Лучший педагог года

Программа наставничества «Молодой специалист — перспектива роста»

Лариса Рыбнова
Программа наставничества «Молодой специалист — перспектива роста»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждения, очень мало. И поэтому их появление в коллективе- это радость. В то же время неудовлетворенность некоторых молодых воспитателей своей работой иногда полностью лежит на совести администрации. Наша задача помочь молодым специалистам стать заботливым, неустанным «садовником».

Задача руководителя, методиста, педагога- психолога- помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Публикация «Программа наставничества „Молодой специалист — перспектива роста“» размещена в разделах

Решать эту задачу нужно с уч том того, что в сво м профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

1 этап- это 1 год работы, он самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.

2 этап-2 - процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и при мов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

3 этап-3 год работы- складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог начинает внедрять в свою работу новые технологии.

4 этап-4 год работы происходит совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Разнообразные формы работы с молодыми специалистами будут способствовать развитию у молодых педагогов познавательного интереса к профессии, активному освоению при мов работы с детьми и с родителями, оказывать положительное влияние на рост его профессиональной значимости.

Целью программы является создание условий для самореализации, для приобретения педагогами практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.

Задачи:

Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодым педагогам.

Оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.

Основные принципы:

Принцип уважения и доверия человека Принцип целостности

Принцип сотрудничества Принцип индивидуализации

Основные направления работы:

Психолого- педагогическая поддержка Выявление затруднений в работе

Посещение открытых просмотров деятельности с детьми Мастер- классы по работе с родителями

Практическая разработка занятий-обучение Семинары- практикумы

Взаимопосещение занятий Обучение самоанализу Работа с документацией Планирование деятельности

Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста Работа по самообразованию

Работа в клубе «Школа молодого воспитателя», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетенции. Заседания проходят 1 раз в месяц по плану, составленному с уч том запросов и трудностей начинающих педагогов. К работе «Школы молодого воспитателя» привлекаются опытные, творческие специалисты.

Гипотеза:

Предполагаем, что в результате целенаправленного систематического взаимодействия с молодыми специалистами с использованием интерактивных методик, уровень профессионального мастерства молодых педагогов повысится, а именно:

-через год 50% молодых специалистов примут участие в конкурсе педагогического мастерства «Педагогический дебют»

-через 2 года все педагоги аттестуются на первую квалификационную категорию, опыт работы будет представлен как в печатных изданиях, так и на различных конкурсных мероприятиях.

-через три года у большей части молодых специалистов сложится своя собственная система, будут собственные разработки.

1. ПЕРВЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА

По возможности воспитатель направляется в ту группу, где работает опытный педагог, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, прогулку и др. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут, как личный пример.

Молодой воспитатель несколько дней под руководством методиста проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомиться с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и др.

За каждым молодым специалистом закреплен напарник, который проводит на протяжении всего года запланированные мероприятия с педагогом.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет :

-отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и воспитателей ДОУ на практике;

-освоить при мы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и е плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и его корректировке.

Методист с самого первого дня ориентирует педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и при мами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Одна из основных функций методиста- оказание помощи в организации педагогического процесса.

Свою работу следует простраивать с уч том тр х аспектов деятельности:

«Методист- молодой специалист»- создание условий для л гкой адаптации молодого педагога в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками.

«Молодой специалист- реб нок и его руководитель»- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

«Молодой специалист- коллега»- оказание всемерной поддержки со стороны коллег, наставников.

Большое значение для адаптации молодого педагога имеет «Школа молодого воспитателя». При проведении занятий в «Школе молодого воспитателя» применяются разнообразные при мы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «мозговой штурм», мастер- классы и др. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.

На 1 занятии педагог- психолог предлагает молодому воспитателю шуточный тест, а затем с ним проводит беседу, о том, как он оценивает себя в реальности и каким видит себя в идеале. Такой тест, несмотря на кажущуюся юмористическую направленность, позволяет определить одно из самых важных качеств для молодого специалиста – его «педагогическую стрессоустойчивость». Педагог – наставник также заполняет этот тест, это помогает оценить эффективность его работы.

В работе с молодыми воспитателями на протяжении 1 тапа проводится контроль. В первый месяц проводится обзорный контроль. Его цель: общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста. Он проводится путем посещения всех занятий и образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах.

Затем в течение первого года работы проводится предупредительный контроль.

Повторный контроль позволяет проверить устранение недостатков выявленных при обзорном контроле.

На 2 год работы молодой воспитатель ставится на персональный контроль, который позволяет изучить работу молодого специалиста за определ нный период времени.

На 3 год работы целесообразно проведение фронтального контроля, при котором проверяются знания, умения, навыки детей, уровень ведения документации.

Наставник сопровождает и оценивает работу нового сотрудника. Молодой специалист ежемесячно предоставляет наставнику отч ты о работе, проделанной в соответствие с индивидуальным планом. Наставник оценивает работу и докладывает результаты работы методисту. Итоги работы молодой воспитатель фиксирует в отч те. Отч т вед тся им совместно с наставником : молодой воспитатель отмечает выполненные им виды работ; наставник да т краткую характеристику итогов их выполнения и реализации профессионально- деловых знаний, умений, навыков работника.

На основе отч та наставник обсуждает с молодым специалистом особенности его профессиональной деятельности и дает рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.

По окончании срока наставничества молодой специалист в течение 10 дней сда т методисту следующие документы:

-отчет молодого специалиста о проделанной работе;

-план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе.

2. РАБОТА С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ 2-3 этап

2 Этап - 2 год - процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и при мов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает сво профессиональное мастерство, посещая открытые занятия, городские мероприятия: методические объединения воспитателей. Все интересные идеи, методы и при мы по рекомендации методиста молодой специалист фиксирует в «творческой тетради». На этом этапе молодому специалисту предлагается определить тему самообразования, над которой педагог будет работать более углубленно. Основной задачей является развитие особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогом теоретических знаний. Недостаточное владение этими навыками заставляет новичка заняться самообразованием. И здесь незаменима роль методиста ДОУ, который знакомит молодого педагога с оснащением и часами работы методического кабинета, делает подборку методической литературы и периодических изданий по интересующему вопросу. Молодые педагоги активно привлекаются к показу занятий на уровне детского сада.

Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Методист должен быть максимально тактичен в своих высказываниях, особенно, если они носят критический характер.

Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться- бойтесь повторять ошибки»

В коллективах, где опора на положительные качества воспитателя сочетаются с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

3 этап-3 год работы- складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог начинает внедрять в свою работу новые технологии.

Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать заверш нным, если:

-воспитатель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;

-проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

-показатели качества обученности воспитанников и процент освоения программного материала находится на базовом уровне;

4 этап-4 год работы происходит совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Планируемый результат:

Молодой специалист :

-будет самостоятельно разрабатывать и проводить занятия, организовывать без затруднений образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах;

-самостоятельно разрабатывать и проводить родительские собрания;

-устанавливать взаимоотношения с коллегами родителями, детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания;

-принимать участие в мероприятиях различного уровня;

-развивать свои профессиональные умения и навыки;

-аттестуется на первую квалификационную категорию.

3. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА «МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ - ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА»

В целях оперативного реагирования на адаптации молодых специалистов в коллективе, происходящие в образовательном учреждении необходимо осуществлять систематический контроль по всем направлениям деятельности, который представлен следующим образом:

Заведующий – общее руководство

МЕТОДИСТ – педагогический мониторинг (отслеживание уровня обеспечения молодыми специалистами соответствия состояния и результатов образовательного процесса в соответствие с ФГОС, с уч том ФГОС начального образования, СанПин, качество реализуемой программы и ее выполнение, предметно-развивающая среда, уровень развития детей в разных видах деятельности, готовность к обучению в школе, уровня реализации планируемых мероприятий наставников, педагога- психолога по работе с молодыми специалистами)

Старшая медсестра - отслеживание состояния здоровья воспитанников, физическое развитие, состояние основных функциональных систем, уровня проведения молодыми специалистами профилактических мероприятий.

Педагог-психолог – система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития детей, анкетирование молодых специалистов.

План – график проведения контроля за реализацией проекта «Молодой специалист- перспективы роста» в ДОУ

№ п/п Тема контроля Методы контроля Ответственный Сроки проведения Итоговый документ Выход

информации

1. Контроль за содержанием

образовательного процесса в группах

(календарное планирование образовательной

работы в группах

(ФЗ «Об

образовании») Документальный контроль,

собеседование Зам. зав. по ВМР,

инспекционно- контрольная

служба Сентябрь, ноябрь,

январь, март Справка Инструктивно- методическое совещание

2. Контроль за состоянием

здоровья детей Наблюдение,

Контрольные срезы Зам. зав. по ВМР

Ст. медсестра ноябрь, апрель Справка Педсовет

3. Контроль за проведением

непосредственно образовательной деятельности Наблюдение,

Контрольные срезы Зам. зав. по ВМР

наставники Декабрь апрель Справка Педсовет

4. Контроль за проведением

образовательной деятельности,

осуществляемой в режимных

моментах Наблюдение,

Контрольные срезы Зам. зав. по ВМР

наставники Декабрь апрель Справка Педсовет

5. Оценка освоения

детьми содержания реализуемой программы по

образовательным областям с уч том образовательной нагрузки в каждой возрастной группе, где работает молодой

специалист Итоговые занятия,

наблюдение Зам. зав. по ВМР,

инспекционно- контрольная

служба Октябрь, декабрь, май Справка Педсовет

6. «Состояние

работы в МДОУ по речевому

развитию». Анализ

документации,

собеседование, наблюдение Анализ

документации Зам. зав. по ВМР, учитель- логопед

Декабрь

Итоговая справка

Педсовет

7. Подготовка и организация занятий по

развитию речи в группах раннего и младшего

дошкольного возраста

(контроль за

соблюдением норм и СанПиН (обр. нагрузка) Наблюдение, анализ планирования, собеседование Зам. зав. по ВМР,

инспекционно- контрольная

служба Ноябрь Протоколы анализа занятий

Справки Совещание при зав.

8. Работа педагогов ДОУ по

самообразованию, участие в метод. работе ДОУ Наблюдение,

документальный контроль,

собеседование Зам. зав. по ВМР,

инспекционно- контрольная

служба Октябрь, ноябрь, январь, февраль Протокол, Справка Инстр. мет совещ.

9

Выполнение закона

«Об образовании ст. 15 п. 7;8 Наблюдение,

документальный контроль Зам. зав. по ВМР,

инспекционно- контрольная

служба Октябрь, ноябрь,

январь, февраль Протокол, Справка Инстр. мет совещ.

4. АНАЛИЗ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Достигнутые результаты работы представляются в анализе достижений молодых специалистов (Портфолио, результативность участие в конкурсах молодых специалистов, результативность участия детей в конкурсных мероприятиях, отчеты молодых специалистов о результатах деятельности, отч ты наставников и др.) наставниками на Совете педагогов ДОУ. Здесь же представляется динамика результатов, отраж нных справках контроля за деятельностью конкретных молодых воспитателей по следующим критериям: планирование работы, уровень ведения документации, уровень практических умений при проведении непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном процессе, организация предметно- развивающей среды в группах, уровень освоения программного материала воспитанниками, уровень здоровья детей- индекс здоровья, уровень простудной заболеваемости, выраженный в количестве пропущенных дней детьми по болезни.

Далее молодые воспитатели представляют свои достижения в части участия в конкурсных мероприятиях различного уровня, участию в педагогических советах, семинарах, наличие публикаций, наличие результативного участия воспитанников в конкурсных мероприятиях.

Далее на итоговом педагогическом совете представляются итоги реализации данного проекта.

Публикации по теме:

Рецепт приготовления каши из кукурузной муки с молодой крапивой с пошаговым описаниемРецепт приготовления каши из кукурузной муки с молодой крапивой с пошаговым описанием Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию рецепт приготовления замечательного блюда из молодой крапивы и кукурузной муки. У нас.

Фотоотчет об экскурсии в 1 классе «Точка роста»Фотоотчет об экскурсии в 1 классе «Точка роста» 27.12.2020 учебного года была проведена экскурсия старшей группы "Жемчужинка" воспитателем Ильиной Н. В. и педагогом психологом Разумовой.

Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике»Фотоотчёт «Исследование роста растений. Огород на подоконнике» Дети - маленькие исследователи окружающего мира. Маленькие "Почему?", "Зачем?", "Что?", "Где?", "Когда?". Им всё интересно. Мы - педагоги.

Фотоотчёт о городском открытом фестивале «Фабрика молодой российской семьи»Фотоотчёт о городском открытом фестивале «Фабрика молодой российской семьи» Городской открытый фестиваль «Фабрика молодой российской семьи», посвященный 80-летию образования Рязанской области. Цель фестиваля:формирование.

Конкурс «Молодой педагог 2017». СамопрезентацияКонкурс «Молодой педагог 2017». Самопрезентация Здравствуйте, мои друзья и коллеги любимого сайта! В нашем дошкольном учреждении прошел конкурс «Молодой педагог 2017» (20-23 февраля).

Конспект по заучиванию стихотворения С. Я. Маршака «Тает месяц молодой» Цель. Помочь понять идею художественного произведения. Учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Методические рекомендации при разучиваии песни «Молодой солдат» Методические рекомендации при разучиваии песни "Молодой солдат", музыка В. Карасевой,слова Н. Френкель Диапазон песни: ре - си. Программное.

Опыт-эксперимент «Значение солнца и воды для роста растений»Опыт-эксперимент «Значение солнца и воды для роста растений» Цели: - продолжать формировать у детей познавательные интересы к природе через экспериментальную деятельность; - подвести детей к пониманию.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспектива". Инсценировка русской народной сказки "Лисица и волк". ФГОС в начальной школе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа наставничества «Молодой специалист — перспектива роста»
Опубликовано: 12 июля 2021 в 11:12
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД