Татьяна Владимировна Юрчик
Программа кружка «Я уже математик» в средней группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД № 41 ГОРОДА СЛАВГОРОДА
Программа кружка «Я уже математик»
в средней группы детского сада
Воспитатель: Юрчик Татьяна Владимировна
г. Славгород
2016-2017 год
Пояснительная записка
Публикация «Программа кружка „Я уже математик“ в средней группы детского сада» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезор-ганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольни-ков – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математиче-ской сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Рабочая программа составлена на основе программ :
1. Е. В. Колесниковой
2. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
3. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Про-грамма и методические рекомендации. Н. А. Арапова-Пискарева, 2007г.
4. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет : Методическое пособие к рабочей тетра-ди. — М. : ТЦ Сфера, 2005г.
5. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е. В. – М. : ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
Основные задачи программы
Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых зна-ний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.
Выработать у детей привычку максимально полно включаться в урок (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка.
Привить любовь к конкретному предмету – математике.
Дать необходимые современному дошкольнику знания в области математики и развить со-ответствующие способности детей.
Формирование представлений о числе и количестве:
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по задан-ным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются опреде-ленными признаками.
Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или от-дельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличи-вать и уменьшать каждое число на 1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
Развитие представлений о величине:
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а не-сколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также исполь-зуя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера ча-стей; находить части целого и целое по известным частям.
Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предме-тов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, сто-роны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изобра-жать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические ком-позиции из фигур по собственному замыслу.
Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представле-нию.
Развитие пространственной ориентировки:
Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изоб-ражения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделиро-ванию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространствен-ные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, не-обратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, поз-же, в одно и то же время.
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 мину-та, 10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Формы организации учебного процесса:
Ребенок, попав в стены нашего детского дома, обследуется многими специалистами, в том числе и воспитателями по многим параметрам, для меня важны:
Уровень развития элементарных математических представлений у детей;
Умение играть;
Развитие речи;
Уровень самообслуживания у ребенка.
Ожидаемые результаты:
Критерии результативности программы для детей 4-5 лет.
№ Критерии да Частично нет
1. Количество и счет
считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на пред-меты, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и па-деже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
писать цифры по точкам.
соотносить цифры с количеством предметов.
понимать отношения между числами в пределах 5.
отгадывать математические загадки.
знать порядковый счет в пределах 5, различать количествен-ный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, распо-ложению.
знать стихи, загадки, считалки, в которых присутствуют числа.
2. Геометрические фигуры
знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
уметь видеть геометрические фигуры в формах окружаю-щих предметов, символических изображениях предметов.
3. Величина
сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
употреблять в речи результаты сравнения («большой», «по-меньше», «еще поменьше», «самый маленький» и т. д.).
выделять признаки сходства разных и одинаковых предме-тов и объединять их по этому признаку.
4.
Ориентировка во времени
различать и правильно называть части суток: утро, день, ве-чер, ночь.
различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.
отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользо-ваться этими словами.
различать понятия: быстро, медленно.
5. Ориентировка в пространстве
учиться различать правую и левую руку, раскладывать счет-ный материал, считать правой рукой слева направо.
учиться обозначать словами положение предмета относи-тельно себя.
учиться ориентироваться на листе бумаги.
6. Логические задачи
продолжать учиться решать логические задачи на сравне-ние, классификацию, установление последовательности собы-тий, анализ и синтез.
Занятия проводятся 2 раза в неделю: понедельник, среда.
Время занятий:15.30 – 16.00
Планирование за5ятий
№ дата Тема занятия
1 05 -16.09 Диагностика
2 19 .09 Число 1 • Один-много • Число 0 • Множества • Форма предметов
3
4 21.09 Числа 0, 1 • Число 2 • Счёт (количество-число) • Прямой и обратный счёт • Вы-сота • Цвет
5 26.09 Число 2 • Счёт (количество-число)• Порядковый счёт
6 28 .09 Числа 0…2 • Счёт (количество-число и число-количество) • Качественное соот-несение • Пространственные отношения • Цвет • Множества
7 3 .10 Числа 0…2 • Множества • Цвет • Размер • Счёт (число-количество)
8 5.10 Число 3 • Прямой и обратный счёт• Счёт (число-количество) •
9 10.10 Числа 0…3 • Порядковый счёт • Множества • Счёт (число-количество) • Далеко-близко • Качественное соотнесение • Размер • Прямой и обратный счёт • Про-странственные отношения
10 12.10 Числа 0… 3 • Счёт (количество-число) • Различные материалы • Число 4 • Пря-мой и обратный счёт • Пространственные отношения • Временное соотнесение (времена года)
11 17.10 Число 4 • Прямой и обратный счёт • Пространственные отношения • Временное соотнесение (времена года)
12 19.10 Числа 0. 4 • Прямой и обратный счёт • Множества • Счёт (количество-число) • Порядковый счёт • Пространственные отношения
13 24.10 Числа 0. 4 • Сравнение количественное • Временное соотнесение (сутки) • Счёт (количество-число) • Цвет • Классификация по цвету
14 26.10 Числа 0. 4 • Множества • Порядковый счёт • Прямой и обратный счёт • Срав-нение количественное • Пространственные отношения • Высота • Временное соотнесение (сутки)
15 31.10 Число 5 • Порядковый счёт • Прямой и обратный счёт • Сравнение количествен-ное • Пространственные отношения • Высота • Временное соотнесение (сутки)
16 02.10
Числа 0. 5 • Прямой и обратный счёт • Пространственные отношения • Счёт (количество-число и число-количество) • Прямой и обратный счёт • Схематич-ное изображение • Множества • Ширина
17 07.11 Числа 0. 5 • Прямой и обратный счёт • Пространственные отношения • Счёт (количество-число и число-количество) • Прямой и обратный счёт • Схематич-ное изображение • Множества • Ширина
18 09.11 Числа 0. 5 • Временное соотнесение (времена года) • Взаимно-однозначное соот-ветствие • Счёт (количество-число и число-количество) • Пространственные от-ношения • Цвет • Прямой и обратный счёт
19 14.11 Числа 0. 5 • Счёт (число-количество и количество-число) • Множества • Внима-ние • Память • Взаимно-однозначное соответствие • Прямой и обратный счёт • Игра «Разрезные картинки»
20 16.11 Числа 0. 5 • Счёт (число-количество и количество-число) • Порядковый счёт • Множества • Взаимно-однозначное соответствие • Быстро-медленно • Форма плоских геометрических фигур • Пространственные отношения •
21 21.11 Числа 0. 5 • Временное соотнесение (времена года) • Множества • Счёт (количе-ство-число и число-количество) • Ширина • Взаимно-однозначное соответствие • Времена года • Пространственные отношения • Качественное соотнесение
22 23.11 Числа 0. 6 • Множества • Прямой и обратный счёт • Счёт (количество-число)
23 28.11 Числа 0. 6 • Множества • Прямой и обратный счёт • Счёт (количество-число) • Далеко-близко • Размер • Качественное соотнесение
24 30 .11 Числа 0. 6 • Множества • Прямой и обратный счёт • Счёт (количество-число) • Далеко-близко • Размер • Качественное соотнесение • Длина • Взаимно-однозначное соответствие • Временное соотнесение (сутки) • Игра «Разрезные картинки»
25 05.12 Числа 0. 6 • Порядковый счёт • Множества • Взаимно-однозначное соответствие • Счёт (количество-число) •Длина
26 07.12 Числа 0…6 • Множества • Прямой и обратный счёт • Счёт (количество-число) • Порядковый счёт • Работа по образцу • Цвет • Пространственные отношения • Форма плоских геометрических фигур
27 12.12 Числа 0. 6 • Счёт (количество-число) • Цвет и форма плоских геометрических фигур • Прямой и обратный счёт • Временное соотнесение (времена года)
28 14.12 Числа 0. 6 • Множества • Порядковый счёт • Пространственные отношения • Цвет (игра «Домики») • Ширина • Взаимно-однозначное соответствие • Счёт (количество-число и число-количество)
29 19.12 Числа 0…6 • Прямой и обратный счёт • Счёт (число-количество и количество-число) • Длина • Схематичное изображение • Порядковый счёт • Множества • Высота • Работа по образцу • Размер • Пространственные отношения • Взаимно-однозначное соответствие
30 21.12 Числа 0. 6 • Прямой и обратный счёт • Временное соотнесение (дни недели) • Пространственные отношения • Счёт (количество-число) • Цвет • Форма плос-ких геометрических фигур • Временное соотнесение (времена года) • Взаимно-однозначное соответствие
31 26.12-28.12 Диагностика
32
33 09.01 Числа 0…7 • Порядковый счёт • Множества • Качественное соотнесение • Счёт (число-количество и количество-число)
11.01 Числа 0…7 • Порядковый счёт • Множества • Качественное соотнесение • Счёт (число-количество и количество-число) • Игра «Разрезные картинки»
34 16.01 Числа 0. 7 • Счёт (количество-число и число-количество) • Порядковый счёт • Цвет • Работа по образцу • Пространственные отношения • Прямой и обратный счёт
35 18.01 Числа 0…7 • Множества • Взаимно-однозначное соответствие • Счёт (количе-ство-число) • И-или • Пространственные отношения • Прямой и обратный счёт
36 23.01 Числа 0…7 • Взаимно-однозначное соответствие • Счёт (количество-число) • Множества • Временное соотнесение (дни недели) • Работа по образцу • Цвет • Пространственные отношения • Прямой и обратный счёт
37 25.01 Числа 0. 7 • Пространственные отношения • Внимание • Память • Счёт (количе-ство-число) • Временное соотнесение (времена года) • Цвет (игра «Домики»)
38 30.01 Числа 0…7 • Число 8 • Множества • Счёт (количество-число) • Внимание • Па-мять • Временное соотнесение (сутки) • Пространственные отношения
39 01.02 Числа 0. 8 • Множества • Счёт (количество-число) • Порядковый счёт • Деление • Прямой и обратный счёт • Качественное соотнесение
40 06.02 Числа 0. 8 • Множества • Счёт (количество-число) • Порядковый счёт • Деление • Прямой и обратный счёт • Качественное соотнесение • Размер • И-или
41 08.02 Числа 0…8 • Множества • Порядковый счёт • Цвет • Пространственные отно-шения • Работа по образцу • Форма плоских геометрических фигур • Прямой и обратный счёт
42 13.02 Числа 0…8 • Счёт (число-количество, количество-число) • Множества • Деление • Форма плоских геометрических фигур • Пространственные отношения
43 15.02 Числа 0. 8 • Множества • Счёт (количество-число и число-количество) • Взаим-но-однозначное соответствие • Длина • Ширина • Цвет
44 20.02 Числа 0…8 • Счёт (число-количество и количество-число) • Прямой и обратный счёт • Ширина • Пространственные отношения • Множества
45 22.02 Числа 0. 8 • Множества • Цвет и форма плоских геометрических фигур • Клас-сификация плоских геометрических фигур по цвету и по форме. • Прямой и об-ратный счёт • Временное соотнесение (времена года) • Порядковый счёт • Каче-ственное соотнесение • Длина • Пространственные отношения
46
27.02 Числа 0. 8 • Временное соотнесение (времена года) • Число 9 • Счёт (количе-ство-число) • Порядковый счёт • Прямой и обратный счёт • Пространственные отношения • Цвет (игра «Домики») • Цвет и форма плоских геометрических фи-гур • Качественное соотнесение • Игра «Разрезные картинки».
47 01.03 Числа 0. 9 • Порядковый счёт • Качественное соотнесение • Внимание • Взаим-но-однозначное соответствие • Счёт (количество-число) • Пространственные отношения •Порядковый счёт
48 06.03 Числа 0. 9 • Порядковый счёт • Цвет • Качественное соотнесение • Взаимно-однозначное соответствие • Счёт (количество-число) • Пространственные отно-шения • Порядковый счёт
49 08.03 Числа 0. 9 • Прямой и обратный счёт • Счёт (число-количество) • Простран-ственные отношения • Работа по образцу • Размер • Взаимно-однозначное соот-ветствие
50 13.03 Числа 0. 9 • Число 10 • Счёт (количество-число) • Прямой и обратный счёт • Пространственные отношения • Сравнение чисел • Взаимно-однозначное соот-ветствие • Множества • Цвет (игра «Домики») • Игра «Разрезные картинки»
51 15.03 Числа 0. 10 • Прямой счёт • Счёт (число-количество) • Обратный счёт • Множе-ства • Различные материалы • Загадки • Пространственные отношения
52 20.03 Числа 0. 10 • Прямой счёт • Счёт (число-количество) • Обратный счёт • Множе-ства • Различные материалы • Загадки • Пространственные отношения • И-или
53 22.03 Числа 0…10 • Пространственные отношения • Счёт (количество-число-количество) • Качественное соотнесение • Множества • Цвет и форма плоских геометрических фигур
54 27.03 Числа 0. 10 • Множества • Счёт (число-количество) • Прямой и обратный счёт • Сравнение чисел • Взаимно-однозначное соответствие • Качественное соотнесе-ние • Временное соотнесение (дни недели) • Вес
55 29.03 Числа 0. 10 • Прямой счёт • Счёт (количество-число) • Временное соотнесение (время-часы) • Пространственные отношения (под, над, слева, справа) • Цвет (иг-ра «Домики») • Временное соотнесение (времена года) • Обратный счёт
56 03.04 Числа 0…10 • Счёт (число-количество и количество-число) • Множества • Пря-мой и обратный счёт • Цвет и форма плоских геометрических фигур • Игра «Разрезные картинки»
57 05.04 Числа 0…10 • Порядковый счёт • Пространственные отношения • Счёт (количе-ство-число и число-количество) • Множества • Работа по образцу • Цвет • Вре-менное соотнесение (дни недели) • Сравнение чисел • Взаимно-однозначное со-ответствие
58 10.04 Числа 0…10 • Множества • Прямой и обратный счёт • Счёт (количество-число) • Пространственные отношения • Цвет • Счёт • Игра «Разрезные картинки»
59 12.04 Числа 0…10 • Счёт (количество-число и число-количество) • Множества • Пря-мой и обратный счёт • Временное соотнесение (дни недели) • Пространственные отношения • Качественное соотнесение
60 17.04 Числа 0…10 • Счёт (количество-число и число-количество) • Множества • Пря-мой и обратный счёт • Временное соотнесение (дни недели) • Пространственные отношения • Качественное соотнесение
61 19.04 Числа 0…10 • Множества • Вес • Пространственные отношения • Счёт (количе-ство-число и число-количество) •Форма плоских геометрических фигур • Деле-ние • Быстро-медленно • Игра «Разрезные картинки».
62 24.04 Числа 0. 10 • Счёт (число-количество и количество-число) • Качественное соот-несение • Схематичное изображение • Временное соотнесение (дни недели) • Пространственные отношения • Множества • Классификация по цвету объемных геометрических фигур
63 26.04 Числа 0. 10 • Пространственные отношения • Порядковый счёт • Множества • Счёт (количество-число) • Работа по образцу • Форма плоских геометрических фигур • Качественное соотнесение • Длина • Игра «Разрезные картинки»
64 13.05 Числа 0. 10 • Пространственные отношения • Порядковый счёт • Множества • Счёт (количество-число) • Работа по образцу • Форма плоских геометрических фигур • Качественное соотнесение • Длина • Игра «Разрезные картинки»
65 15.05 Числа 0…10 • Множества • Счёт (число-количество и количество-число) • Ши-рина • Качественное соотнесение • Цвет и форма плоских геометрических фигур • Цвет • Пространственные отношения
66 17.05 Итоговая диагностика
67 22.05 Итоговое занятие
Методика диагностики
Диагностика по математике детей 4-5 лет
1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
3. Умение узнавать цифры в пределах 10
4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире-уже, длиннее-короче и т. д.)
6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, впе-рёд, назад, вверх, вниз)
9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта
Оценка знаний:
1 балл – ребёнок не ответил
2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.
Подсчё т результатов:
9 – 14 баллов – низкий уровень
15 – 20 – средний уровень
21 – 27 – высокий уровень
Диагностическая карта формирования элементарных математических представлений в средней группе.
___месяц___год
№ Ф. И.
ребенка Количе-ство и счет Геометри-ческие фигуры Величи-на Ориенти-ровка во времени Ориенти-ровка в простран-стве Общий показа-тель знаний ре-бенка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Итого по разделам
Список литературы
1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
2. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М. : Просвещение, 1997 г.
3. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет : Методическое пособие к рабочей тетради. — М. : ТЦ Сфера, 2005г.
4. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
5. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985 г.
6. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н. А. Арапова-Пискарева, 2007г.
7. Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М. : ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате
А4, 406 с.).