Светлана Гранюк
Программа по безопасности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по безопасности в ДОУ
№ СОДЕРЖАНИЕ стр
I Целевой раздел
1 Пояснительная записка 3
1.1 Актуальность Программы 3
1.2 Цели и задачи Программы 4
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.4 Планируемые результаты освоения Программы 6
II Содержательный раздел
2 Перспективный план работы по организации различных видов деятельности вне образовательной деятельности 8
2.1 Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности 11
Публикация «Программа по безопасности в ДОУ» размещена в разделах
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 13
III Организационный раздел
3 Методические материалы, средства обучения и воспитания 14
Список используемой литературы 15
I Целевой раздел
1 Пояснительная записка
«Азбука безопасности» - программа, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и направленная на формирование культуры безопасности личности в условиях развивающего дошкольного образования. Охватывает следующие виды детской безопасности : витальная (жизнь и здоровье, социальная, экологическая, дорожная, пожарная, информационная и др. Определяет стратегию, целевые ориентиры, ключевые задачи, базисное содержание, модель взаимодействия педагога с детьми, психологопедагогические условия, критерии педагогической диагностики (мониторинга). Раскрывает принципы организации развивающей предметно-пространственной среды. Программа может быть использована воспитателями ДОУ. Может использоваться при разуациях, о мерах предосторожностях и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов, навыках уверенного поведения в этих ситуациях.
2. Развлечения.
На развлечении «Азбука светофорных наук» дети учат Баб Ягу правильной езде в городе и соблюдению правил дорожного движения.
2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Общение с родителями строится на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания реб нка;
открытость дошкольного учреждения для родителей;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
уважение и доброжелательность друг к другу;
дифференцированный подход к каждой семье.
Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью. Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем или использовании дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.).
Особенность данной Программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.
Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:
организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;
ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия)
организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);
ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).
Примерные темы бесед и информационных буклетов:
«Может ли ваш ребенок уйти с незнакомым человеком?», «Правила поведения с незнакомцами», «Чему должны научить детей педагоги и родители» («Пожар в доме»,
«Незнакомые люди», «Безопасность в квартире», «Что нельзя приносить в детский сад» (острые и колющиеся предметы, «Если начался пожар, а взрослых нет дома…», «Пожарная безопасность на даче», «Пожарная безопасность в лесу», «Путешествие по улице: правила для пешеходов»
Создание рисунков взрослые – детям на темы: «Когда огонь бывает добрый, а когда злой», «Пешеход переходит улицу», «Сотовый телефон», «Мой компьютер».
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально технические условия, обеспечивающие возможность достижения планируемых результатов освоения Программы.
В детском саду создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, систематически ведется работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Для этого используются ширмы «Правила пожарной безопасности», «Знает каждый гражданин». Макеты «Осторожно, улица», «Мой район», «Железнодорожный вокзал», «Осторожно опасные предметы», «Противопожарный щит».
Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса, в детском саду создана развивающая среда с учетом нормативных требований и современных подходов к ее проектированию. При построении предметной среды групповых комнат нами были учтены особенности каждого ребенка: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики воспитанников, учтены потребности детей с особыми возможностями здоровья.
3 Методические материалы,
средства обучения и воспитания
Беседы: «Пожарный - герой, он с огн м вступает в бой», «Детские шалости с огн м», «Пусть лка новогодняя нам радость принес т» «Знакомство с улицей», «Пора не пора – не ходи со двора», «Правила поведения в транспорте», «Реб нок на улицах города»,«Огонь друг или враг?», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!», «Электроприборы в быту»,
Дидактические игры: «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился», «Предметы – источники», «Четв ртый лишний», «Покажи, что назову», «Это опасно», «Красный, желтый, зеленый», «Найди ошибку». Видеофильмы «Уроки осторожной тетушки Совы», «Смешарики», «Маша и медведь», «Будь осторожен с огн м», «Путешествие в Простоквашино», «Пожарная безопасность», «Безопасность на дорогах».
Атрибуты для инсценировок «Приключения колобка», «Волк и семеро козлят», «Как петушок потерялся»,
Игры-тренинги :«Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекр сток», «Пешеходная зона», «Островок безопасности», «Как защитить себя от незнакомца на улице?», «Как следует себя вести, если заблудился в общественном месте», «Что делать в случае теракта?», «Общение по сотовому телефону», «Компьютерная игра». «Как обратиться за помощью к прохожим, полицейскому?», «Какие правила нужно соблюдать пешеходу?», «Как вести себя с незнакомым животным?», «Один дома».
Дидактический материал (цветные картонные карточки в папках)
Лыкова И. А., Сундукова А. Х. Азбука здоровья. — М. : Цветной мир, 2017.
Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Опасные животные. — М. : Цветной мир, 2017. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Опасные растения. — М. : Цветной мир, 2017.
Лыкова И. А., Шипунова В. А. Опасные явления в природе. — М. : Цветной мир, 2016. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Безопасность на дороге. — М. : Цветной мир, 2016. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Пожарная безопасность. — М. : Цветной мир, 2016. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Социальная безопасность. — М. : Цветной мир, 2016.
Список используемой литературы
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Ст ркина. - М. : АСТ, 1998.
2. Акопова, Э. С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова //
Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М. ,2004.-С. 43-44.
3. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников : книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина. -М. : Просвещение, 1998.
4. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 64 с.
5. Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009.
6. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М., 1998.
7. Мартынов, С. М. Здоровье реб нка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М. : Просвещение, 1991.-С. 123-160.
8. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб. : Детство-пресс, 2004.
9. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко. - М. : Просвещение, 1999.
10. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. - СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2015.
11. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
12. Учебно-методического пособия для реализации образовательной программы «Мир Без Опасности» - «Информационная культура и безопасность в детском саду» И. А. Лыкова, В. А. Шипунова.
13. Чермашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2008.
14. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и Р. Б. Стеркиной «ОБЖ для детей дошкольного возраста»