Елена Полякова
Программа оздоровления детей «Крепыш»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 2 г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ «КРЕПЫШ»
Разработал воспитатель: Полякова Елена Юрьевна
для группы «Светлячек» на 2016-2020 гг.
Актуальность:
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня развития здравоохранения и образования, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, социально – экономические и экологические ситуации в стране. Поэтому здоровье детей должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма.
Публикация «Программа оздоровления детей „Крепыш“» размещена в разделах
В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, в ДОУ, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т. е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Работая в группе «Светлячек», я выяснила, что мои воспитанники плохо адаптируются, что проявляется в массовой заболеваемости (ОРВИ, ОРЗ) детей в группе. Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, оценивание уровня здоровья детей, учете и использовании особенностей их организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, что в совокупности положительно повлияет на их уровень общего здоровья. Свой путь к оздоровлению детей я решила начать с разработки программы оздоровления детей «крепыш».
Цель программы:
1. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их фиического развития, повышение сопротивляемости и защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности.
2. Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
3. Воспитание у детей и взрослых потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
воспитывать эстетические потребности личности ребенка, привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены;
способствовать развитию эмоционально – волевой и социальной сферы детей и их целеустремленности;
формировать позитивные качества характера, потребность к ежедневным занятиям и физическим нагрузкам.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлени-ем Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
3. Национальный проект «Здоровье»
4. Устав образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
3. Овладение навыками самооздоровления.
4. Снижение уровня заболеваемости.
Объекты программы:
1. Дети дошкольного образовательного учреждения.
2. Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
Основные принципы программы:
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всех воспитанников и их родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по самооздоровлению.
3. Принцип комлексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Основные направления программы:
Профилактическое
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации.
2. Выполнение санитарно-гигиенического режима.
3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
4. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и предупреждению инфекционных заболеваний.
Организационное
1. Организация здоровьесберегающей среды в группе.
2. Индивидуальный подход к оздоровлению каждого воспитанника.
3. Самообразование по направлению оздоровление детей, отбор и внедре-ние эффективных технологий и методик.
4. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и их роди-телей.
Обеспечение реализации основных направлений программы:
Пополнение среды необходимыми пособиями:
- объемными модулями;
- чудо-ковриками (дорожки здоровья);
- волшебными шариками и игрушками для самомассажа;
- картотеки подвижных игр, пальчиковых гимнастик, массажей и самомас-сажей, гимнастики пробуждения…
Создание здорового микроклимата в группе.
Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей.
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет, проведение цикла лекций, консультирование).
Формы и методы оздоровления детей
№ Формы и методы Содержание
1 Обеспечение здорового ритма жизни
- щадящий режим (адаптационный период);
- организация микроклимата и стиля жизни группы;
- закаливание
2 Физические упражнения
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры;
- спортивные игры;
- турпоходы;
- дозированная ходьба;
- физкультминутки;
- оздоровительный бег
3 Гигиенические и водные процедуры
- умывание и обширные умывания;
- мытье рук;
- игры с водой;
- обеспечение чистоты среды.
4 Свето-воздушные ванны
- проветривание помещений;
- сон при открытых фрамугах;
- прогулки на свежем воздухе;
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.
5 Активный отдых
- развлечения, праздники;
- игры-забавы;
- дни здоровья.
6 Арома и фитотерапия
- ароматизация помещений;
- аромамедальоны
7 Светотерапия
- обеспечение светового режима;
8 Музтерапия
- музсопровождение режимных моментов;
- музоформление фона занятий.
9 Аутотренинг и психогимнастика
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
- коррекция поведения;
- релаксация.
10 Спецзакаливание
- босохождение;
- игровой массаж;
- полоскание горла;
- профилактическая гимнастика (дыхательная, плоскостопие);
- обтирание
11 ЧБД
- временное дозирование физической нагрузки;
- оздоравливающий и укрепляющий точечные массажи;
- щадящие мероприятия закаливания
12 хронически больные дети
- коррекция физ. нагрузок;
- замена аромамасел на луко-чесночную фитоароматерапию.
Литература:
1. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Р. Б Стеркиной
2. «Я-ты-мы» - О. М. Князева
3. «Здоровье» - В. Г. Алямовская
4. В. Т. Кудрявцев. «Развивающая педагогика оздоровления».
5. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» - Л. В. Гаврючина