бутылочки, сухой песок, воронки, вода, лопаточки, ведерки, формочки.

2. тема «Делаем дорожки и узоры (почему не получился пирожок)

Цель: ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, и мокрого – нет. Сухой песок – сыпучий, из него нельзя сделать куличики, а из влажного - можно. Материал и оборудование: Лейка с водой прозрачные емкости с сухим песком мерные стаканчики с водой, формочки, лупа, сито.

3. тема «Глина»

Цель: Выявить свойства глины: влажная, вязкая, мокрая, глина может изменять форму, ее можно делить на части, из глины можно лепить. Дать возможность самостоятельно убедиться в качествах и свойствах глины.

Материал и оборудование: глиняные предметы, глина, сосуды с водой, салфетки, лоскутки ткани.

4. «Сравнение глины с песком» (поможем Незнайке вылепить посуду)

Цель: Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представление о том, что из глины можно лепить, а из песка нельзя. Из глины делают различные предметы быта и игрушки, глиняные предметы могут разбиться.

Материал и оборудование; розетки с сухим песком, сухой глиной, влажным песком, влажной глиной, вода, формочки для песка, глиняные изделия.

октябрь 1. тема «Воздух, поиск воздуха.»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, легкий,

Материал и оборудование: ленточки, флажки, полиэтиленовые пакеты.

2. тема «Игры с воздушными шариками и соломинкой»

Цель: познакомить детей с тем. что внутри человека тоже есть воздух. помочь его обнаружить.

Материал и оборудование: трубочки для коктейля, емкости с водой, воздушные шары: один надутый слабо, другой – сильно – упругий.

3. «Почему осенью листья желтеют» (прохождение экологической тропы)

Цель: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно – следственные связи. Показать детям связь между цветом листьев и понижением температуры.

Материал и оборудование: настоящие листья разных окрасок.

4. «Узнай на вкус» (дидактическая игра «Помоги Маше»)

Цель: Учить детей определять вкус разных продуктов (соленый, сладкий, кислый). Развивать умение классифицировать по группам и делать выводы.

Материал и оборудование: тарелочки с мелко нарезанными овощами и фруктами, стаканчики с соленой, сладкой, кислой кипяченой водой.

ноябрь 1. тема: «Чудо-вода»

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода- жидкость, вода- прозрачная, вода- не имеет вкуса, вода не имеет запаха, вода- растворитель. Закрепить знания об агрегатном состоянии воды. Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты. Развивать любознательность, познавательный интерес.

Материал и оборудование: соль, сахар, молоко, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки.

2. тема: «Горячо – холодно»

Цель: научить определять температуру воды на ощупь, и температуру других предметов.

Материал и оборудование: пластиковые бутылки с теплой и холодной водой, мелкие игрушки.

3. тема «Чудесный мешочек»

Цель: продолжать учить определять температуру жидких веществ, твердых предметов (металлические холоднее, деревянные –теплее)

Материал и оборудование: мелкие предметы из дерева, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики)

4. тема «Тайны снега и льда»

Цель: Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Расширять представления о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Материал и оборудование: емкости со льдом и снегом, по два пустых стакана на каждого ребенка, по две снежинки на ребенка, посылка, игрушка Снеговик.

декабрь 1. тема «Вода, изготовление цветных льдинок»

Цель: продолжать знакомить с двумя состояниями воды -твердым и жидким, выявить свойства и качество воды: превращается в лед (воду можно окрасить в любой цвет) Цветные льдинки можно вынуть из форм подогрев их в горячей воде.

Материал и оборудование: разнообразные формочки, веревочки, емкости с водой, гуашевые краски.

2. «Дерево умеет плавать»

Цель: расширять знания о дереве, его качествах и свойствах; устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования.

Материал и оборудование: деревянные брусочки, образцы материалов железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани. Емкости с водой.

3. «Удивительный сахар» (напоим куклу чаем)

Цель: познакомить детей со свойствами сахара (колется на мелкие кусочки, сладкий, очень быстро растворяется в теплой и горячей воде)

Материалы и оборудование: кусковой сахар, маленький молоточек, стаканчики с теплой водой, кукла, чайный детский сервиз.

4. «Волшебное сито»

Цель: познакомить детей со способом отделения крупных комочков от песка, манной крупы от крупной (рис)с помощью сита

Материал и оборудование: совочки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа, рис, песок, мелкие камушки.

январь 1. тема «Если хочешь быть здоров»

Цель: Расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни (показать зависимость здоровья человека от правильного питания)

Закреплять умение группировать предметы по разным признакам, развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности.

Материал и оборудование: емкости для воды, фрукты, предметные картинки с изображением продуктов питания, бумага, фломастеры.

2. тема «Ветер-невидимка»

Цель: Уточнить представления детей о свойствах воздуха, его значении в природе и в жизни людей. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, уточняя знания о таком природном явлении, как ветер, его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

Материалы и оборудование: два больших обруча, два «портрета» ветра, соломки-трубочки для рисования, гуашь, баночки с водой, кисточки, кораблик с парусом, веер.

3. тема «Знакомство с камнями»

Цель: дать представление, что камни бывают разные, многие камни очень прочные и твердые, их используют в строительстве зданий, дорог, мостов. Расширять знания о разнообразии камней: гладкий, шероховатый, твердый, блестящий.

Материал и оборудование: разнообразные камни, лупа.

февраль 1. тема «Ознакомление со свойствами бумаги»

Цель познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, размокает в воде, толстая бумага рвется труднее, намокает в воде дольше

Материал и оборудование: разные виды тонкой и толстой бумаги полоски, емкости с водой.

2. тема «Знакомство с тканью»

Цель: познакомить со свойствами ткани: мнется, рвется, намного прочнее чем бумага, но ее можно стирать и гладить. расширять знания о применении ткани.

Материал и оборудование: разнообразные отрезки ткани, емкости для воды, разные картинки с предметами одежды.

3. тема «Узнай все о себе»

Цель: познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

Материал и оборудование: воздушные шары (два надутых, один сдутый) резиновые перчатки, резинка для волос.

4. тема «Земля- наша кормилица»

Цель: дать представление о том. Что почва- верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

Материал и оборудование: макет «Гора», тазик, бумага, цветные карандаши.

март 1. тема «Волшебная кисточка» (как получаются разные цвета)

Цель: получить путем смешивания основных цветов красок новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материал и оборудование: краски (желтая, красная: синяя, бумага для рисования.

2. тема «Магнит. Волшебная рукавичка»

Цель: показать способность магнита притягивать некоторые предметы, учить делать выводы.

3. тема «Какие мы разные»

Цель: познакомить со свсйствами разных предметов: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, дать детям представление о плавучести предметов (плавучесть предмета зависит не от размера и веса предмета, а от того из чего он сделан.

Материал и оборудование: бумага, различные металлические, пластмассовые, деревянные предметы, магнит, пенопласт, бумажные кораблики.

4. тема «Экологическая тропа весной (березовый сок)

Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе: у березы начинается движение сока (береза оживает после зимней спячки) задолго до того, как появляются почки.

Материал и оборудование: баночка для сбора березового сока

апрель 1тема «Растения»

Цель: выявить необходимые условия для роста и развития растений.

Материалы и оборудование: комнатные растения, картонная коробка, емкость водой, предметы ухода за растениями

2. тема «Хитрые семена»

Цель: познакомить со способом проращивания семян.

Материал и оборудование: семена фасоли, кабачков, тыквы, баночки с землей на каждого ребенка, лейка, палочки, салфетки.

3. «Посадка лука»

Цель: закреплять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло, свет) Дать элементарное понятие о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Материал и оборудование: земля, стаканчики, лейка, салфетки, лук.

4. «Что есть у каждого растения»

Цель: дать детям знания о строении растений (ствол, стебель, листья). Сформировать представление о разнообразии внешнего вида растений.

Материал и оборудование: карточки с нарисованными частями растений, 6-8 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, несколько стаканчиков с водой, в которых находятся побеги растений, давшие корни, палочки для рыхления земли.

май 1. тема «Может ли растение жить без воды и света, есть ли вода внутри растений»

Цель: выявить зависимость жизни растений от воды и света. Показать, что внутри растений есть вода. Подвести к пониманию того, что растения не могут жить без воды и света, стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Материалы и оборудование: 6-8 комнатных растений, листья разных растений (фикус, плющ, сингониум, лейка с водой, три стаканчика с водой, три стаканчика пустых.

2. тема «Семена растений»

Цель: у каждого растения есть семена, выделить что общее в строении семян (ядрышко, оболочка). Побудить к называнию строения семян (ядрышко, оболочка)

Материалы и оборудование: лупа, молоточек, коллекция семян: косточки абрикосов, вишни, сливы, семена тыквы, яблок, груш, бумага для рисования, карандаши.

3. тема «Свет. Солнечный зайчик»

Цель: показать детям, что солнце отражается на гладких блестящих предметах, научить пускать солнечные зайчики (отражать свет зеркалом)

Материал и оборудование: маленькие зеркала на каждого ребенка.

4. тема «Что такое крупа. В гостях у профессора Всезная»

Цель: Познакомить детей с понятием крупа, откуда берутся крупы, для чего они нужны, с разнообразием круп (рис, манка, пшено, гречка, пшеничная, овсяная и т. д.)

Материалы и оборудование: крупы в мешочках, тарелочки на каждого ребенка, лупы.

Методическое обеспечение:

1. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации под ред. Л. Н. Прохорова 3 изд. исп. Москва АРКТИ 2005 г.

3. Нищеева Н. В. Опытно-экпериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. Санкт-Петербург. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017г.

4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.

5. Интернет- ресурсы.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по квиллингу «Волшебный завиток» Пояснительная записка В настоящее время у многих детей плохо развита мелкая моторика рук. Изучение развития тонких дифференцированных движений.

Рабочая программа кружка «Чудесные фигурки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204» г. Чебоксары Рабочая программа кружка «Чудесные.

Рабочая программа кружка «Игровой английский» Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: - примерной программы «Английский язык для малышей» Авторы: Шишкова И. А. ,.

Рабочая программа кружка «Я начинаю читать» Пояснительная записка Парциальная образовательная программа «Отзвука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки.

Рабочая программа кружка по изонити «Волшебная ниточка» Введение. Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Рабочая программа кружка по развитию речи «Словотворчество» Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном.

Рабочая программа кружка по тестопластике «Белая ворона» Актуальность Лепка имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она способствует развитию фантазии, творческих навыков, зрительного.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» в средней группе «Колокольчик» на 2017–2018 учебный год. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связанно.

Рабочая программа логоритмического кружка «Ритмическая Радуга» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО КРУЖКА «РИТМИЧЕСКАЯ РАДУГА» Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Составила: Павлова Маргарита.

Рабочая программа спортивного кружка «Здоровячок» ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Почемучки» в старшей группе
Опубликовано: 23 августа 2018 в 19:14
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД