МААМ-картинки

Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас»

Евгения Сокологорская
Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 134 г. Томска

ул. Иркутский тр. 51/1

Утверждено:

на педагогическом совете

протокол № 5 от 30.05.2013г.

Заведующий МАДОУ № 134

___/ Н. А. Баровская/

«Жизнь вокруг нас»

Программа модифицированная

по формированию чувственного опыта

при ознакомлении дошкольников

с живой природой

(возраст детей : от 4 до 7 лет).

Срок реализации программы : 3 года.

Публикация «Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой „Жизнь вокруг нас“» размещена в разделах

Составитель:

Сокологорская Евгения Юрьевна,

Воспитатель.

г. Томск 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Не то, что мните вы, природа :

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…»

Ф. Тютчев

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистичных знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с ней положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику, мысли, четкость и красоту речи. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое.

Однако, далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Отсутствие у детей знаний о природе приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, их уничтожению. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их.

Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном детстве получили правильные и важные сведения о природе. Этот процесс невозможен без систематической и целенаправленной работы с детьми с использованием самых различных форм и методов.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Живая природа – это удивительно сложный и многогранный мир. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщенных понятий и различных систем знаний.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, опыты, специальные наблюдения развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие объектов природы, замечать большие маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослых дошкольники обогащают свои знания, чувства, у них формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Программа «Жизнь вокруг нас» направлена на поиск более интересных познавательных и увлекательных для ребенка способов и методов усвоения, понимания и использования знаний о природе в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.

Программа ориентирована на систематичный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения, она призвана помочь ребенку наиболее углубленно изучить природу родного края.

Программа «Жизнь вокруг нас» имеет теоретическое и практическое обоснование, ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Программа рассчитана на три года обучения, реализуется с детьми от 4 до 7 лет. Занятия проводятся два раза в месяц. Мальчики и девочки занимаются вместе. Средняя группа – 20 мин., старшая – 25 мин., подготовительная – 30 мин.

Цель программы :

Воспитание начальных форм экологической культуры, понимание ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействий с природными объектами ближнего окружения.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

- дать детям представление о взаимозависимости живых организмов в природе;

- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, знакомить с особенностями жизни животных, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и средой обитания;

- формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность – обязанность человека;

- формировать основы экологической культуры в процессе ознакомления детей с природой через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты природы при непосредственном общении с ними;

- побуждать каждого ребенка отражать свое отношение к наблюдаемым объектам (нравится ли? Почему? За что? и пр.) высказываниями, рассказами, рисунками, поделками и др. ;

- воспитывать любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.«В мире животных»

1.1 «Таинственное лесное царство» ("Дикие животные наших лесов")

1.«Кто как зимует?»

2. «Экологические цепочки»

3 «Кто где живет и почему?»

4. «Рассказы о животных» В. Бианки

1.2 «Обитатели скотного двора» («Домашние животные – наши помощники»)

1.«Знакомые незнакомцы»

2. «Профессии» домашних животных»

3. «Мой любимый маленький друг»

4. «Мир животных. Рассказы о домашних животных» И. Акимушкин

1.3 «О тех, кто умеет летать» (Птицы в городе и в лесу»)

1.«Обитатели птичника»

2. Птичий базар»

3. «Перелетные и зимующие птицы»

4. «Птенцы Чарушин

1.4 «В речном царстве» («Есть ли жизнь в воде)

1.«Что в речной глубине на самом дне?»

2. «Рыбы – обитатели водоёмов»

3. «Жизнь в воде»

2. «Этот загадочный мир насекомых»

2.1 «Путешествие в гости к насекомым» («Непоседы – насекомые»)

1.«Маленькие размеры»

2. Самые сильные на земле»

3. «Куающие, жалящие» (опасные насекомые)

4. «Где зимуют насекомые?»

2.2 «Обитатели почвы» («Путешествие в подземное царство»)

1.«Подземные жители – дождевые черви»

2. «Чем нюхает червяк?»

3. «Царство растений»

3.1 «Смешанный лес» ("Деревья наших лесов")

1.«Хвойное дерево – ель: кто дружит с ней?»

2. «Разноцветная природа»

3. «Русские красавицы»

4. «Разговор деревьев» М. Пришвин

3.2 «Собираем осенью урожай плодов» («Овощи и фрукты – полезные продукты»)

1.«Витамины на грядке»

2. «Дары осени»

3. «В лес за грибами и ягодами»

4. «Огород круглый год»

3.3»Весеннее цветение» («Цветы – краса земли»)

1.«Почему их так назвали?»

2 «Хороши весной в саду цветочки»

3. «Путешествие в страну цветов»

4. «Лекарственные растения»

3.4 «Комнатные растения» («Зелёный островок»)

1. «Какие бывают цветы

2. ?» «Условия жизни растений»

3. «Уход за комнатными растениями»

4. «Человек и природа»

4.1 «Дом под крышей голубой» («Природа – наш общий дом»)

1. «Все нужны друг другу»

2. «Мы – друзья природы

4.2 «Они не должны погибнуть» («Красная книга Томской области»)

1. «Почему они исчезают?»

2. «Экскурсия в зоопарк»

3. «Заказники. Заповедники»

4.3 «Правила вежливости» («Правила поведения в природе»)

1.«Что было бы, если…»

2. «Дикарь в лесу»

3. Создание брошюры «Войди в природу другом»

Публикации по теме:

«Елка, елочка, лесной аромат»«Елка, елочка, лесной аромат» \"Елка, елочка лесной аромат Автор Распопова Ульяна Возраст 5 лет. Описание работы: Группа "Звездочка" Муниципальное бюджетное дошкольное.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с живой природой «Жизнь вокруг нас»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 17:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД