МААМ-картинки

Программа по духовно — нравственному воспитанию «Откроем в сердце двери»

Ирина Чебанова
Программа по духовно — нравственному воспитанию «Откроем в сердце двери»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

Духовно- нравственного развития и воспитания

«Откроем в сердце двери»

Программа

Духовно- нравственного развития и воспитания

«Откроем в сердце двери»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 19, п. 2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру».

Публикация «Программа по духовно — нравственному воспитанию „Откроем в сердце двери“» размещена в разделах

В Концепции подчеркивается, что воспитание должно быть ориентировано на достижение национального воспитательного идеала, т. е. воспитание высоконравственного, творческого и компетентного гражданина России, «укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.

В последние годы в нашем центре отмечаются такие православные праздники, как «Рождество», «Крещение», «Пасха», «Троица» и др. мало кто из детей знают их смысл, причины празднования.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В основном в школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка младшего школьного возраста обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Цель:

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

• Дать первые представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре, о семье;

• Формировать духовно-нравственные качества;

Воспитывать духовно-нравственные чувства;

Воспитывать любовь к родной природе.

• Содействовать развитию духовной, познавательной и практической деятельности, творчеству;

Воспитывать у детей чувство почтения и любви к людям, бережного отношения к окружающему миру;

• Возродить традиции семейного воспитания в православной культуре.

Подходы воспитательной системы

• содержательный компонент - овладение детьми,доступных возрасту,объё мов представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края,.

• эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

• деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

• принцип энциклопедичности (у детей формируются представления и знания обо всём, что его окружает);

• принцип культуросообразности (учёт национальных ценностей и традиций в образовании);

• принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

• принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;

• принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Духовно-нравственное воспитание в детском центре является неотъемлемой частью всестороннего воспитания детей, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики школьного образования.

Направления воспитательной работы :

1. «Азбука поведения»

2. «У истоков родной культуры»

3. «Воспитать человека»

4. «Поговорим об этике»

5. «Моя семья»

6. «Россия - родина моя»

Весь образовательный процесс строится с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей. (Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, походы, поездки в православные монастыри).

Каждый ребенок, живущий в семье, а тем более в центре должен быть любимым независимо от того, красив он или нет, развит индивидуально или не очень. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, не готов делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости и заботы воспитателя и детей друг о друге, оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования и реализации его духовно- нравственных потребностей.

Говоря о содержании духовно-нравственного воспитания мы говорим о формировании у воспитанников таких качеств личности как: гуманизм, милосердие, чуткость, ответственность, трудолюбие, гражданственность, умение управлять своими эмоциями. Известный писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Нравственность - граница дозволяемого совестью, а верхней границы – нет, верх - духовность, она бесконечна… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания».

При планировании своей работы по духовно нравственному воспитанию педагогу необходимо помнить о некоторых важных моментах. Нравственный мир личности включает в себя три уровня:

Мотивационно-побудительный.

Эмоционально-чувственный.

Рациональный или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, которые составляют суть нравственного мира человека.

Рассмотрим, что включает в себя каждый из этих уровней.

Мотивационно – побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые людьми, и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают отрицательными и положительными. К положительным эмоциям мы относим: радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п. Человеку свойственно проявлять и отрицательные эмоции: гнев, зависть, злость, обида, ненависть. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать, их нужно воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связанны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится. Не для кого ни секрет, что именно чувства способны подвигнуть человека на высокие достижения, могут вести к самоотверженному труду, проявлению мужества, воли, героизма и бесстрашия. И мы взрослые должны помнить о том, что наши чувства по отношению к детям – сиротам могут совершить чудо и изменить то, что нельзя изменить приказом, наказанием, нотациями, бранью.

Рациональный, или умственный уровень содержит моральные знания –понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести и достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся так же принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Первейшая задача взрослых воспитать в детях глубокое надежное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира. Воспитывать в детях надо все элементы нравственного мира. Все важно. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

К сожалению, многие дети, которые находятся у нас в центре уже в ранние годы были лишены семейного тепла, любви, ласки, лишены доброго человеческого общения. В своей неблагополучной семье они развивались одностороннее, что привело к ущербности личности. Не секрет, что потребность, злобность, жадность, безразличие и многое другое формируют сегодня нравственную сторону наших воспитанников. Поэтому важнейшая задача педагога нашего центра – научить каждого ребенка языку вежливости, правилам хорошего тона, выработать принятые манеры поведения, в основе которых «непременное соблюдение вежливости, любознательности, такта и отсутствие эгоизма». Мы должны стараться создать лучшую в нравственном и умственном отношении «породу» воспитанных людей, способных жить по кодексу человеческой чести. Поэтому задачи воспитательной работы педагога должны заключаться в воспитании духовно-нравственных качеств личности у детей, а именно: - развитие потенциала души ребёнка; - развитие природного чувства красоты; - способствовать формированию желания познать мир и приобретать знания.

Для формирования нравственных качеств личности ребёнка школьного возраста в ГБУ КО ЦССВ имени Попова В. Т., мы используем следующие методы:

• беседы (с помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо,

• чтение и анализ художественных произведений (Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой.,

• игры (дидактические, коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые, квест – игра, викторины и многое другое).

Взаимодействие с учителями школ города Калуги.

Всю работу по развитию нравственных качеств мы ведем вместе с учителями школ: сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, пополняем знания разносторонними приемами и методами нравственного воспитания в семье.

С целью установления тесных контактов с семьёй, в которых воспитываются наши дети, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем следующие методы:

• общие и групповые квест-игры;

• консультации;

• посещения семей по обмену опытом;

• дни открытых дверей;

• проведение совместных мероприятий (выставок, конкурсов, тематических недель, семинаров-собеседований, совместно организованные праздники;

• анкетирование и тестирование педагогов с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;

• индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов)

использование наглядности: информационные стенды для приемных родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, мы надеемся достичь следующих результатов:

• устойчивость навыков поведения;

• сформированность основ ценностных сфер личности;

• стабильность психического развития;

• целостность восприятия мира;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

• формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

• развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детей в вечных ценностей, стремления его к добру.

В течении года план может корректироваться и видоизменяться.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья» Духовно-нравственное воспитание дошкольников Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Украшение пасхального яйца» Программное содержание: - познакомить детей с происхождением слова «Пасха»; - воспитывать бережное отношение к народным традициям; - развивать.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группеНОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группе Цель: в игровой форме (отправившись на ярмарку) – продолжать формировать знания детей о народных промыслах России. Задачи: Образовательные.

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группеНОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группе Цель: в игровой форме (отправившись на ярмарку) – продолжать формировать знания детей о народных промыслах России. Задачи: Образовательные.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по духовно — нравственному воспитанию «Откроем в сердце двери»
Опубликовано: 5 февраля 2023 в 18:58
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по духовно — нравственному воспитанию «Откроем в сердце двери»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чебанова (УИ 266935) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД