Евгения Смирнова
Программа кружка «Хлебосол» по лепке из соленого теста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по лепке из соленого теста
Пояснительная записка:
Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Ведь мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- другому, многое заново открываем и переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое мы знаем поверхностно. Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Поэтому важным моментом в воспитании детей становится целенаправленное возрождение народных ремесел и помыслов русского народа и родного края. Большая часть народной культуры тесно связанна с народными промыслами. Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с истоками русской народной культуры.
Публикация «Программа кружка „Хлебосол“ по лепке из соленого теста» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Программы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Продукты питания. Лепка
- Тестопластика. Поделки из теста
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Лепка, занятия по лепке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Актуальность:
Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
На Руси, когда вошло в обычай празднование Нового года, люди дарили друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Они несли в себе особый смысл- символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь хлеб и соль всегда присутствовали на столе. Отсюда и название таких фигурок- «хлебосол».
Цель: Развитие художественных способностей и приобщение детей к истокам русской народной культуры через лепку из соленого теста.
Задачи:
1. Прививать интерес и любовь к народной культуре, восстановление связи поколений.
2. Приобщать детей к русскому народному творчеству в условиях детской практической творческой деятельности
3. Изучение народных промыслов.
4. Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
5. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
6. Воспитывать устойчивый интерес к народной культуре.
Дидактические принципы построения и реализации Программы :
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип постановки и корректировки задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Методы обучения:
• информационный;
• исследовательский;
• практический;
информационный метод включаются следующие приемы:
• рассматривание;
• наблюдение;
• образец воспитателя;
• показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
• беседу;
• рассказ,
• использование образцов педагога;
• художественное слово.
Практический метод включает в себя
• прием повтора;
• работа на черновиках;
Режим работы кружка :
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз
неделю во второй половине дня.
Длительность – не более 25 минут; в соответствии с требованием СанПиН 2.4.1.3049 -13
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-6лет).
Сроки реализации:1год.
Технические средства:
1. Телевизор
2. Магнитофон.
3. Проектор, экран, ноутбук
Инструменты и приспособления:
1. Кусочки ткани (вытирать руки).
3. Стеки.
4. Кисточки, краски
5. Емкость с водой
6. Шаблоны.
7. Формочки, пуговицы, природный материал, бросовый материал.
8. Скалка, валик, одноразовые шприцы и другой подручный материал.
Наглядный материал:
1. Иллюстрации по теме занятия
2. Образцы изделий.
Ожидаемые результаты к концу обучения:
Должны знать:
1. Историю возникновения лепки из солёного теста;
2. Способы приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного, особенности соленого теста.
3. Приемы работы с соленым тестом.
4. Способы сушки готовых изделий
5. Название и правила пользования ручными инструментами для обработки соленого теста.
6. Правила техники безопасности;
Диагностика
Критерии
1) Лепка формы предмета, сглаживание деталей.
Высокий уровень - форма передана точно, самостоятельно сглаживает поверхность формы.
Средний уровень - есть незначительные искажения, нуждается в помощи взрослого
Низкий уровень - искажения значительные, форма не удалась.
2) Строение предмета:
Высокий уровень – изображения реалистичны, составляет композицию из отдельных элементов.
Средний уровень - есть незначительные искажения;
Низкий уровень - пропорции предмета переданы не верно.
3) Передача пропорций предмета в изделии:
Высокий уровень - пропорции предмета соблюдаются;
Средний уровень - есть незначительные искажения;
Низкий уровень - пропорции предмета переданы не верно.
4) Мелкая моторика.
Высокий уровень – Правильные приемы лепки, технические навыки сформированы полностью.
Средний уровень – Прибегает к помощи взрослого. Технические навыки сформированы по возрасту.
Низкий уровень - Всё неправильно. Технические навыки сформированы слабо.
5) Цвет.
Высокий уровень - передан реальный цвет предметов.
Средний уровень – цвета немного искажены.
Низкий уровень - цвет предметов передан не верно.
Перспективный план кружка «Хлебосол» по лепке из соленого теста в старшей группе.
Октябрь
1. Тема: «Калачи из печи»
Цель: Сравнить традиционные хлебобулочные изделия – калачи, баранки, бублики, сушки. Познакомить детей с технологией изготовления калача. Продолжать учить работать с тестом. Развивать интерес к истории и традициям национальной культуры.
2. Тема: «Подкова»
Цель: Познакомить детей с технологией лепки подковы. Продолжать учить работать с тестом. Предложить для оформления декоративные элементы. Развивать интерес к истории и традициям русского народа.
3. Тема: «Раскрашивание подковы»
Цель: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
4. Тема: «Петушок на палочке»
Цель: Познакомить с технологией изготовления петушка на палочке. Развивать способности к восприятию и самостоятельному созданию пластической формы. Воспитывать самостоятельность, инициативность, любознательность.
Ноябрь
1. Тема: «Колокольчик»
Цель: Познакомить детей с технологией изготовления колокольчика. Продолжать учить работать с тестом. Предложить для оформления поделки декоративные элементы. Развивать интерес к лепке из соленого теста.
2. Тема: «Раскрашивание колокольчика»
Цель: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3. Тема «Тульский пряник»
Цели: Познакомить детей с технологией изготовления тульского пряника. Закреплять умение работать с тестом. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры. Воспитывать желание сохранять русские традиции.
4. Тема: «Бабушкины пряники»
Цели: Познакомить со старинными способами изготовления лепных пряников в разнообразии видов (козули, тетерки, витушки). Продолжать учить работать с тестом. Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять семейные традиции.
Декабрь
1. Тема: «Чудо – дерево»
Цели: Воспитывать интерес к коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических способов создания образов на основе шара и цилиндра. Развивать чувство формы. Формировать навыки сотрудничества при создании коллективной композиции.
2. Тема: Раскрашивание поделок для чудо- дерева.
Цель: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3. Тема: «Жар – птица»
Цели: Познакомить детей с изготовлением поделки из соленого теста. Учить создавать изделие из длинных колбасок, сложенных в виде причудливого цветка. Предложить декоративные элементы для украшения поделки. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
4. Тема: «Раскрашивание Жар птицы»
Цели: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Январь
1. Тема «Ангел»
Цели: Познакомить с технологией лепки ангела. Лепить туловище в виде колокольчика. Продолжать учить работать с соленым тестом. Воспитывать любознательность и интерес к лепке из пластических материалов.
2. Тема: Раскрашивание ангела.
Цели:Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3. Тема: «Чудо – юдо, рыба- кит»
Цели: Расширить опыт работы с тестом. Познакомить с техникой изготовления сказочной рыбы. Продолжать учить работать с тестом. Развивать интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать самостоятельность, любознательность.
4. Тема: «Раскрашивание чудо рыбы»
Цели: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Февраль
1. Тема: «Дымковская игрушка лошадка»
Цели: Продолжать учить детей работать с соленым тестом. Учить создавать образ дымковской игрушки. Развивать интерес к работе с тестом, истории создания дымковской игрушки. Воспитывать интерес к русской народной культуре, традициям русского народа.
2. Тема: Раскрашивание дымковской игрушки.
Цели: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3. Тема: «Филимоновская игрушка кошка»
Цели: Познакомить с приемами лепки филимоновской игрушки кошки. Продолжать учить приемам лепки из соленого теста. Развивать интерес к истории и традициям национальной культуры. Воспитывать любознательность, интерес к художественному экспериментированию.
4. Тема «Раскрашивание филимоновской игрушки.
Цели: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Март
1. Тема: «Петушок, петушок, золотой гребешок.»
Цели: Учить вырезать детали петушка по шаблону. Продолжать закреплять умение работы с тестом. Развивать творческое воображение, способность к формообразованию. Воспитывать интерес к русской народной культуре.
2. Тема: Раскрашивание петушка.
Цели: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3. Тема: «Ложка. Хохломская роспись»
Цели: Познакомить детей с приемами лепки ложки из соленого теста. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать самостоятельность, любознательность.
4. Тема: Раскрашивание ложки.
Цели: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Апрель
1. Тема: «Уж как я ль свою коровушку люблю»
Цели: Продолжать учить вырезать детали по шаблону. Развивать навыки работы с соленым тестом. Воспитывать интерес к русской народной культуре.
2. Тема: Раскрашивание коровушки
Цели: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
3. Тема: «Жаворонки».
Цели: Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков- веснянок в разнообразии видов. Продолжать учить работать с тестом. Предложить разные приемы декоративного оформления. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры. Воспитывать интерес к народным традициям.
4. Тема: Раскрашивание жаворонков.
Цели: Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии. Формировать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Научить передавать задуманную идею в раскрашивании изделия, развивать фантазию детей в процессе работы. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.
Май
Диагностирование.
Используемая литература:
1. Зимина Н. В «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г.
2. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа. Издательство «Цветной мир» Москва 2016г.
4. «Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ ПРЕСС книга» 2010г. серия мастер – класс на дому.
5. М. О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто» Москва Издательский дом МСП -2007г.
6. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду» Издательство «Мозаика синтез» 2014г.
7. И. А. Лыкова программа «Цветные ладошки» Издательский дом «Цветной мир» Москва