Получи документы

Рабочая программа кружка «Говорушки»

Кажарова Аминат
Рабочая программа кружка «Говорушки»

Рабочая программа кружка «Говорушки»

для детей среднего дошкольного возраста

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка

Публикация «Рабочая программа кружка „Говорушки“» размещена в разделах

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца – на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

А известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и взрослого, заряд положительных эмоций – это три.

Актуальность:

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Поскольку проблема развития мелкой моторики дошкольников является крайне важной, воспитателям необходимо провести с детьми углублённую работу в этом направлении, обеспечивая тесный контакт с логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу (с младшей группы). Зная, что эпизодическая нерегулярная деятельность не сможет дать заметного положительного эффекта, мы решили создать свою, приемлемую для нашей возрастной группы и существующих материальных условий, систему занятий с детьми.

Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

Изучив работы по развитию мелкой моторики разных авторов, мы отметили, что одни из них отдают предпочтение штриховке и рисованию (Е. В. Черных, другие – теневому театру (А. В. Мельникова, третьи лепке, конструированию (З. И. Богатеева, четвёртые – упражнения с пальчиками (Т. В. Фадеева) и др. На основании всего изученного нами была разработана программа кружка «Говорушки» для детей среднего дошкольного возраста.

Данная программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста и своевременной помощи в развитии речи детей.

Новизна программы :

• обучение детей проводится с трехлетнего возраста;

• подобран и систематизирован материал пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;

• занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях включает не только пальчиковые игры, а также используется и природный материал - желуди, орехи, фасоль. Интересны для детей и упражнения, где дети сами могут сочинять сюжет сказок, изображать героев.

Цель программы : создание условий для развития мелкой моторики и речи детей.

Задачи программы :

Обучающие:

1. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями

2. Знакомить детей с названием пальчиков

3. Формировать навыки исполнительского мастерства.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук

5. Развивать память, звуковую культуру речи.

6. Развивать связную речь.

Воспитывающие:

1. Воспитывать в детях усидчивость.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Принципы работы по развитию моторики

Эффективность коррекционной работы будет высокой при условии соблюдения некоторых принципов:

1 Принцип осознания совершаемых действий. Действия ребенка в процессе занятия желательно сопровождать проговариванием взрослым этих действий. Например: «Скажи, какой пальчик сейчас работает, «Наши пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т. п.

Данный принцип полезен для формирования межфункциональных связей мозговых структур.

2. Принцип развернутости освоения навыков. Темп и механизмы освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена разными детьми при разном количестве занятий. Педагогу следует отрабатывать навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

3. Принцип обратной связи. Педагог по ходу занятия комментирует, помогает, подсказывает и оценивает действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий (формирование правильной двигательной памяти). Применение данного принципа также позволяет ребенку быстро скорректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (15 человек) по 15-20 минут и предполагают использование следующих форм:

• Беседа,

• художественное слово

• дидактическая игра

• физические упражнения

• индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы :

Программа включает в себя следующие разделы:

• пальчиковая гимнастика

• пальчиковые игры

• инсценировки

• игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Пальчиковые игры» используются игры совместно с народными потешками, скороговорками и поговорками. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Вначале произнести скороговорку чётко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделывать вместе с детьми. В процессе работы над скороговоркой менять темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребёнка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Для данных упражнений используются природный материал (желуди, орехи, фасоль, карандаши, пуговицы, мячи-ежики.

В разделе «Инсценировки» для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей используются различные виды инсценированния, в которых принимают участие все дети. Игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Мы используем пальчиковый театр, персонажами которого показываются небольшие игры – инсценировки, проведё нные в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Популярен «Театр пальчиков». Артисты и персонажи всегда готовы к выступлениям. На пальцы можно надеть «напёрстки» в виде зверушек или сказочных героев. «Театр рукавичек» требует от взрослых умения из старых перчаток и варежек сшить забавные персонажи. Дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы.

У инсценировок с помощью пальчикового театра (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

Срок реализации программы :

Программа рассчитана на 1 года обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети

должны знать:

• названия пальцев рук, их очередность

• народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту

должны уметь:

• управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности

• согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек

• ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

• выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

• у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Организационные принципы

Программа кружка «Говорушки» адресована дошкольникам среднего возраста и рассчитана на 1 год обучения. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Поэтому численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю с 1 октября по 31 мая. В год 32 занятия.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах (сентябрь, май). Для проведения мониторинга образовательного процесса используется тестирование по следующим показателям

• дифференцированности движений рук и пальцев рук, координированности и синхронности движений рук, концентрация внимания на одном виде деятельности.

– насколько точно выполняется действие;

– способность к переключению с одного движения на другое, трудности нахождения поз

– точность движений пальцев рук, дифференцированность пальцев рук, координация движений пальцев рук;

– способность синхронно выполнять движения обеими руками.

Оценка в баллах:

0 баллов: задание не принимает, действует неадекватно;

1 балл: испытывает трудности в нахождении поз, наличие персевераций;

2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;

3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.

• Развитие речи, умение пересказать небольшой отрывок сказки, ориентировка в пространстве

- Знание народных потешки, скороговорки, текста небольших стихотворений и инсценировок

- Знать названия пальцев рук, ориентироваться в их местоположении;

- Ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Оценка в баллах:

0 баллов: не может рассказать не одной пальчиковой игры, не ориентируется в названиях пальцев рук и пространственном ориентировании;

1 балл: играет в пальчиковую игру с помощью взрослого, повторяет только движения, соответствующие тексту, испытывает трудности в ориентировании в пространстве;

2 балла: для проведения пальчиковой игры или инсценировки требуется незначительная помощь педагога, допускает ошибки в ориентации в пространстве

3 балла: ребенок может провести несколько пальчиковых игр самостоятельно, сопровождая слова движениями, редко ошибается в ориентировке пространства и названии пальцев рук.

ОЦЕНОЧНЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ ФИКСАЦИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

уровень Количество баллов

ВЫСОКИЙ (В) 6 баллов

СРЕДНИЙ (С) 4-5 баллов

НИЗКИЙ (Н) до 3 баллов

№ Тема Цель Средства реализации

1. «Здравствуй, осень!» Побуждать детей отвечать на вопросы простыми полными ответами, задавать вопросы и слушать ответы товарищей, поддерживать общую беседу; говорить по очереди, не перебивая друг друга. Самомассаж ладоней и пальцев рук.

Пальчиковая игра «Дружба» Иллюстрации «Осень», дидактическая игра «Составь картинку»

2. «Зайчик в гостях у детей» Побуждать детей к составлению описательного рассказа, при описании животных, называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения. 3Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»

Алгоритм для составления описательного рассказа.

Игрушки: зайчонок, зайчиха, лиса, волк, белка, медведь, ежик, мяч.

Аудиозаписи с детскими песнями; корзинка.

3. Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа, а также короткого рассказа на основе личного опыта. Пальчиковая игра «Мышка и кошка»

Картина «Кошка с котятами», фланелеграф, картинки с изображением собаки, утки, сороки, щенков, телят, утят. Клубок ниток.

4. «Я - человек» Продолжать побуждать детей к составлению описательного рассказа о человеке, его частях тела, отличии друг от друга. Статическое упражнение «Человечки»

Пальчиковая игра «Моя семья» Стихотворение «Части тела», дидактическая игра «Что у человека по два», загадки о частях тела человека, дидактические карточки «Как устроен человек».

5. Пересказ сказки. Побуждать детей к пересказыванию сказки, выразительно передавая диалоги персонажей. Пальчиковая игра «В лесу»

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Игрушки: белочка, собачка, крокодил, жираф; счётная лесенка.

6. «Дары осени» Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. Картинки: «Сбор урожая на огороде», «Овощи», «Фрукты, ягоды», 2 корзинки.

7. «Нас приручил человек» Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать детей отвечать на вопросы; формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.) Иллюстрации домашних животных; аудиозапись голосов домашних животных; загадки о домашних животных; дидактические игры: «У кого кто?», «Кто чем питается?». Подвижная игра «Мышеловка»

8. Рассказывание по картине Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Формировать умение правильно образовывать формы имён существительных в родительном падеже. Картина «Собака со щенятами». Игрушки: собака со щенятами, утка с утятами, крольчиха с крольчатами, картинка «сорока».

9. «Вежливые слова» Продолжать развивать диалогическую речь. Пальчиковая игра «Дружная семья»

Драматизация сказки «Добрый мышонок», атрибуты и декорации к сказке, игрушка - медвежонок.

10. Разучивание стихотворения Формировать умение выразительно читать стихотворение, передавая его настроение. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».

Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине», дидактическая игра «Скажи ласково»

11. Описание предметов по их признакам Формировать умение описывать предмет, не называя его. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия (глаголов) и качества предметов (прилагательных). Пальчиковая игра «Терем-теремок»

Ширма, Петрушка. Игрушки: мяч, матрёшка, барабан, машина, кукла, корова, утёнок, султанчики.

12. Пересказ сказки Продолжать развивать умение вести диалог, выразительно передавая разговор действующих лиц. Самомассаж ладоней и пальцев рук «Зимняя разогревалочка»

Драматизация сказки «Заюшкина избушка», атрибуты и декорации.

13. «Моя любимая игрушка» Развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа с использованием игрушки при этом чётко называть её признаки, действия. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом «Скольжение», «Горка».

Игрушки по выбору детей, алгоритм для составления описательного рассказа.

14. «Как зайчонок нашёл маму» Формировать умение составлять коллективный повествовательный рассказ; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом. Пальчиковая игра «Дружная семья»

Игрушка – зайчик (большой и маленький, словесная игра «Ласковые слова», пальчиковая игра «Засолка капусты».

15. Описание предметов по картинкам Продолжать формировать умение описывать предмет, нарисованный на картинке, выделяя наиболее существенные признаки; чётко и правильно произносить звук «щ», слышать этот звук в словах, выделять его. Картинки с изображением разных зайчат; три щё тки: зубная, обувная, одёжная.

16. «В мире профессий» Продолжать развивать умение вести диалог, отвечать на вопросы педагога полными предложениями. Пальчиковая игра «Профессии в саду»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Проектор, ноутбук. Слайды: профессии, станции. Игрушка Буратино, карточки с изображением профессий, схема «Профессии», предметные картинки орудий труда

17. Описание предметных картинок Продолжать формировать умение отвечать на вопросы связно двумя-тремя предложениями, называя предмет, его признаки и действия. Игрушки: щенок, утка, кубик, заяц. Предметы: ящик, щётки, клещи, ширма, посуда. Фланелеграф.

18. «День защитников Отечества» Развитие речи через единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления. Статистическое упражнение «Клещи»

Пальчиковая игра «Гвозди»

Слайды с изображением военных (моряк, танкист, пограничник, летчик). Картинки с изображением различных родов войск. Звукозапись «Военные звуки».

19. Составление описательного рассказа «Моя мама» Продолжать развивать связную монологическую речь путем составления описательного рассказа. Пальчиковая игра «Мамина помощница»

Дидактические и словесные игры: «Скажи ласково», «Какая мама?», «Назови детёныша». Алгоритм для составления описательного рассказа.

20. Пересказ сказки Продолжать побуждать детей к пересказыванию сказки; развивать монологическую речь, ориентируясь на картинный план. Андерсен Г. Х. «Гадкий утёнок», картинный план, игрушка утёнок.

21. «Звуковая культура речи: звуки щ – ч» Подготовка детей к звуковому анализу слов. Формировать правильное произношение звуков «щ-ч» в слогах, словах, предложениях. Стихотворения: Маршак С. Я. «Про все на свете», Сельвинский И. «Что правильно?». Пословица: «Щи да каша – пища наша».

22. «Уроки Мойдодыра» Совершенствовать диалогическую речь. Чуковский К. И. «Мойдодыр», дидактическая игра «Умывайся правильно», подвижная игра «Ровным кругом». Игрушка кошка.

23. Описание предметов и игрушек Продолжать формировать умение описывать предметы, игрушки; формировать чёткое и правильное произношение звука «л» (ль) Статистическое упражнение «Цветок»

Пальчиковая игра «Алые цветочки»

Игрушки, в названии которых есть звук «л», картинки с изображением домашних и диких животных.

24. Составление рассказа Формировать умение создавать картину и рассказывать о ее содержании. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»Фланелеграф, набор картинок, картинки –матрицы.

25. Закрепление обобщающих понятий Продолжать формировать умение описывать предметы, подбирая нужные по смыслу слова; формировать чёткое и правильное произношение звука «р» (рь) Пальчиковая игра «Солнце и дождик»

Картина с изображением тигра, персонажи сказки «Теремок», фишки-игрушки.

26. «В мире транспорта» Совершенствовать навыки описательного рассказа. Пальчиковая игра «Транспорт»

Картинки «Транспорт» или игрушки, сигнальные карточки «Светофор»

27. «Семья» Продолжать формировать умение вести диалог; формировать представления о семье и её членах. ИКТ: презентация «Семья - детский сад», дидактические игры:

«Здравствуйте, ребята», «Собери из частей целое»; клубок ниток.

28. «В гостях у Мухи – Цокотухи» Совершенствовать навыки ведения диалога, умение составлять описательный рассказ. Ширма, игрушка Муха – Цокотуха, самовар, картинка «Насекомые в лесу». Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха».

29. «Литературный калейдоскоп» Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки. Беседа о том, какие произведения знают дети.

Список литературы

1. Абраменко В. В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.

2. Безруких М. М. Тренируем пальчики. – М. : ООО “Дрофа”, 2000.

3. Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : “Астрель”, 2001.

4. Белкина В. Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, 2001.

5. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002.

6. Журналы «Дошкольное воспитании» : Д/в № 4 (2004г.) «Дошкольная группа: двигательно – оздоровительне моменты на занятиях» В. Кудрявцев; Д/в №11, 2002г. «Современные пути оздоровления дошкольников», М. Кузнецова; Д/в №6, 2002г. «Упражнения для оздоравливания детей 6 – 7 лет», М. Маханева; Д/в №2, 2004г. «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев; Д/в №3, 2004г. «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцев

7. Климанова Л. Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.

8. Лукашина М. М. Готовим руку к письму. - М. : “Карапуз”, 2008.\

9. Методическая разработка педагога МБДОУ «Д/с № 12» г. Конаков Ерофеевой Татьяны Викторовны «Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)»

10. Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008.

11. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М. : “Астрель”, 2006.

12. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007

13. Шульгина В. П. Методическая копилка для учителей начальных классов. // Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002.

14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург: 2005.

15. Литература «Пальчиковая гимнастика», Л. П. Савина.

16. «Развитие речи детей 4-5 лет», О. С. Ушакова. - М. : ИЦ «Вентана-Граф», 2010.»

17. Хрестоматия 4-5 лет, Н. П. Ильчук.

18. Хрестоматия 2-4 года, Н. П. Ильчук.

19. Хрестоматия до 4 лет, Н. Борисова.

20. Хрестоматия от 1 до 4 лет, И. М. Стремок.

21. «Читаем детям», З. Г. Сахипова.

22. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка по квиллингу «Волшебный завиток» Пояснительная записка В настоящее время у многих детей плохо развита мелкая моторика рук. Изучение развития тонких дифференцированных движений.

Рабочая программа кружка «Чудесные фигурки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 204» г. Чебоксары Рабочая программа кружка «Чудесные.

Рабочая программа кружка «Я начинаю читать» Пояснительная записка Парциальная образовательная программа «Отзвука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки.

Рабочая программа кружка «Красочный мир» План. Пояснительная записка. 1. Тематический план. 2. Учебно-тематический план. 3. Содержание изучаемого курса. 4. Методическое обеспечение.

Рабочая программа кружка по изонити «Волшебная ниточка» Введение. Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Содержание 1. Пояснительна записка 2. Актуальность. Цель. Задачи. 3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 41 «Ласточка» г. Улан-Удэ Рабочая программа кружка «Умелые ручки».

Рабочая программа кружка «Весёлая мастерская» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Весёлая мастерская» Художественно-эстетической направленности Руководитель: Домарева С. А. 2017-2018.

Рабочая программа кружка по ФЭМП «Развивай-ка» 1. Пояснительная записка. Рабочая программа кружкапо формированию элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной.

Рабочая программа спортивного кружка «Здоровячок» ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Говорушки»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 21:00
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка «Говорушки»» (включая файлы) размещена пользователем Кажарова Аминат в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД