Леонова Лариса Васильевна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Путешествие с капелькой Катенькой»
▼ Скачать + Заказать документы
Название: Конспект игры-занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы "Путешествие с капелькой Катенькой".
Воспитатель: Леонова Лариса Васильевна.
Учреждение: Отделение по дошкольному образованию №2 МБОУ "Знаменская СОШ" Орловского муниципального округа.
Программные задачи:
1. Обобщить и дополнить знания детей о свойствах воды;
2. Познакомить с новым свойством воды и связанным с ней природным явлениям – круговоротом воды в природе;
3. Продолжать развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, воображение, внимание;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы „Путешествие с капелькой Катенькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
4. Воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде.
Оборудование: персонажи – Ослик, капелька Катенька, Снежинка, глобус, схема круговорота воды, банка с горячей водой, тарелка со снегом, спиртовка, металлическая тарелочка, стакан с холодной водой, прищепка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, на прошлых занятиях мы с вами путешествовали вместе с Осликом.
1. Где мы с ним встречались?
2. Как вы думаете, где наш Ослик сейчас?
Ослик: Я здесь, здравствуйте. Всё плыву и плыву, а земли не видно. Кругом вода, вода. Скучно-о.
Воспитатель: Ослик, а вот мы с ребятами думаем, что вода – самое удивительное вещество на земле и попробуем тебя в этом убедить. Мы тоже каждый день встречаемся с водой.
- Где находится вода (в луже, в ручейке, в реке, в море, в водопроводном кране). Правильно! А я знаю, что вы любите играть с водой: сильно открываете кран, тогда вода льется с шумом, ударяется о дно раковины. Красиво! Жаль только все воспитатели и мамы сердятся за такие проделки.
- А почему сердятся взрослые? (Потому что станем мокрыми и можем заболеть, можем поскользнуться. А еще – воду надо беречь)
- Почему надо беречь воду? Ведь 2/3 земного шара покрыто водой. (Вода в морях и океанах соленая). А такая вода нужна? (Несоленая).
Да, ребята, воды очень много, она везде, но чистой, питьевой воды мало. Поэтому её надо беречь, не оставлять без надобности открытые краны. Об этом говорится и в стихотворении Н. Рыжовой: «Вы слыхали о воде».
Без воды нам не прожить! Поэтому, ребята, давайте научимся так играть с водой, чтобы она раскрыла нам свои тайны, нам было интересно, но вода при этом не расходовалась зря, и игра не превращалась бы в простое и опасное баловство.
- Ребята, мы хорошо знакомы с водой. И всё-таки, вода, какая она?
Расскажите (карточки):
1. Вода – жидкость, она растекается, льется.
2. Вода – прозрачная жидкость, бесцветная.
3. У воды нет вкуса.
4. У воды нет запаха.
5. В воде некоторые вещества растворяются (соль, сахар, а другие не растворяются (песок).
6. Вода имеет температуру – бывает холодной, горячей.
7. Вода не имеет форму. Она принимает форму сосуда, в который налита.
- Откуда же вы обо всем этом узнали! (Из опытов)
(Шум воды. Грамзапись)
Ослик: Ой, слышите! Ты кто? Ты что с неба свалилась?
Капелька: Да! Я - капелька Катенька. Я давно с тобой путешествую. Я была каплей в море.
Ослик: Да-да! Я видел капли на спинах дельфинов.
Капелька: Но вот пригрело солнышко, и мои сестрички, а вместе с ними и я, испарились и оказались в воздухе. Но мы капельки не любим долго оставаться по одиночке. Высоко в небе мы собрались в белое пушистое облачко. Нас набралось в облачке очень много. Оно почернело и превратилось в тучку. А из тучки мы упали на землю.
Ослик: Сначала дождик накрапывал, затем пошел сильнее, потом начался настоящий ливень.
Капелька: Мы летим вниз так стремительно, что я оказалась под землей. Не успела я подумать, как там темно и скучно, как тут же оказалась в корне какого-то растения. Затем я, словно на лифте, поднялась вверх по стеблю. А ранним утром я в виде капельки росы появилась на траве.
Ослик: Всё же я не совсем понимаю, как это вы, капельки, то вверх, то вниз движетесь?
Воспитатель: Сейчас, Ослик, мы с ребятами постараемся выяснить, как движутся капельки и откуда берется дождь. Ребята, хотите узнать?
Давайте выполним опыт, который мы делали в группе.
1. (Мы налили в блюдце воды из-под крана и поставили на шкаф. Через три дня посмотрели, а воды нет. Куда же делась вода)
-Вода испарилась, превратилась в пар.
-А вы видели, как над блюдцем поднимался пар? (Нет)
-Пар – это мельчайшие капельки воды – они нам не видны, но они всегда есть в комнате.
-Как же поймать невидимку-пар?
2. Для этого опыта я приготовила спиртовку, металлическую тарелочку, держатель (прищепку).
Внимательно наблюдайте и поясняйте мои действия.
(В тарелочку налили немного воды и поставили нагреваться. Вода закипела, а через некоторое время испарилась, поднялась вверх, в небо)
3. Вы посмотрели, как нагревается вода. А хотите, почувствовать? Тогда закройте глаза и вытяните вперед руку (смочить руки детей водой).
-Какими стали ваши руки?
-Что вы делаете, чтобы руки стали сухими?
-Почему руки высохли? (Вода испарилась).
-Почему рукам стало холодно? (испаряясь, частицы воды уносят с собой тепло рук).
-А где же дождь? (ответы детей).
Я сейчас буду делать, а вы, ребята, поясняйте Ослику.
-Какую воду нам лучше взять для опыта холодную или горячую?
-Почему я беру тарелку со льдом? (потому что вверху всегда холодно).
Пар поднимается из банки, сталкивается с холодным предметом, образуются капли. Они становятся все больше и начинают падать обратно в банку… Пошел дождь.
Воспитатель: Мне так интересно наблюдать за вами. Вот еще 5 минут назад вы не знали, откуда берется дождь, а теперь знаете!
Надеюсь, вы теперь без меня расскажите Ослику и всем, как это происходит. И я так рада за вас!
Капелька: Как весело летать то вверх, то вниз с сестричками-капельками. Ребята, давайте превратимся в капельки и полетаем вместе.
Песня о дожде.
Игра «Тучка»
Воспитатель обращает внимание детей на схему круговорота воды.
Капелька: Я догадалась, что нарисовано. Я догадалась! Люблю всякие схемы.
Ослик: Я тоже догадался.
- А вы ребята догадались?
Что мы здесь видим? (С поверхностей океанов, морей, рек и суши под действием солнца вода испаряется. В виде пара поднимается вверх. Там водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды. Из них образуются облака. Из облаков вода в виде дождя или снега выпадает обратно на землю. А на суше эта вода опять попадает в реки, моря, океаны).
Воспитатель: Да, так происходит постоянный круговорот воды в природе.
Круговорот: Давайте выясним значение этого слова. Вода в природе «ходит», «вращается», движется по кругу.
Воспитатель: Капелька, ты рассказала нам историю своего путешествия. А ребята тоже хотят рассказать о путешествии других капелек. (Опрос детей).
Ослик: Ребята, а где же капелька? И кто ты? (появилась снежинка).
Капелька: Ослик, ты снова не узнал меня? А вы, ребята, догадались, кто я? Да, я Катенька. Мы приближаемся к южному полюсу. Стало холодно, и я превратилась в снежинку.
Ослик: Что ж, нужно готовить теплую одежду, ведь впереди холодный континент Антарктида.
Воспитатель: Ваши тетрадки открыты. И я вижу, что капельки воды, нарисованные в них, стали превращаться в снежинки. Хотите посмотреть?
Тогда пройдите к столам и займите свои места. Что вы видите?
-Как нужно дорисовывать снежинки? (Нужно нарисовать точно такую же половину, только лучики будут направлены в противоположную сторону).
-Давайте подготовим наши пальчики к письму.
-Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей
И для мам, и для пап
Как-кап, кап-кап!
Повторение правил посадки, как правильно держать карандаш.
Оценка своей работы: важно, чтобы вторая половина снежинки была точно такая же, как первая.
Аккуратность работы.
Итог занятия: Дорогие ребята! Мы сегодня сделали так много: познакомились с капелькой, послушали ее историю, рассказали свои, провели опыт и узнали, откуда берется дождь, сделав открытие, на радостях пели и играли, превращались в «дождик», создали замечательные снежинки (Ответы детей).
И вот как обо всем этом говорится в стихотворении Н. Рыжовой «В природе путешествует вода…».
Фотоматериалы: