Чеботаева Юлия Михайловна
НОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: в игровой форме (отправившись на ярмарку) – продолжать формировать знания детей о народных промыслах России.
Задачи:
Образовательные :
- расширять представления детей об окружающем мире;
- продолжить формировать знания об особенностях изделий хохломских, гжельских мастеров, матрешки;
Развивающие :
Публикация «НОД по духовно-нравственному воспитанию „Ярмарка народных мастеров“ в средней группе» размещена в разделах
- развивать образное мышление, память, воображение, внимание, речь и словарный запас у детей ( словарная работа: ввести в словарь детей слова промысел, роспись, узор, ярмарка, народные мастера);
- формировать знания о названии цвета, умение считать до 5х.
Воспитательные :
- создать положительный эмоциональный настрой у детей;
- воспитывать эстетическое восприятие
зделий народного творчества, чувства цвета, чувства прекрасного.
- воспитывать коммуникативные навыки и любознательность;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.
В НОД была выбрана следующая структура:
1. Организационный момент
2. Мотивация – сюрпризный момент (загадка)
3. Постановка проблемы и «открытие» нового знания.
4. Закрепление нового знания, повторение
5. Рефлексия (итог НОД)
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, рисование по образцам.
Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал и оборудование : изделия народных промыслов (гжель, хохлома, матрешки, плакаты по теме. Он помог мне раскрыть тему ярко.
Виды детской деятельности : двигательная, коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская, музыкально – художественная.
Для реализации поставленных задач я использовала различные принципы: наглядности, доступности, последовательности, индивидуального подхода, развития, голосовой и эмоциональной модуляции, психологического комфорта.
Применялась групповая форма работы (малая подгруппа).
Методы и приё мы :
МЕТОДЫ практические: упражнение, моделирование игровой ситуации, физкультурные минутки, настольно-печатная игра.
Методы наглядные: показ, рассматривание.
Методы словесные: рассказ педагога, диалогическая беседа, объяснение.
Методы игровые: воображаемая ситуация в развёрнутом виде.
Конспект НОД:
Вводная часть
В: Здравствуйте, ребята! Давайте с Вами вспомним как называется город, в котором мы с Вами живём?
Д: Калининград!
В: А как называется наша страна?
Д: Россия!
В: Россия наша большая и могучая. Много столетий назад наша страна называлась Русью и поэтому народ, который жил на Руси называли русским народом. Издавна наша страна славилась талантливыми мастерами и умельцами – все они были из простого народа, вот их так и называли народные мастера или народные умельцы. Они изготавливали посуду, игрушки одежду своими руками.
В: Дети, где сейчас мы с Вами можем купить посуду, одежду, игрушки?
Д: В магазине, супермаркете.
В: А раньше все это продавали на ярмарках. Ярмарка – это такое место, где собиралось много-много народу. На ярмарках продавали и покупали разные товары, сделанные своими руками и называли их народными промыслами. А так же на ярмарках веселились, пели, плясали, хвалились своими умениями.
Ребята и сегодня нам пришло приглашение от народных мастеров на ярмарку!
В-ль читает приглашение:
"К нам сюда скорее просим
Подходи честной народ!
Веселиться начинайте
Всех нас ярмарка зовёт!"
На 1-й стол поставить разнос с хохломской росписью
В: Что вы видите перед собой? – ответы детей.
Воспитатель читает стихотворение:
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой - Вот чем славится она!
Из каких элементов состоит орнамент? - ответы детей.
Как вы думаете, из какого материала изготовлены эти предметы?
В: Всё верно. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, который называют «травкой», «ягодкой», «листиком».
В: А назвали хохломской, потому что мастера из древесины изготавливали посуду, расписывали её и везли продавать в большое торговое село Хохлома.
Хохлома — старинный русский народный промысел.
На 2-й стол поставить изделия с гжельской росписью.
В: - А рядом есть стол с другим товаром, давайте подойдём к нему и рассмотрим поближе. Что вы здесь видите? (ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение:
"Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых,
Кувшины и кружки –Быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка - глазам загляденье, словно, весною капель! -
Ласка, забота, тепло и терпенье - Русская, звонкая Гжель!"
- Какой цвет используют мастера при этой росписи?- ответы детей.
В: В городке Гжель, изготовлялась из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Гжель это тоже старинный русский народный промысел.
- Ребята, ведь на ярмарке не только продавали одежду, посуду и еду, но и ещё играли в различные игры, пели плясали, шутили и смеялись. Давайте и мы с вами посмеемся. - Дети с воспитателем читают наизусть потешку «Тень-тень-потетень».
3-й стол накрыт платком.
Воспитатель читает загадку.
Загадка:
"Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская?"
Дети: - матрёшка.
В: Конечно, ребята, это матрёшка! Давайте их рассмотрим.
Воспитатель читает стихотворение:
"Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка-кукла расписная,
А как назвать ее, не знал.
«Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А может на Танюшку?»-
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрешкою назвал.
С тех пор живет Матрешка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете,
И радуется мир!"
В: Смотрите, ребята, а что это за коробка стоит под столиком?
В-ль открывает и читает детям послание от народных мастеров.
«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что Вы очень любите рисовать и поэтому дарим Вам замечательных матрешек (деревянные плоские заготовки, а узоры для них Вы придумайте сами!»
В: Но прежде, чем мы пройдем в нашу мастерскую, давайте немножко разомнемся!
Физминутка «Скачет шустрая синица».
Воспитатель и дети идут к столам, дети садятся и расписывают деревянные заготовки. Звучит народная инструментальная музыка.
РЕФЛЕКСИЯ
В: Ребята, где мы с Вами сегодня побывали? Что мы видели? А кем мы сегодня с Вами были? - ответы детей.
Что было самым интересным для Вас? А что самым трудным?
Вот поэтому их и называли народными мастерами умельцами!
Настольно-печатная игра на закрепление «Народные промыслы России».
В: - На этом наше занятие окончено, ваших красивых матрешек, вы сможете забрать с собой домой.