МААМ-картинки

Программа обучающего семинара для педагогов «Восхождение к ребенку»

Елена Григорьевна Быканова
Программа обучающего семинара для педагогов «Восхождение к ребенку»

Программа обучающего семинара для педагогов

«Восхождение к ребенку»

Е. Г. Быканова

старший воспитатель

МБДОУ№44 «Детский сад комбинированного вида»,

г. Кемерово

Из опыта освоения личностно-ориентированной модели педагогического общения в условиях дошкольного образовательного учреждения

Публикация «Программа обучающего семинара для педагогов „Восхождение к ребенку“» размещена в разделах

Если бы меня спросили о том, какое качество воспитателя я считаю главным, я бы сказала: ответственность. Ведь именно в руках воспитателя заключены возможности личностного и социального развития ребенка, от него зависит успех и эмоциональный комфорт маленького человека.

Поэтому педагог детского сада должен четко осознавать свою миссию «воспитателя человеческих душ», строить отношения с детьми с позиции друга и защитника, понимать и принимать индивидуальность каждого ребенка.

Педагогический коллектив МБДОУ №44 находится на этапе осмысления и внедрения в практику ФГОС, их важнейший компонент – личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка – является постоянной темой обсуждения и освоения для воспитателей.

Сегодня можно говорить о положительных результатах в этом направлении. Как показало анкетирование, всем педагогам близок демократический стиль общения, существенно изменилось содержание предметно-пространственной и образовательной среды, которое стало более направленным на развитие познавательных интересов ребенка. И в тоже время данные непосредственного наблюдения за педагогическим процессом демонстрируют, что система отношений воспитателя и ребенка меняются с трудом, ребенку по-прежнему отводится роль «объекта педагогического воздействия». Ребенку же, для того чтобы «содержательно прожить дошкольное детство» и стать в будущем самостоятельным и ответственным взрослым, необходима роль «субъекта», активного участника организации собственной жизни.

Поэтому проблема освоения педагогами технологии личностно-ориентированного общения остается наиболее актуальной. Переход к такому общению с ребенком не дается легко, он требует существенного изменения профессионального и личностного сознания педагогов, принятия ими установок на диалог и сотрудничество. Следовательно, методическая работа детского сада должна быть направлена не только на улучшение специальных умений и навыков педагогических кадров, но и на формирование потребности каждого воспитателя в самопознании, саморазвитии и самореализации, на повышение педагогической, психологической и общей культуры педагога.

Схема перехода на новый подход к обучению и общению : самопознание, критичность по отношению к собственной деятельности > преодоление консерватизма, гибкость мышления, принятие нового знания, новой педагогической философии >; профессиональный и личностный рост педагога >; изменение способов взаимодействия с ребенком >; успешное развитие ребенка.

Цели семинара

• Содействовать изменению отношения педагогов к профессиональной деятельности (воспитатель – не информатор и исполнитель приказов, а творец педагогического процесса);

• Создать условия для повышения теоретической подготовки воспитателей и выработки ими своей педагогической позиции по проблеме взаимодействия взрослого и ребенка;

• Создать условия для развития гностических и проектировочных умений педагогов.

Задачи семинара

• Развить умения педагогов в области педагогической технологии личностно-ориентированного общения, используя для этого разнообразные формы методической работы;

• Расширить знания воспитателей в области психолого-педагогических основ процесса общения;

• Формировать навыки анализа педагогического процесса и самоанализа деятельности воспитателя на основе диагностики и наблюдений.

Новое в содержании семинара

• Приобщение педагогов к исследовательской деятельности;

• Содействие изменению в сознании воспитателей ориентиров педагогической деятельности – от обучения ребенка к его развитию.

Ожидаемый результат

• Личностно-ориентированное общение педагога с ребенком, обуславливающее его своевременное и полноценное развитие.

Этапы реализации и тематический план семинара

I. Этап погружения в тему «Восхождение к ребенку» (творческой сопричастности).

Цели:

- выявление и обозначение проблемы;

- формирование в сознании воспитателей потребности в изучении проблемы;

- совместный поиск путей перехода к личностно-ориентированной модели общения.

Содержание и формы работы:

1/ Все мы родом из детства (круглый стол)

2/ Пространство отношений ребенка в мире (лекция-диалог)

3. Педагогика : дело жизни или ремесло? (дискуссия)

4. Секреты успешного общения взрослого и ребенка (круглый стол)

II. Этап диагностики.

Цели:

- анализ проблем и интересов педагогов в области взаимодействия с ребенком;

- помощь воспитателям в формулировке тем индивидуальных исследовательских проектов, составление планов дальнейшей работы и подборе литературы.

Содержание и формы работы:

1. Личностно-ориентированное общение – это (лекция-диалог)

2. Изучение стилей педагогического общения и диагностика воспитателями своего стиля общения (практикум)

3. Педагогическая оценка (деловая игра)

4. Определение тем исследовательских проектов (конференция)

III.Этап изучения, апробации и внедрения в практическую деятельность новых знаний и умений.

Цели:

- изучение технологии личностно-ориентированного общения;

- пополнение теоретических сведений о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка;

- освоение методов диагностики детей и самодиагностики;

- практическая деятельность с детьми;

- выработка критериев оценки педагогической деятельности в контексте личностно-ориентированной модели общения.

Содержание и формы работы:

Блок «Изучение технологии личностно-ориентированного общения»

1. Способы межличностного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе общения (практикум)

2. Модель сбалансированных инициатив взрослого и ребенка (лекция-обзор)

3. Педагогика переживания (дискуссия)

4. Деятельностный подход к воспитанию и обучению ребенка (практикум)

Блок «Самая большая тайна»

1. Возрастные характеристики ребенка : изменение мотивов деятельности и эмоциональное развитие ребенка до 7 лет (брифинг)

2. Индивидуальные характеристики ребенка : выявление интересов детей; наблюдатели, слушатели, двигающиеся; «неудобные» дети; одаренные дети (работа в творческих группах и обмен информацией)

3. Развитие интересов ребенка к самому себе : Как тебя зовут? Твое генеалогическое дерево. Неделя ребенка. Дневнички «Кто я?», «Какой я?» (деятельность с детьми)

Блок «Приемы косвенного воздействия на ребенка и другие способы организации детей»

1. Прием мотивации (деловая игра)

2. Игра как особый способ общения детей и взрослых (дискуссия)

3. Куклотерапия (тренинг)

4. Сказка для … (плаксы, ябеды и т. п.) (тренинг)

5. Как избежать «пытки едой»? (консультация психолога)

IV. Этап презентации

Цели:

- обмен опытом исследовательской и практической работы (гостевые приемы);

- подведение итогов – что изменилось в нас и нашем общении с ребенком.

Содержание и формы работы:

1. График “гостевых приемов” составляется в процессе работы семинара (практическая деятельность)

2. Критерии оценки деятельности педагога в контексте личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию ребенка («мозговой штурм»)

3. Отчеты по темам индивидуальных исследовательских проектов (конференция)

4. Я – воспитатель (конкурс педагогического мастерства)

Примечание: III этап и часть мероприятий IV этапа осуществляются параллельно.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы работы педагога с родителями» Нетрадиционные формы работы педагога с семьей. Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 417 г. Нижнего Новгорода.

Отчет о работе методического объединения старших воспитателейОтчет о работе методического объединения старших воспитателей Методическое объединение старших воспитателей продолжает решать задачи, поставленные в годовом плане. В детском саду №45 "Жемчужинка" прошёл.

Автор публикации:
Программа обучающего семинара для педагогов «Восхождение к ребенку»
Опубликовано: 19 декабря 2014 в 13:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД