Папки-передвижки

Программа кружка «Занимательная математика»

Храмова Ирина Вячеславовна
Программа кружка «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор- составитель: воспитатель Храмова Ирина Вячеславовна.

Пояснительная записка.

Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей человеку приходится подстраиваться под его все ускоряющийся ритм.

Даже детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад.

Ребенок ХХI века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы.

Публикация «Программа кружка „Занимательная математика“» размещена в разделах

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоемким процессом для дошкольников, ттак как формирование основных приемов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признака предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Работа в математическом кружке позволяет приобщить ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Ребята могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость и развиваются конструктивные умения.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Направленность программы.

Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Цель программы :

- создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

- развитие логико-математического мышления через интеграцию образовательных областей

Задачи программы :

1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2) Увеличение объема внимания и памяти.

3) Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) .

4) Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7) Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т. д.

Участники:

1 год – дети 5-6 лет.

2 год – дети 6-7 лет.

Срок обучения:

Программа кружка рассчитана на два года.

Принципы работы с детьми:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .

Режим занятий.

1 год. 1 раз в неделю 25 мин.

2 год. 1 раз в неделю 30 мин.

Формы проведения занятий:

- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) ;

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы) ;

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;

- наглядный (с помощью наглядных материалов : картин, рисунков, показ).

Учебный план.

Занятия проводятся с сентября по май следующего года.

Неделя: одно занятие

Месяц: 4 занятия

1 год – 36 занятия

2 год – 36 занятия

Список используемой методической литературы.

1. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста»

Рихтерман Т. Д., Москва «Просвещение» 1991г.

2. «Математика до школы» А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт, Нижний Новгород

Нижегородский гуманитарный центр 1996г.

3. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайлова,

Москва «Просвещение» 1990г.

4. «Математика уже в детском саду» Мария Фидлер, Москва «Просвещение» 1981г.

Список используемых интернет – ресурсов.

1. Сайт для воспитателей детских садов

https://www.maam.ru/

2. Социальная сеть работников образования

https://nsportal.ru/detskii-sad/

Перспективный план кружка «Занимательная математика».

№ Месяц Тема Цель

1. Сентябрь Цифровые пазлы. Нарисуй, как я. Сорви грибок. Способствовать формированию соотносить число и количество предметов, рисовать в клеточках. Развивать умение концентрировать внимание и глазомер.

2. Китайские фонари. Мячики. Способствовать формированию составлять целое из четырех частей, показывать их и называть: часть, половина, целое, развивать воображение, находить свойства и различия.

3. Головоломки. Составление геометрических фигур. Составлять фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой, обдумывать практические действия.

4. Задачи на смекалку. Заня-

тие №1. Упражнять в счете групп предметов, в сравнении чисел и в определении, какое из двух чисел больше или меньше другого. Развивать сообразительность, упражнять решать задачи на смекалку геометрического содержания.

5. Октябрь Задачи на смекалку. Заня-

тие №2. Повторить с детьми порядковый и обратный счет; упражнять детей в решении задач на логическое мышление, в разгадывании лабиринтов; измерение сыпучих тел (мука, сахар).Создать у детей радостное настроение.

6. Игры – путешествие во времени. Игра: «Что сначала, что потом». Служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название.

7. Решение логических задач на поиск недостающих фигур. Вызвать у детей интерес к решению задачи. Способствовать формированию выбирать путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали недостающую из 6 предложенных фигур. Упражнять детей в доказательстве решения.

8. Игра «Танграм». Занятие №1. Ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

9. Ноябрь Игра «Танграм». Занятие №2. Составление фигур – силуэтов по расчлененным образцам. Способствовать формированию анализировать способ располо-

жения частей.

10. Решение логических задач: «Найди ошибку», «Какая фигура здесь лишняя и почему», «Найди, чем отличается». Развитие логического мышления,

умения доказывать правильность

решения, опровергать неправиль-

ные, рассуждать.

11. Учимся определять время по часам. Занятие №1 (игра «Части суток»). Способствовать формированию ориентироваться во времени. Познакомить с минутной и секундной стрелками.

12. Учимся определять время по часам. Занятие №2 ( игры: «Когда это бывает», «Наоборот»). Закрепить навык ориентировки во времени. Изготовление часов со стрелками из бросового и природ-

ного материала.

13. Декабрь Подготовка детей к игре в шашки и шахматы. Игры: «Волк и овцы», «Лиса и гуси»,

«Квартет». Развивать у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение плани-

ровать очередной ход.

14. Игры на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов. Игра: «Колумбово яйцо». Развивать сенсорные способности у детей, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность.

15. Решение задач на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой. Упражнять детей в последователь-

ном анализе каждой группы фигур,

выделение и обобщение признаков,

свойственных фигурам каждой из групп, сопоставление их, обоснование найденного решения.

16. Загадки. Задачи – шутки. Приобщать детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять глав-

ные свойства, математические от-

ношения, замаскированные внешними несущественными данными.

17. Январь Игра – головоломка: «Пифагор». Составление из семи геометрических фигур – частей игры плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.

18. Игры на ориентирование в

пространстве: «Продавцы», «Сделай коврик цветным», «Найди игрушку». Закрепить знания о свойствах предметов, о направлениях «право», «лево»; закрепить умение ориентироваться на плоскости и в пространстве по заданию.

19. Игры на передвижение с целью составления картинки,

упорядочивания по признаку. Развитие образного и логического мышления, комбинаторных способностей, смекалки и находчивости, умение планировать ход поиска.

20. Задачи – шутки. Найди похожие корабли. Соедини вместе. Продолжать упражнять в решении загадок – шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность,

внимание.

21. Февраль Игры на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов. Игра: «Монгольская игра». Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности.

22. Игра на воссоздание силуэтов:

«Волшебный круг», «Пентамино». Развитие у детей образного мышления, комбинаторных способностей, практических и умственных действий.

23. Задачи - головоломки. Преобразование фигур. Упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи.

24. Игры с цифрами и числами:

«Считай не ошибись», «Кто быстрее», «Разложи лекарст-

ва». Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов.

Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание.

25. Март Игры, подготавливающие детей к игре в шашки и шахматы. Игры: «Мельница», Турецкие шашки». Развивать образное и логическое

мышление, самостоятельность поиска решений, настойчивость в стремлении одержать победу в очередной партии.

26. Игры путешествие во времени:

«Живая неделя», «Было – будет». Закреплять названия дней недели и их последовательность, уточнение закрепление представлений детей о прошлом, настоящем, будущем.

27. Логические задачи на сравнение: «Чем отличается

одна картинка от другой?»,

«Найди два одинаковых предмета», «Третий лишний», лабиринты. Развивать зрительное восприятие,

смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения.

28. Игры на передвижение и перестановку: «Игра – головоломка по 4», «Составь слоника». Развивать логического мышления,

сообразительности, памяти, умение планировать и запоминать

2-3 игровых хода.

29. Апрель Математическое домино. Найди сходства и различия Способствовать формированию соотносить число и количество

предметов. Развивать внимание,

воображение, наблюдательность.

30. Игры на складывание объемных фигур: «Кубики для всех». Развивать мышления, сообразительности, смекалки, творчества, конструктивных умений.

З1. Логические задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Способствовать формированию

умений осуществлять последовательные мыслительные операции.

32. Игровые упражнения «Дори-

суй», «Дострой», лабиринты. Развивать у детей геометрического воображения, пространственных представлений. Обобщение по теме геометрические фигуры. Развитие игрового замысла, умение ставить и реализовать игровую задачу.

33.

Май Загадки – ловушки, игры со спичками. Развивать у детей логического мышления, наблюдательности,

внимания.

34. Игры – головоломки: «Колумбово яйцо», «Монгольская игра». Закрепить правила игры,развивать сенсорные способности у детей, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалку и сообразительность.

35. Вечер досуга. Закрепить математические знания, умения, навыки. Развивать сообразительность, смекалку, умение делать умозаключения.

36. Вечер развлечений «Путешествие в страну чудес». Закрепить математические знания и умения посредством игры -

путешествия, создавать условия для логического мышления, сообразительности,

внимания.

Публикации по теме:

Лэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 летЛэпбук «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Такое пособие, как лепбук, используют уже многие педагоги дошкольного образования в своей работе. Это не просто книжки, а целые "сокровищницы".

Лэпбук по математике «Занимательная математика»Лэпбук по математике «Занимательная математика» ЛЭП бук по математике. «Занимательная Математика.» Разработанное дидактическое пособие помогает детям формировать логико-математические.

Лэпбук «Занимательная математика»Лэпбук «Занимательная математика» ЛЭП БУК «Занимательная математика» Возраст 6 лет. Образовательная область: Познания «Математика» Воспитатели: Котова Е. Г. В данном «ЛЭП.

НОД по познавательному развитию «Занимательная математика» (старший возраст) Цель: познакомить детей с понятием, что такое неделя, с частями суток, провести занятие в сказочно-игровой форме. Задачи: • Закреплять порядковый.

Проект «Занимательная математика» Разработчик: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 г. Усть - Лабинска Екатерина Николаевна Сидюкова. Участники: воспитанники.

Программа кружка «Занимательная математика» для детей подготовительной к школе группе Цель: расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста. Способствовать формированию интереса к занятиям математики.

Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке»Психолого-педагогический проект «Занимательная математика на песке» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием технологии «Игры с.

Рецензия на методическое пособие по познавательному развитию «Занимательная математика» Данная методическая разработка представляет собой сборник математических игр, игровых упражнений, математических задач и физкультминуток.

Занимательная математика в обучении дошкольников Занимательная математика в обучении дошкольников Любая математическая задача на смекалку для какого бы возраста она ни предназначалась,.

Занимательная математика в первой младшей группе (фотоотчет)Занимательная математика в первой младшей группе (фотоотчет) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Долго я не могла придумать, как же с пользой и по делу использовать картонные контейнеры из-под куриных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Занимательная математика»
Опубликовано: 12 августа 2017 в 13:02
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Занимательная математика»» (включая файлы) размещена пользователем Храмова Ирина Вячеславовна (УИ 1236709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД