Папки-передвижки

Программа логопедического кружка «Весёлый Язычок»

Елена Козырева
Программа логопедического кружка «Весёлый Язычок»

Программа кружка

по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляции

«Весёлый Язычок»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 4 мес.

Составила: Козырева Е. С. ,

учитель – логопед.

г. Завитинск,

2013г.

Содержание программы

1. Информационная карта программы

2. Пояснительная записка

3. Прогнозируемый результат

Публикация «Программа логопедического кружка „Весёлый Язычок“» размещена в разделах

4. Перспективный тематический план занятий

5. Список литературы

Информационная карта:

Тип: образовательная

Вид: авторская

Уровень: коррекционно – развивающий

Форма проведения занятий: фронтальная

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество, музыка

Направленность: эстетическая, коррекционно - развивающая

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольником заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих : отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижно-сти и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и практиками логопедии (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Г. В. Гуровец, Г. В. Кузнецова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.).

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых зву-ков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев, развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

2. Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.

Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье, художественной творчество.

1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие умения поддерживать диалог

2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.

3. Художественная литература – используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)

4. Музыка – используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.

5. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

6. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физминутки, самосассаж. для укрепления физического здоровья детей

7. Художественное творчество – развитие продуктивной деятельности детей (лепка, рисование, конструирование)

Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся во вторую половину дня, два раза в неделю продолжительностью 20 минут, с группой детей 10 человек.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Разучивание нового артикуляционного упражнения

2. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок, массажными ёжиками и т. д, песочная терапия и др.)

3. Упражнения направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.

4. Физминутка

5. Дидактические игры на развитие фонематических представлений

Результаты коррекционно – развивающего процесса фиксируются в диагностической карте по итогам диагностики (первичной, итоговой).

Календарно – тематический план

Названия упражнений Кол –во занятий

Февраль 1- я неделя «Окошко», «Заборчик» 2

2 – я неделя «Слоник», «Лягушка», чередование «Слоник- лягушка» 2

3 –я неделя «Месим тесто», «Блинчик» 2

4-я неделя «Вкусное варенье», «Чашечка» 2

Март 1-я неделя «Шарик», «Рыбка», чередование «шарик- рыбка» 2

2-я неделя «Орешки», «Мяч - ямка» 2

3-я неделя «Язычок здоровается с носиком», «Язычок здоровается с подбородком», «Качели» 2

4-я неделя «Индюк» 2

Апрель

1-я неделя «Чистим зубки», «Часики»

2-я неделя «Лошадка», «Киска» 2

3-я неделя «Лошадка»,«Грибочек» 2

4-я неделя «Грибочек», «Гармошка» 2

Май 1-я неделя «Дудочка»

2-я неделя «Барабанщик» 2

3-я неделя «Маляр» 2

4-я неделя «Парус поднимается», «Парус надувается» 2

Всего: 32занятия

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

Публикации по теме:

Презентация «Кружок по ОБЖ «Островок безопасности» Главная задача программы кружка "Островок безопасности" - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое.

Работа кружка «Волшебный пластилин»Работа кружка «Волшебный пластилин» Поделки кружка «Волшебный пластилин», руководитель Заречнева Татьяна Юрьевна МБДОУ д/с №10 «Золушка» г. Оха. Работа кружка направлена на.

Автор публикации:
Программа логопедического кружка «Весёлый Язычок»
Опубликовано: 22 мая 2013 в 12:53
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД