Лариса Малышева
Программа по дополнительному образованию детей 5–6 лет «Волшебные таблицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
К. Д. ушинский: |
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» |
Публикация «Программа по дополнительному образованию детей 5–6 лет „Волшебные таблицы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Согласно ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №155, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.
По результатам исследований, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, встречаются определенные нарушения или отставание в речевом развитии, в т. ч. нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи. Что может стать в дальнейшем причиной, дисграфии, дислексии, снижения успеваемости.
Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической лексической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.
Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, была разработана программа кружка «Волшебные таблицы». Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.
Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Цель программы: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью приемов мнемотехники.
Задачи:
•учить детей строить самостоятельные высказывания, излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью;
•расширять и активизировать словарный запас;
•расширять с помощью мнемотехники представления детей об окружающем мире;
•развивать воображение и творческое мышление;
•воспитывать у детей устойчивый интерес к заучиванию стихов, сочинению сказок и рассказов.
Программа «Волшебные таблицы» базируется на нескольких принципах развития.
Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации творческой деятельностиозначает свободу ребёнка в данной деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребёнка по её ходу и результатам, обращение к индивидуальному опыту.
Принцип педагогической поддержки направлен на оказание помощи ребёнку, испытывающему те или иные затруднения в процессе заучивания или составления рассказа. Благодаря индивидуальной работе с ребёнком, у него появляется удовлетворённость самой деятельностью, снимается эмоциональная напряжённость и некомфортность.
Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации детской творческой деятельности,предполагает систематическую работу по развитию связной речи дошкольников, постепенное усложнение задач развития, содержания и приёмов работы.
Принцип гуманизации – это ведущий принцип образования, предполагающий учёт личности ребёнка, индивидуальной логики его развития в процессе творческой деятельности.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка предполагает использование первичной диагностики общих способностей дошкольников, и учёт новообразований в ходе развивающей работы.
Методический инструментарий программы
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста используются различные методы и приемы:
•Наглядный метод (применение наглядных пособий, наблюдение; обследование предметов, игрушек, рассматривание картин и иллюстраций).
•Словесный метод (объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова).
•Практический метод (показ воспитателя, игровые приемы, упражнения, совместный анализ, работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий).
•Игровой метод (близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления).
•Оценочный метод применяется только через положительные качества.
Срок реализации программы:
Программа кружковой работы составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательный процесс по кружковому направлению осуществляется в соответствии с образовательной программой МБДОУ. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц по 25-30 минут, во второй половине дня. Срок реализации программы 1 год. Итогом детской деятельности являются выступления детей на прздничных мероприятиях, участие в конкурсах различного уровня.
Предполагаемый результат
По окончании 1 года обучения у детей:
•увеличился круг знаний об окружающем мире;
•появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
•появился интерес к заучиванию стихов;
•словарный запас вышел на более высокий уровень;
•дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Содержание
1. «Волшебники»
Цель: Обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.
2. Дид игра «Зашифруем слова»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.
3. Знакомство (расскажи о себе)
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ о себе с помощью приемов мнемотехники.
4. «Моя семья"
Цель:Упражнять детей в умении составлять небольшой описательный рассказ о своей семье по мнемотаблице. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ. Воспитывать уважение ко всем членам своей семьи.
5. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»
Цель: Учить детей запоминать стихотворение с помощью приемовмнемотехники. Выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы.
6. «Огород круглый год»
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ-загадку на тему «Овощи». Расширять представление об овощах. Учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать их.
7. «Домашние животные»
Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ-загадку о домашних животных. Развивать связную речь детей.
8. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Цель: Продолжать учить детей пересказывать отдельные эпизоды сказки с опорой на наглядную модель. Развивать связную речь
9. Заучивание стихотворения «Есть у каждого свой дом» А. Барто
Цель: Учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать интонационную выразительность.
10. Заучивание стихотворения «Первый снег» Е. Трутневой
Цель: Учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать интонационную выразительность.
11. «Зимушка-зима»
Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о зиме. Развивать связную речь детей.
12. Заучивание стихотворения «Новый год» А. Барто
Цель:Учить запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать интонационную выразительность.
13. «Как я провел зимние каникулы»
Цель:Продолжать учить детей составлять описательный рассказ на заданную тему. Развивать связную речь детей.
14. «Зимующие птицы»
Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах. Воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, помочь, утешить.
15. Заучивание стихотворения «Берёза» С. Есенина
Цель: Учить запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать умение детей интонационно передавать нежность, любование зимней природой.
16. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку….»
Цель: Продолжать учить детей пересказывать отдельные эпизоды сказки с опорой на наглядную модель. Развивать связную речь
17. «Мой папа»
Цель:Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь.
18. Заучивание стихотворения «Наша армия» В. Степанов
Цель: Продолжать учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать интонационную выразительность.
19. «Мама милая, родная»
Цель: Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь.
20. Заучивание стихотворения «Праздник мам» Б. Берестов
Цель: Продолжать учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники. Развивать интонационную выразительность.
21. «Мои любимые игрушки»
Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках с помощью мнемотаблицы. Развивать связную речь детей
22. «Весна-красна»
Цель: Упражнять детей в составлении описательного рассказа. Развивать связную речь.
23. Заучивание стихотворения «Апрель» С. Маршак
Цель: Продолжать учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники.
24. «Магазин одежды»
Цель: Продолжать учить детей составлять описательный рассказ-загадку с помощью мнемотаблицы. Развивать связную речь.
25. Пересказ русской народной сказки «Крошечка хаврошечка»
Цель: Продолжать учить детей пересказывать отдельные эпизоды сказки с опорой на наглядную модель. Развивать связную речь
26. Заучивание стихотворения «Береза» И. Семенова
Цель: Продолжать учить детей запоминать стихотворение с помощью приемов мнемотехники.