Лучший педагог года

Рабочая программа кружка по познавательному развитию детей «Бусинки»

Светлана Поезжаева
Рабочая программа кружка по познавательному развитию детей «Бусинки»

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»

с. Новобелокатай «детский сад «Светлячок» с. Новобелокатай» муниципального района Белокатайский район

Республики Башкортостан

Принято на педагогическом совете:

Протокол № 1___ от «_03. 09__» 2018 г.

Утверждаю:

Заведующая МАДОУ ЦРР-

д/с «Солнышко» с. Новобелокатай

___ М. В. Власова

Приказ № _53__ от «_03. 09_» 2018 г.

Публикация «Рабочая программа кружка по познавательному развитию детей „Бусинки“» размещена в разделах

Рабочая программа кружка по познавательному развитию детей «Бусинки»

Срок реализации: 1 год.

Возраст обучающихся: 3 - 4 года.

Автор составитель: Поезжаева Светлана Ивановна

Пояснительная записка

Предполагаемая программа направлена на психосенсоматорное развитие ребенка через моделирование предметной среды и начальное познание отдельных законов внешнего мира.

Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная модель представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.

Составляющими этих условий являются;

-содержательные условия;

-организационные условия;

-технологические условия (принципы, методы, приемы);

-материально-технические условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо - культурных институтов);

-контрольно-диагностические условия.

Основой для разработки рабочей программы предстали :

• Образовательная программа МАДОУ ЦРР д/с «Солнышко»

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• Приказ МО и Н РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.

Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.

То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).

Актуальность программы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Доказано - развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Занятия по данной Программе осуществляются в течение всего учебного года 1 раз в неделю.

Данная программа, как и все традиционные программы, строится по «линейному» принципу, предполагающему прежде всего систематичность и последовательность.

Цель:

Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста, мелкой моторики.

Задачи обучения:

Развитие зрительных ощущений : учить различать цвет, форму, величину предмета.

Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т. п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.

Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.

Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».

Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.

Дать представления о чередовании предметов по форме.

Развитие координации движений, равновесия, двигательного автоматизма.

Формирование положительного эмоционального настроя и доброжелательного отношения к окружающим

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.

Методы:

игровой метод (дидактические игры) .

наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов) .

практический – показ способов действия с предметами, эксперемент.

Основные направления программы :

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение, воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.

Возрастные особенности детей

Уже с момента рождения ребенок различает некоторые внешние воздействия. Он отличает свет от темноты, звук от тишины, чувствует прикосновение, запах и многое другое.

Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует определённых условий. Особое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения и слуха.

На четвертом году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

Для детей четвертого года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.

Формы организации:

- групповая;

- подгрупповая.

Ожидаемые результаты:

ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

ориентироваться в трех и более контрастных величинах

собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины

сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков

различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)

ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)

Возраст детей : 3 -4 года. Длительность: 15 мин

Форма подведения итогов:

Форма подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы – выставки, мониторинг личностного роста.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы. Ф. И. ребе нка Различает и называет основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый Различает и называет простейш ие геометрические формы и фигуры: круг, квадрат, треугольник,шар, куб Различает иназывает большой- маленький предмет Различ ает и назыв ает длинный, короткий размер Осуществляет сериациюпо построению упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию Имеет представл ение об упорядоче нной послед. в сказках Осуществ ляет классифик ацию по одному признаку или свойсту Итог Карта сенсоматорного развития детей 3 -4лет Ф. И. ребе нка

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы.

Итог

Карта сенсоматорного развития детей 3 -4лет

Ф. И. ребе

нка Равновесие Координация движений Скоординированность действий Ориентация

Моторика пальцев Рисунок человека

Дотянуться до предмета встав на цыпочки Коснуться пальцем руки кончика носа Хлопать в ладоши и притопывать одновременно Пройти в определенную точку пространства Взять кубик большим и указательным пальцами Нарисовать человека по инструкции

Критерии уровня знаний детей :

3балла - выполняет задание, отвечает правильно и уверенно

2 балла – отвечает с ошибками, справляется с заданием с небольшой помощью взрослого

1 балл – затрудняется, молчит, отвечает с наводящими вопросами

высокий уровень – 18-21 балла

средний уровень – 11-17 баллов.

низкий уровень – 7-10 баллов

Высокий уровень – Умеет сравнивать совокупности на основе взаимно однозначного соответствия, различает «много», «мало». Находит в окружающей обстановке много предметов и один единственный. Сравнивает 2 группы предметов по величине, высоте, определяет какой предмет длиннее (короче, выше (ниже). Различает и называет формупредметов: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Различает и называет цветпредметов. Умеет собирать пирамидку, матрешку.

Средний уровень – Различает понятия «много-мало». Различает и называет форму предметов: круг, квадрат, прямоугольник. Различает и называет цвета.

Низкий уровень - Различает понятия «много-мало». Различает и называет форму предмета: круг, квадрат.

Литература:

Методическое пособие. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер/ Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988.

ЛяминаГ. М. Гербова В. В. Романовская Э. М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М. :1976, с. 81-82,162-163.

Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Т. П. Высокова. Сенсоматорное развитие детей раннего возраста. Программа, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель. - 2009.

И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: Цветной мир,2014.

Безруких М. М. Сенсоматорное развитие дошкольниковна занятиях по изобразительному искусству. М:Владос,2001.

Приложение 1.

Перспективное планирование кружковой работы на (2018 -2019г.)

Сентябрь.

1. Знакомство с цветами: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный. Дидактическая игра «Спрячь мышонка».

2. Знакомство с формой: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, круг. Дидактическая игра: «Птичка в клетке».

3. Знакомство с параметрами трех величин. Дидактическое упражнение «Накорми мишек»

4. Интегрированная ОД: «Найди такой же по цвету и форме».

Октябрь.

1. «Спрячь зайку от лисы» - цвет.

2. «Кто где спит» - форма.

3. «Игра с мячами» - величина.

4. Интегрированная ОД: «Чудесный мешочек» - форма и величина.

Ноябрь.

1. Окраска воды – цвет.

2. Какой формы предметы в нашей группе.

3. Построим башню.

4. Интегрированная ОД Разноцветные комнаты – цвет и величина.

Декабрь.

1. «Украшение для ёлочки» - цвет.

2. «Новогодние елочки» - величина.

3. «Составные картинки» – форма.

4. Лото «цвет и форма».

Январь.

1. Дидактическая игра «Хвост у петуха» - цвет.

2. Дидактическая игра «Магазин» - форма.

3. Дидактическая игра «Кто выше» - величина.

Февраль.

1. Дидактическая игра «Живое домино» - цвет.

2. Игра – соревнование «Кто быстрее свернет ленту» - величина.

3. «Построим башню» - величина.

4. Интегрированная ОД «Радуга» - цвет и величина.

Март.

1. Игровые поручения – цвет и величина.

2. Дидактическая игра «Соберем фрукты» – величина.

3. Игровое упражнение «Найди свой домик» - форма.

4. Интегрированная ОД «Платочек для мамы» - форма.

Апрель.

1. Дидактическая игра «Разноцветные флажки» - цвет.

2. Дидактическая игра «Принеси и покажи» – форма и величина.

3. Игровое упражнение «Найди свою полянку» - цвет.

4. Дидактическое упражнение «Как звери выбирали себе место».

Май.

1. Закрепление – дидактическая игра «Пришла весна» - цвет, форма и величина.

2. Закрепление – коллективное рисование «Цвета весны».

3. Закрепление – коллективная аппликация «Весенняя капель» - величина.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Игралочка» для детей 2–3 лет Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного.

Рабочая программа кружка по развитию речи «Словотворчество» Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители. Успешное развитие речи в дошкольном.

Рабочая программа кружка по воспитанию духовно-нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста .

Рабочая программа кружка «Прялица» по приобщению детей к истоком народной культуры Пояснительная записка. Интерес к проблеме воспитания духовно- нравственных качеств, её острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21.

Рабочая программа кружка по пластилинографии «Умелые ручки» для детей 5–6 лет Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, цель, задачи, формы работы с воспитанниками, циклограмма, список детей 2. Основная часть.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей 6–7 лет Содержание 1. Пояснительная записка 1.1 Цели и задачи программы 1.2 Принципы лежащие в основе программы 1.3 Формы и методы занятий 1.4 Условия.

Рабочая программа кружка «Волшебные квадратики» для детей старшей группы комбинированной направленности «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Рабочая программа кружка по интеллектуальному развитию детей подготовительной к школе группы «Волшебные блоки Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Рабочая программа кружка по ФЭМП «Развивай-ка» 1. Пояснительная записка. Рабочая программа кружкапо формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной.

Рабочая программа по познавательному развитию (старшая группа) № Тема занятия Цель Количество занятий Тип занятия Используемые пособия (средства обучения) Литература 1 День республики, день знаний. НРК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по познавательному развитию детей «Бусинки»
Опубликовано: 21 октября 2018 в 15:35
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД