Занимательная математика в обучении дошкольников

Алла Козлова
Занимательная математика в обучении дошкольников

Занимательная математика

в обучении дошкольников

Любая математическая задача на смекалку для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы:

1. Развлечения.

2. Математические игры и задачи.

3. Развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида. Как можно представить этот материал в схеме? Подробнее хочется остановиться на методике использования игры «Танграм», которая входит в раздел «Развлечения».

Для эффективной реализации логических задач предлагаем расширить возможности известных многим игр: «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Волшебный круг», «Танграм».

Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное мышление, становятся незаменимыми помощниками в организации праздников и конкурсов. В эти игры можно играть одному, двоим, группой, всей семьёй.

А суть этих игр в том, что, когда человек составляет фигуру за фигурой и находит среди множества различных комбинаций одну-единственную, которая даст именно нужное изображение, то в момент поиска, сравнения, преобразования происходит развитие логического и образного мышления (приходится сравнивать, анализировать сделанные ходы и планировать следующие, объединять разнообразные детали в целое).

предложенные игры известны давно. Предлагаем сделать эти игры более развивающими, постепенно усложняя задачу и представить в пяти видах:

1. Черный (цветной) силуэт.

2. Частичная разметка контура фигуры, где показана одна или две детали, а остальные нужно «увидеть».

3. Полная разметка контура по деталям.

4. Разметка контура в натуральную величину для наложения деталей фигурок (для детей 3-4 лет).

5. Разметка контура с символическим или цифровым обозначением деталей.

Работу по использованию игры «Танграм» предлагаем проводить в два этапа.

I этап (II младшая группа).

Работа строится с использованием карточек с изображением или силуэтом фигуры, состоящей из трех-четырех деталей, представленных в натуральную величину – так – ребёнку легче выполнить задание методом наложения:

1-й уровень сложности:

а) сложить фигуру по размеченному контуру.

2-й уровень сложности:

б) сложить фигуру по частично размеченному контуру.

3-й уровень сложности:

в) сложить фигуру по черному силуэту.

Чтобы малышу было интереснее, на карточке можно заранее нарисовать дополнительные элементы: носик, глазки, траву, солнышко и т. п.

Перед началом работы целесообразно прочитать стихи, загадки, рифмовки, относящиеся к предмету изображения (см. приложение).

II этап (средняя, старшая, подготовительные группы).

Фигура должна состоять из пяти и более деталей. Последовательность усложнения заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мыслительных действий. Усложнение заданий и изменение характера руководства со стороны педагога, повышение роли самостоятельных действий детей в ходе поисков составления фигуры помогают им овладевать более современными способами трансфигурации, на основании чего возможно моделирование предметных изображений по собственному замыслу. Задания можно распределять по следующим уровня сложности:

o Сложить фигуру по размеченному контуру;

o по частично размеченному контуру;

o по черному силуэту;

o по частично размеченному контуру с цифрами или символическим обозначением деталей (из 2-х комплектов);

o вслед за работающим у фланелеграфа;

o по собственному замыслу.

Предлагаем использовать игры, способствующие развитию интеллекта дошкольников. К ним относятся: логические цепочки «Продолжи ряд предметов».

Эти задания принадлежат к числу конвергентных, невербальных. В основе их выполнения лежит интеллектуальная операция, называемая сериацией. Суть её, как известно, составляет установление последовательных взаимосвязей, упорядочение различий. Простейший пример сериации – сбор ребёнком обычной пирамидки из деревянных или пластмассовых колец. На уровне предметно-практических действий данная сериация выглядит очень простой, однако на вербальном уровне, при использовании, например, геометрических фигур, она достаточно сложна.

Прикладное, практическое значение овладения этой операцией велико. н ней базируется понимание и правильное обращение с различными шкалами, инструментами измерения. Такие математические понятия, как арифметическая и геометрическая прогрессия, тоже имеют своим фундаментом данную интеллектуальную операцию.

Для многих детей задачи данного типа оказываются довольно сложными. Если ребёнку трудно самостоятельно найти закономерность, подскажите ему, что сначала необходимо внимательно проанализировать все предметы, сравнить их между собой и определить чем каждый следующий отличается от предыдущего. Обратите внимание, что эти отличия являются не случайными, а закономерными, т. е. они подчиняются определенному правилу. По окончании решения попросите ребёнка обосновать свой выбор. Подобная методика поможет научить ребёнка делать логические, верные и осознанные умозаключения.

Логические цепочки в порядке усложнения.

1. Задания для 2 младшей группы

логическая цепочка «Бусы для куклы»;

логическая цепочка «Заборчик»;

логическая цепочка «Ремонт поезда».

2. Задания для средней группы:

логическая цепочка «Утята»;

логическая цепочка «Деревья»;

логическая цепочка «Звездочки».

3. Задания для старшей и подготовительной группы:

«Найди нужную фигуру»;

«Многоугольники и круги»;

«Занимательная геометрия».

Считаем, что использование данного занимательного материала позволило повысить качество образования по подготовке детей к обучению в школе. Проводимая работа способствует развитию интеллектуального уровня, формирует умение мыслить, анализировать. Результат данной деятельности можно было увидеть при выполнении заданий на интеллектуальной мини-олимпиаде.

Подготовила

воспитатель МАДОУ детский сад КВ №33

Козлова А. М.

Наро – Фоминск – 2017г.

Публикации по теме:

КВН «Занимательная математика» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19» КВН «Занимательная математика» средняя группа Лапшина Любовь.

НОД по познавательному развитию «Занимательная математика» (старший возраст) Цель: познакомить детей с понятием, что такое неделя, с частями суток, провести занятие в сказочно-игровой форме. Задачи: • Закреплять порядковый.

Проект «Занимательная математика» Проект «Занимательная математика» Б. Паскаль: Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным.

Проект «Занимательная математика» Проект во второй младшей группе тема: «Занимательная математика». Участниками проекта являются дети и воспитатели 9 садовой группы. Возраст.

Программа кружка «Занимательная математика» для детей 3–4 лет Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В.

Семейный проект «Занимательная математика» Резюме Проект «Занимательная математика» направлен на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Конспект занятия «Занимательная математика» Конспект Тема «Занимательная математика» Возрастная группа: старшая. Количество детей – 14 чел. Форма НОД: досугово-развлекательная. Математический.

Конспект НОД «Занимательная математика» (подготовительная группа) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 8 «ЗВЕЗДОЧКА» города НЯНДОМА.

Занимательная математика для малышейЗанимательная математика для малышей Формирование элементарных математических представлений- это одна из составляющих познавательного развития дошкольников. Работу с детьми.

Занимательная математика в первой младшей группе (фотоотчет)Занимательная математика в первой младшей группе (фотоотчет) Здравствуйте, уважаемые коллеги! Долго я не могла придумать, как же с пользой и по делу использовать картонные контейнеры из-под куриных.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Занимательная математика в обучении дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2017 в 15:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Сценарий утренника 8 марта «Весёлый телевизор» для средних групп
Музыкальный руководитель Колтакова Елена Борисовна Воспитатель Фомина Марина Викторовна Цель: Обогащение опыта детско – родительских отношений...
Видеоотчёт об участии учениц 1 класса в фестивале художественной самодеятельности с...
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию видеоотчет участия учениц 1 класса в районном этапе Республиканского фестиваля художественной...
Конспект НОД по аппликации в средней группе «Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...