Марина Труфанова
Программа по декоративно-прикладному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по декоративно-прикладному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Разработчик программы - Труфанова Марина Георгиевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию №6 г. Задонска Лшипецкой области.
Программа
по декоративно – прикладному искусству
для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Публикация «Программа по декоративно-прикладному искусству для детей среднего и старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Автор программы :
Воспитатель
Труфанова Марина Георгиевна
Принята на заседании
педагогического совета
протокол №1
от 31 августа 2012 г.
г. Задонск, 2012г.
Программа по декоративно – прикладному искусству
Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Ребёнок впитывает культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Знакомство с искусством народных мастеров помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любая образовательная деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.
Принципы построения программы :
• связь с жизнью;
• принцип наглядности;
• принцип систематичности;
• принцип реалистичности;
• принцип последовательности;
• принцип индивидуального подхода в художественном развитии детей;
• принцип доступности материала;
• принцип построения программного материала от простого к сложному.
•
Цель программы : формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы :
• Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
• Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;
• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Сформировать представление о закономерностях народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
• На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
• Воспитывать интерес к искусству родного края.
Направления работы:
1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.
2. Знакомство с традиционными местными промыслами и игрушками
3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий с творческим применением полученных знаний.
Содержание работы:
Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой НОД. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц и др. наглядных пособий);
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• частично-поисковый;
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;
• мотивационный (поощрение);
• жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Этапы работы:
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи:
• Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап – Практический.
Задачи:
• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
• Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
• Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Диагностические критерии оценки детских работ по декоративно – прикладному искусству
• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;
• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;
• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);
• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;
• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;
• Использует декоративные элементы в работе;
• Использует несколько нетрадиционных техник;
• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;
• Оригинальность.
• Способность рисования по замыслу;
• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;
• Отсутствие изобразительных штампов;
• Уровень воображения, фантазии;
• Использование в работе разных способов лепки.
Ожидаемый результат:
Средняя группа :
• Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду;
• Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.
• Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;
• Дети имеют представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства : матрёшка, дымковская игрушка.
• Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи;
• Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.
Старшая группа :
• Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства (матрёшка, дымка, городец, хохлома, гжель);
• Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
• Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
• Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях;
• Умеют лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности.
Подготовительная группа:
• Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства (дымковская роспись, хохломская, гжель, жостовская, павлово-посадская роспись, романовская игрушка);
• Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
• Выделяют характерные средства выразительности : элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.
• Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
• Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
• Умеют пользоваться свободно кистью, намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, умеют контролировать свои действия со словесным объяснением.
Средства реализации Программы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством
НОД по рисованию и лепке (в соответствии с ФГТ)
Беседы
Художественное слово
Проекты
Развлечения
Целевые прогулки
Дидактические игры
Работа с родителями
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству
Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
Использование здоровьесберегающих технологий;
Перспективное планирование
Средняя группа
Сентябрь:
1. Беседа на тему: «Знакомство с русской матрёшкой»
2. Дидактическая игра «Собери матрёшку»
3. Художественное слово «Русская матрёшка».
4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Октябрь:
1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Украшение фартука»
2. Беседа на тему: «История возникновения матрёшки»
3. Дидактическая игра «Наряди матрёшку»
4. Художественное слово «Восемь кукол деревянных»
5. Консультация для родителей на тему: "Народное искусство и детское творчество"
Ноябрь:
1. НОД Рисование Тема: «Декоративное рисование. Украшение свитера»
2. Беседа на тему: «Матрёшка – красавица»
3. Художественное слово «Есть ещё для вас игрушка»
4. Дидактическая игра «Русская матрёшка»»
5. Проект «Очень любим мы, матрёшки, разноцветные одёжки»
Декабрь:
1. НОД Лепка Тема: «Большая утка с утятами»
2. Беседа на тему: «Рассматривание украшения матрёшки»
3. Дидактическая игра «От какой матрёшки сарафан?»
4. Художественное слово «Матрёшка – подружка»
Январь:
1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Украшение платочка»
2. Беседа на тему: «Дымковская игрушка»
3. Художественное слово «Вятка вздрогнула от свиста», «Чем знаменито Дымково?»
4. Дидактическая игра «Собери из частей»
5. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Февраль:
1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Укрась свои игрушки»
2. Беседа на тему: «Откуда родом Дымковская игрушка?»
3. Художественное слово «Весёлая белая глина», «Вот индюк нарядный»
4. Дидактическая игра «Составь узор»
5. Развлечение «В гости к краскам»
Март:
1. НОД Тема: «Декоративное рисование. Украсим кукле платьице»
2. Беседа на тему: «Основные цвета дымковской игрушки»
3. Дидактическая игра «Наряди барыню»
4. Художественное слово «Идут кататься нянюшки», «За студёною водицей»
5. Консультация для родителей га тему: «Художественно-эстетическое воспитание ребёнка в семье».
Апрель:
1. НОД» Лепка Тема: «Барашек»
2. Беседа на тему: «Дымковская барыня»
3. Художественное слово «Весёлая яркая радуга»
4. Дидактическая игра «Подбери по цвету»
5. Проект «Дымковская красота»
Май:
1. Беседа на тему: «Какое настроение у дымковской игрушки»
2. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
3. Художественное слово «Привезли мы глину…», «Много сказочных мест»
4. Консультация для родителей на тему: «Декоративно- прикладное искусство — детям»
Перспективное планирование
Старшая группа
Сентябрь:
1. Беседа на тему: «Дымковская сказочная страна».
2. Дидактическая игра «Собери картинку»
3. Художественное слово «С лентами, бантами, под руку с франтами».
4. Развлечение «В гостях у мастеров»
Октябрь:
1. НОД Тема: «Красивые птички. Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи».
2. НОД Тема: «Весёлые игрушки». Рисование Богородской игрушки.
3. НОД Тема: «»Козлик». Лепка по мотивам дымковской игрушки.
4. НОД Тема: «Дымковская слобода». Рисование по мотивам дымковской росписи.
5. НОД Тема: «Знакомство с Городецкой росписью». Рисование.
6. НОД Тема: «Городецкая роспись». Рисование.
7. Беседа на тему: «Дымковское богатство»
8. Дидактическая игра «Составь узор»
9. Художественное слово «Волшебницам вятской родной стороны».
10. Консультация для родителей «Детская игрушка».
Ноябрь:
1. НОД Тема: «Олешек». Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.
2. НОД Тема: «Закладка для книги». Рисование по мотивам Городецкой росписи.
3. НОД Тема: «Роспись олешка». Рисование по мотивам народных декоративных узоров.
4. Беседа на тему: «Дымковский Олешек».
5. Дидактическая игра «Составь картинку по памяти»
6. Художественное слово «Козоньки рогатые», «В летний день, погожий день».
7. Проект «Чудо-мастера Руси»
Декабрь:
1. НОД Тема: «Городецкая роспись деревянной доски». Декоративное рисование
2. Беседа на тему: «Весёлый Городец»
3. Дидактическая игра «Городецкие узоры»
4. Художественное слово «Есть на Волге город древний…», «Вы по волге вниз спуститесь…»
Январь:
1. НОД Тема: «Городецкая роспись». Декоративное рисование
2. НОД Тема: «По мотивам Городецкой росписи». Рисование
3. Беседа на тему: «Роспись хохломская, словно колдовская»
4. Дидактическая игра «Составь хохломской узор»
5. Консультация для родителей «Какие игрушки приобретать детям?»
6. Художественное слово «Резные ложки и ковши», «Терем, терем, теремок»
7. Развлечение. Вечер досуга – «Мастера большой Руси»
Февраль:
1. НОД Тема: «Золотая хохлома». Рисование.
2. НОД Тема: «По мотивам хохломской росписи». Декоративное рисование.
3. Беседа на тему: «Хохломская красота».
4. Художественное слово «Роспись хохломская», «Кисть хохломская, большое спасибо!»
5. Дидактическая игра «Собери картинку»
Март:
1. НОД Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи» Рисование
2. НОД Тема: «Нарисуй какой хочешь узор» Рисование
3. Беседа на тему: «Сине – голубое чудо»
4. Дидактическая игра «Назови правильно»
5. Художественное слово «Легенда-сказка. «Откуда в гжели синий цвет?»
6. Проект «Сказочная гжель»
7. Целевая прогулка в мини – музей детского сада
Апрель:
1. НОД Тема: «Петух» Лепка по мотивам дымковской (или другой народной) игрушки
2. НОД Тема: «Роспись петуха». Рисование
3. НОД Тема: «Гжельские узоры». Рисование
4. Беседа на тему: «Гжельские узоры»
5. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
6. Художественное слово «Фарфоровые чайники», «В тихом Подмосковье»
7. Развлечение «Путешествие в мир народной игрушки»
Май:
1. НОД Тема: «Роспись силуэтов гжельской посуды» Рисование
2. Беседа на тему: «Рассматривание гжельской посуды»
3. Дидактическая игра «Гжельские узоры»
4. Художественное слово «Есть в Подмосковье такое местечко», «Что может быть прекрасней Гжели?»
Перспективное планирование
Подготовительная к школе группа
Сентябрь:
1. НОД Тема: «Декоративное рисование на квадрате»
2. Беседа на тему: «Знакомство со знаками народных орнаментов»
3. Дидактическая игра «Народные промыслы»
4. Художественное слово «Сказка о богатыре Иване»
5. Развлечение «Чудо – горница»
6. Целевая прогулка в гончарную мастерскую
Октябрь:
1. НОД Тема: «Завиток». Декоративное рисование по мотивам народной росписи
2. Беседа на тему: «Букеты из Жостова»
3. Дидактическая игра «Собери картинку по памяти»
4. Художественное слово «Сказка – легенда. «Цветок – Огонь и цветок - Снежинка»
5. Консультация для родителей «Народная культура в детском творчестве»
6. Проект «Декоративно-прикладное искуство»
Ноябрь:
1. НОД Тема: «Декоративное рисование по мотивам Городецкой росписи»
2. НОД Тема: «Дымковские барышни». Лепка
3. Беседа на тему: «Красный сарафан»
4. Дидактическая игра «Подбери костюм»
5. Художественное слово «Пословицы о русском народном костюме»
Декабрь:
1. НОД Тема: «Птица». Лепка по дымковской игрушке
2. НОД Тема: «Декоративное рисование по мотивам народной росписи»
3. Беседа на тему: «Богородская резная игрушка»
4. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
5. Художественное слово «Тук, да тук…», «Славилась, как славилась…»
6. Развлечение «Весёлая Ярмарка»
Январь:
1. НОД Тема: «Букет цветов». Декоративное рисование
2. НОД Тема: «Кони пасутся». Рисование декоративно-сюжетной композиции
3. НОД Тема: «Индюк» Лепка дымковской игрушки
4. Беседа на тему: «Подарки белоствольной красавицы»
5. Дидактическая игра «Собери из частей»
6. Художественное слово «Туесок»
Февраль:
1. НОД Тема: «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи»
2. Беседа на тему: «Золотая хохлома»
3. Художественное слово «Легенда о золотой хохломе»
4. Дидактическая игра «Составь хохломской узор»
5. Консультация для родителей «Знакомство детей с хохломской росписью»
6. Проект «Народные промыслы России»
Март:
1. НОД Тема: «Декоративная пластина» Лепка
2. Беседа на тему: «Чудо филимоновских свистулек»
3. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
4. Художественное слово «Мои игрушки», «Филимоновская деревушка»
5. Проект «Золотые руки мастеров»
Апрель:
1. НОД Тема: «Композиция с цветами и птицами». Декоративное рисование по мотивам народной росписи
2. НОД Тема: «Завиток». Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи
3. Беседа на тему: «Знакомство с липецкой игрушкой»
4. Дидактическая игра «Угадай по описанию»
5. Художественное слово «Узоров вологодских кружева», «Кружева в стрекозиных крыльях»
Май:
1. Беседа на тему: «Плат узорный»
2. Дидактическая игра «Распиши платок»
3. Художественное слово «На чёрном фоне красные розы…», «Мы трудились над узором»
4. Консультация для родителей «Народное декоративно – прикладное искусство в патриотическом воспитании дошкольников»