Елена Ситникова
Программа по оказанию психологической помощи детям дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности «Смелые ребята»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: коррекция высокого уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
1. Воспитание уверенности в себе;
2. Снижение эмоционального напряжения;
3. Помощь в снятии страхов;
4. Помощь в преодолении негативных переживаний.
№ занятия Задачи Содержание Время прове
дения
1
Публикация «Программа по оказанию психологической помощи детям дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности „Смелые ребята“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Снижение психоэмоционального напряжения; развитие самосознания; развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам. Приветствие
Знакомство
Установление правил
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Беседа «Наши имена»
Упражнение «Ласковое имя»
Упражнение «Красивое имя»
Обратная связь
Прощание. Упражнение «Колокол» 1 неделя октября
2 Развитие умения входить в контакт;
Снятие психоэмоционального напряжения;
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим. Приветствие
Упражнение «Связующая нить»
Рисуем себя
Упражнение «Лифт»
Упражнение «Браво!»
Упражнение «Необычная радуга»
Обратная связь
Прощание. Упражнение «Колокол» 2 неделя октября
3 Развитие самосознания; формирование адекватной самооценки;
Снижение психоэмоционального напряжения;
Повышение уверенности в себе. Приветствие
Упражнение «Какой Я?»
«Психологический портрет»
«Комплименты»
«Внимательные слушатели»
«Исследуем себя»
«Солнечный зайчик»
Упражнение «Мои достижения»
Упражнение «Порхание бабочки»
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 3 неделя октября
4 Снятие психоэмоционального напряжения;
Преодоление застенчивости, замкнутости и нерешительности;
Развитие умения оказать положительные знаки внимания сверстникам;
Воспитание интереса к партнеру по общению.
Приветствие
Упражнение «Веселая зарядка»
«Расскажи о себе»
Упражнение «Ты мне нравишься»
Игра «Ах, какой я молодец!»
Упражнение «Насос и мяч»
Упражнение «Скала»
Упражнение «Полет высоко в небо»
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 4 неделя октября
5 Снижение психоэмоционального напряжения;
Повышение уверенности в себе;
Формирование адекватной самооценки. Приветствие «Перышко!»
Ролевая гимнастика
«Представь, что ты это можешь»
«Динозаврики»
Упражнение «Незаконченное предложение»
Беседа «Способы повышения настроения»
Упражнение «Воздушный шарик»
Упражнение «Я знаю»
Упражнение «Отдых на море»
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 1 неделя ноября
6 Снижение мышечного напряжения;
Снижение уровня тревожности;
Преодоление робости перед телесным контактом;
Снятие психоэмоционального напряжения,
Снижение негативных переживаний;
Снятие телесных зажимов. Приветствие «Я рад вас видеть!»
Игра «Клеевой дождик»
«Газета»
«Конкурс хвастунов»
«Скульптура»
«Спрятанные проблемы»
Чтение сказки «У страха глаза велики»
Обсуждение сказки
Разыгрывание сказки
Рисование сказки
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 2 неделя ноября
7 Познакомить детей с эмоцией страха;
Помогать детям осознавать и преодолевать страх;
Приветствие. Упражнение «Колокольчик»
Игра-ассоциация «Страх»
Игра «Маски»
Упражнение «У страха глаза велики»
Игра «Расскажи свой страх»
Чтение сказки «А вкусная была капуста…»
Обсуждение сказки
Разыгрывание сказки
Рисование сказки
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 3 неделя ноября
8 Приветствие
Рассказывание истории «Ваза»
Упражнение «Чего я боюсь»
Упражнение «Мой страх»
Упражнение «Превращение страхов»
Упражнение «Изгнание страхов»
Чтение сказки «Моя кровать-моя крепость»
Обсуждение сказки
Разыгрывание сказки
Рисование сказки
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 4 неделя ноября
9 Получение новой информации о сущности ночи;
Проработка страшных образов сна, если такие имеются;
Нахождение ресурса Приветствие. Упражнение «Я рада вас видеть!»
Беседа «Для чего нужна ночь?»
Упражнение. Рисунок сна
Упражнение «Угадай от куда звук»
Беседа «Кто спит, кто не спит»
Чтение сказки «Страх мой – враг мой»
Обсуждение сказки
Разыгрывание сказки
Рисование сказки
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 1 неделя декабря
10 Снятие страха перед ограничением зрительной информации;
Приобретение способности рассказывать о страхе;
Приобретение ребенком опыта трансформирование страха, перевод его в игровую форму
Приветствие
Беседа «Что такое темнота»
Игра «Я – сова»
Упражнение «Что это?»
Упражнение «Смелый художник»
Чтение сказки «Почему грустил трусишка?»
Обсуждение сказки
Разыгрывание сказки
Рисование сказки
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 2 неделя декабря
11 Снижение напряжения и состояния тревоги;
Снятие телесных зажимов;
Развитие коммуникативных навыков;
Преодоление тактильных барьеров;
Формирование адекватной самооценки;
Развитие уверенности и чувства полноценности Приветствие
Упражнение «Потянулись-сломались»
Ловим комаров
Игра «Путаница»
Игра «Слепой и поводырь»
Упражнение «Расскажи о том, что тебе нравится в себе»
Упражнение «Закончи предложение»
Чтение сказки «Поединок двух страхов»
Обсуждение сказки
Разыгрывание сказки
Рисование сказки
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 3 неделя декабря
12 Нейтрализация страхов, тревоги;
Снятие напряжения, зажатости, скованности;
Уменьшение тревожности;
Формирование адекватной самооценки;
Снижение психоэмоционального напряжения.
Приветствие
Дыхательные упражнения: «Задуваем свечу», «Релаксирующее дыхание»
Упражнение «Булькание»
Упражнение «Шарик лопнул»
Упражнение на выравнивающее дыхание «Кто громче»
Этюд «Насос и надувная кукла»
Необычный человечек
«Стрелялки»
Чтение сказки «Не страшно, а смешно!»
Обсуждение сказки
Разыгрывание сказки
Рисование сказки
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 2 неделя января
13 Расслабление мышц спины, рук;
Снятие мышечных зажимов;
Снятие эмоционального напряжения;
Снятие зажатости, скованности Приветствие «Ласковое имя»
«Штанга»
«Сосулька»
«Шалтай-болтай»
«Винт»
Упражнение «Театр прикосновений»
«Волшебный мешок»
«Макароны»
«Бесилки»
Чтение сказки «Смелость города берет»
Обсуждение сказки
Разыгрывание сказки
Рисование сказки
Обратная связь. Обмен впечатлениями.
Прощание. Упражнение «Колокол» 3 неделя января
14 Развитие коммуникативных навыков;
Устранение страхов;
Снятие психоэмоционального напряжения;
Преодоление тактильных барьеров;
Повышение уровня самопринятия Приветствие. Упражнение «Перышко!»
«Клеевой дождик»
«Гармоничный танец»
Упражнение «Сиамские близнецы»
Упражнение «Рисуем себя»
Чтение сказки «Смелый трусишка»
Обсуждение сказки
Разыгрывание сказки
Рисование сказки
Прыгаем в объятья
Обратная связь. Обмен впечатлениями по всем занятиям.
Прощание. Упражнение «Колокол» 4 неделя января
Список литературы
1. Костина Л. М. "Игровая терапия с тревожными детьми" Санкт-Петербург: "Речь", 2005
2. Арефьева Т. А., Галкина "Преодоление страхов у детей" Тренинг, Издательство Института психотерапии, Москва, 2005
3. Вологодина Н. Г. "Детские страхи днем и ночью", Ростов-на-Дону: Феникс, 2006
4. " Лабиринт души: Терапевтические сказки" под редакцией Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е., Москва Академический Проект: Трикста, 2005
5. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста : Практическое пособие - Москва: "Генезис", 2006
6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа - Санкт-Петербург : Издательство "Речь", 2005
7. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. -СПб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002.
8. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : Практическое пособие/ Пер. с нем. ; В 4-х томах. М. : Генезис, 1998.
9. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. — Л. : Медицина, 1988.
10. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. — СПб. : Гиппократ, 1995.
11. Прихожан AM. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. — М., 1990.
12. Прихожан AM. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. — М., 1990.
13. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание – 1996. – №4
14. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М. : Издат. дом. "Искатель", 1997.
15. Панфилова М. А. "Игротерапия общения" Тесты и коррекционные игры. Москва Издательство ГНОМ и Д, 2002
16. Катаева Л. И. "Работа психолога с застенчивыми детьми", - Москва: Книголюб, 2004
17. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. Ростов -на- Дону: Феникс, 2005
18. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль. Академия Холдинг, 2001
19. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005
20. Иванец И. И. " Трудный ребенок: если он не такой как все. " Р/Д, 2004