Наталья Егорова
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Цель Программы : создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи Программы :
1. Создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры в практику психолого-педагогического партнерства.
3. Привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение информационной компетентности.
4. Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.
Тематическое планирование занятий педагога-психолога в группе раннего возраста.
№ Занятие Цель Материал
1. Мой малыш. Установить тактильный контакт с ребёнком, снять эмоциональное напряжение.
-Мой малыш.
-Маленькая детка.
-Попрыгушки. Мягкая кукла, потешки.
2. Наши пальчики. Установить тактильный контакт с ребёнком, снять эмоциональное напряжение.
-Наши пальчики.
-Ку-ку.
-Ладушки. Мягкая кукла, потешки.
3. Скачем на лошадке. Установить доверительный контакт на телесно-игровом уровне, снять эмоциональное инапряжение, стимулировать подражание взрослому.
-Скачем на лошадке.
-Топ-топ.
-Пичужки. Мягкая игрушка лошадка, птичка.
4. Дождик. Стимулировать к подражанию действиям взрослого, вызвать спонтанные движения для профилактики отрицательных эмоций и снятия напряжения.
-Дождик.
-Катаем мяч.
-Зонтик. Зонт, мяч, мягкая игрушка.
5. Божья коровка. Создать положительного эмоционального настроя в группе. Учить действовать соответственно правилам игры.
-Божья коровка.
-Колечки. Мягкая игрушка божья коровка, ленты с колечками.
6. Прятки. Вызвать интерес к игрушкам, стимулировать совместные действия с ними, действия по подражанию и по инструкции взрослого.
-Прятки.
-Собачка.
-Будем спать. Мягкая кукла, игрушки – собачка, корова, петух.
7. Зайка. Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
-Зайка.
-Катаем мяч.
-Флажки. Игрушечный заяц, мячи и флажки по количеству детей.
8. Мишка. Снятие эмоционального и мышечного напряжения и тревожности. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
-Мишка.
-Иди ко мне.
-Хоровод. Игрушечный мишка, мяч.
9. Поезд. Развивать желание совершать подражательные и самостоятельные игровые действия, стимулировать речевое подражание.
-Поезд.
-Топ-топ.
-Догонялки. Салютики, игрушечный мишка.
10. Наши игрушки. Развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия по инструкции взрослого, подражать ровесникам.
-Собираем игрушки.
-Передай колокольчик.
-Позови. Разные игрушки, коробка, колокольчик.
11. Котята. Развитие стремления сопереживать, помогать друг другу. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
-Мама-кошка с котятами.
-Разноцветные клубочки.
-Поезд. Игрушечная кошка, клубочки.
12. Прогулка в лес. Развивать элементарные коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку. Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Мягкие игрушки – лиса и ёжик, аудиозапись «Моцарт для малыше».
Игры для детей раннего возраста.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
__Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к ребенку. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котё нком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Разучивание песенки «Киска к деткам подошла, молочка просила, мяу-мяу, мяу-мяу, мяу говорила, угостили молочком, кисонька поела, мур-мур, мур-мур, песенку запела»
Шарик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Солнечный зайчик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д.
—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает — прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
—Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке — не достать!
Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями —дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.
Хлопушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Коготки-царапки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка.
Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.
У белого котенка
Мягкие лапки.
На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.
Но на каждой лапке
Коготки-царапки!
Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.
Киса, Киса! Брысь!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.
—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят — «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысъ!
Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш доверяет. Или для начала просто показать, как можно играть, задействовав другого участника — ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны. Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется активной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль.
По ровненькой дорожке!
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму — Бух!
Тушки-тутушки!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
Тушки-тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки —
Бух!