Папки-передвижки

Программа по изучению психологической готовности ребёнка к школе

Екатерина Пономарева
Программа по изучению психологической готовности ребёнка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Рабочая программа по изучению готовности ребёнка к школе. Готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. "

Данная программа составлена на основе трёх компонентов готовности ребёнка к школе : социальная, интеллектуальная, личностная.

Публикация «Программа по изучению психологической готовности ребёнка к школе» размещена в разделах

Личностная готовность.

Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради, а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Интеллектуальная готовность.

B.C. Мухина определяет уровень развития умственной готовности, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов.

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает :

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Социальная готовность.

Социальная готовность предполагает развитие у детей потребности в общении с взрослыми и детьми, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Цель: проведение диагностики на определение психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

Задачи:

1. Определить интеллектуальную готовность ребёнка к школе по тесту «Способность к обучению в школе» Г. Вицлака

2. Определить социальную готовность ребёнка к школе по методики «Два дома» А. Л. Венгера и методики Рене Жиля.

3. Определить личностную готовность ребёнка к школе по методики определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга, а так же через беседу по выявлению внутренней позиции школьника Н. И. Гуткиной.

ТЕСТ «СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Г. Вицлака (1972 г.)

Цель; Диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.

Материалы; Руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3, стимульный материал в виде картинок.

Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.

Методика «Два дома» А. Л. Венгера

Цель: определить круг значимого общения ребенка 4-7 лет.

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает нарисовать для ребенка прекрасный, красный, красивый дом и заселить его жильцами, с которыми бы он хотел вместе жить. Затем рисуют черный дом, но его никак не характеризуют и предлагают ребенку его тоже заселить. Составляется список жильцов обоих домов. Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может напомнить о нем.

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом, и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии, младшего брата или сестру, учительницу, попадут ли в число новоселов одноклассники и другие сверстники.

Методика Рене Жиля

Цель: исследовать социальную направленность ребенка, и его отношение к родителям, братьям, сестрам, другим родственникам, воспитателю, а также различные черты – общительность, любознательность, стремление к доминированию и стремление к доминированию.

Описание:

Всего в методике 42 задания, среди которых более половины – с картинками. Ребенок должен ответить на вопросы, выбрать себе место на картинке или определиться со своим поведением в той или иной ситуации. По ходу теста можно дополнительно задавать ребенку вопросы, чтобы прояснить его точку зрения.

Беседа по выявлению внутренней позиции школьника Н. И. Гуткиной.

Структурированная беседа состоит из 12 вопросов.

Проведение: Перед тем, как задавать вопросы, устанавливается эмоциональный контакт с ребенком. Беседа проводится в обстоятельной и спокойной обстановке. Ответы ребенка фиксируются в протоколе.

Цель: Выявить отношение к школе.

Методика определения мотивов учения М. Р. Гинзбурга

Форма проведения: индивидуальная.

Оборудование: стимульный материал к методике.

Цель: Выявить преобладающие мотивы учения.

Публикации по теме:

Готовность ребенка к обучению в школе. Работа педагога-психолога с дошкольниками подготовительных к школе групп. Готовность ребенка к обучению в школе Н. В. Янкина, педагог – психолог МДОУ детский сад «Радуга» Москаленский муниципальный район Омская.

Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школеВзаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем педагогической психологии. Психологическая готовность формируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по изучению психологической готовности ребёнка к школе
Опубликовано: 15 июня 2014 в 19:22
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по изучению психологической готовности ребёнка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Пономарева (УИ 221466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД