Валентина Клочкова
Программа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Публикация «Программа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста „Веселые пальчики“» размещена в разделах
Дети 3-4 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, детям трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка «Веселые пальчики» направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
Цель кружковой работы «Веселые пальчики»: Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Основные задачи:
- развитие тонкой моторики пальцев;
- развитие движений кистей рук;
- развитие понимание речи;
Формы работы:
- пальчиковые игры и упражнения;
- игры с предметами и материалами;
- массаж рук;
- использование пластилина;
- использование цветных карандашей;
-использование красок;
-аппликация;
- использование бумаги.
Организация кружка: Кружок организуется с детьми 2 младшей группы.
Проводится кружок один раз в неделю в среду с 15:45 до 16:00.
Продолжительность занятий не более 15 минут – во второй младшей группе
Занятие проводится с октября по май.
Необходимое условие кружковой деятельности – игровая мотивация, способствующая стимуляции интереса детей, развитию их активности и творческой фантазии.
Необходимые материалы для кружка.
- прищепки;
- шишки;
- зубные щетки;
- пластилин;
- семечки, манка;
- бумага, карандаши, краски;
- цветные резинки;
-спички.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Перспективное планирование программы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
«ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Октябрь
1. неделя
1. Упражнение «Спрятали ладошки – показали».
2. Массаж пальчиков карандашами «Паучок» – катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. неделя
1. Массаж поверхностей ладоней (природный материал – шишки).
Цель: развивать мелкую моторику.
2. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику» (пальчиком провести дорожку к домику)
Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
3. неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Дождик», «Котята».
Цель: Развивать общую координацию движения.
2. Пальчиковая игра «Кошки – мышки».
Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
4. неделя
1. Повторение и закрепление материала
Ноябрь
1. неделя
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (зубная щетка).
Цель: развивать мелкую моторику рук.
2. «Прогулка»- рисуем следы … пальчиками.
Цель: развитие мелкой моторики рук.
2. неделя
1. Самомассаж пальцев рук (прищепки).
Цель: развитие мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцев в соответствии с текстом.
2. «Снегопад в лесу» (на рисунке зеленой елки разложить «игрушки») из мятой бумаги.
Цель: учить детей рвать бумагу и скатывать мелкие шарики.
3. неделя
1. Пальчиковое упражнение «Ай качи, качи, качи…»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.
2. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка)
4. неделя
1. Повторение и закрепление материала
Декабрь
1. неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Зайчики», «Большие и маленькие ноги».
Цель: Развивать общую координацию движения.
2. Пальчиковая игра «Чтоб Мишке было теплее».
Цель: развитие мелкой моторики рук. Учить мелко, рвать бумагу, скручивать в шарик потом засыпать Мишку «в берлоге»
2. неделя
1. Массаж пальчиков (природный материал – шишки).
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Игра «Новогодняя елка»
Цель: Учить детей рисовать красками, используя бумагу, предварительно скатанную круговыми движениями ладоней в шарики.
3. неделя
1. Пальчиковая игра «Пальчик – мальчик, где ты был?.»
Цель: Развивать координацию общих движений.
2. Лепка «Бусы на елку»
Цель: развитие тактильной чувствительности пальцев рук, развитие мелкой моторики рук.
4. неделя
1. Повторение и закрепление материала
Январь
1. неделя
1. Массаж пальчиков карандашами «Славный добрый карандаш» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков.
2. Упражнение для рук «Кошечки».
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук.
3. Рисование карандашами «Коврик для котёнка».
Цель: Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, формирование навыка правильного нажима на карандаш, закреплять умение доводить начатую работу до конца.
2. неделя
1. Массаж пальчиков с прищепками.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.
2. Рисование ватными палочками «Снег идет».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, формирование навыка использования красок, формирование навыка рисования нетрадиционным материалом.
3. неделя
1. Игра «Ежики и ежата» (втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек) .
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.
2. Аппликация «Снежный ком»
Цель: Учить детей делать аппликацию манной крупой. Развивать мелкую моторику пальцев.
4. неделя
1. Повторение и закрепление материала
Февраль
1. неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Идет коза рогатая».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности, учить воспроизводить движения пальцев, рук в соответствии с текстом.
2. Рисование «Теремок для лесных зверят» (по русской народной сказке «Теремок».
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, ориентировка в малом пространстве, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.
2. неделя
1. Пальчиковая игра «Ладушки – ладушки»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности, учить воспроизводить движения пальцев, рук в соответствии с текстом.
2. Рисование «Нарядные дымковские лошадки»
Цель: Закреплять умение доводить начатую работу до конца, развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.
3. неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Котик», «Как у нашего кота».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки выразительности, учить воспроизводить движения пальцев, рук в соответствии с текстом.
2. Пальчиковая игра: «Какая игрушка спряталась» и определить на ощупь.
Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.
4. неделя
1. Повторение и закрепление материала
Март.
1. неделя
1. Пальчиковая гимнастика с карандашом.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук.
2. Рисование ватными палочками «Бусы для мамы».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, формирование навыка использования красок, формирование навыка рисования нетрадиционным материалом.
2. неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Вот мои помощники».
Цель: Развивать моторику пальцев.
2. Рисование карандашами «Клубочки».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и воображение.
3. неделя
1. Пальчиковое упражнение «Вместе дружная семья».
2. Пальчиковая игра с цветными резинками: «Моя семья».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
3. Игра «Солнце светит ярко, ярко» выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.
4. неделя
1. Повторение и закрепление материала
Апрель.
1. неделя
1. Пальчиковая гимнастика.
Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Аппликация «На окне расцвёл цветок».
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, закрепление навыка работы с бумагой, совершенствование зрительно-ручной координации.
2. неделя
1. Массаж с прищепками.
Цель: Учить детей расстегивать и застегивать прищепки. Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
2. Игра «Следы от капелек дождя» (на манке ставить пальчиками точки).
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем по тексту «Дождик, дождик, кап – кап – кап».
3. неделя
1. Пальчиковая игра «Прилетели на цветок».
Цель: Развивать соотношения движения рук.
2. Лепка «Веселые змейки».
Цель: Развитие мелкой моторики рук и пальцев, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, закреплять умение доводить начатую работу до конца.
4. неделя
1. Повторение и закрепление материала
Май
1. неделя
1. Пальчиковая гимнастика «Аты – баты, на парад идут солдаты»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, учить воспроизводить движения пальцев, рук в соответствии с текстом.
2. Рисование «Лучики для солнышка».
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с карандашами, совершенствование навыка правильного нажима на карандаш.
2. неделя
1. Пальчиковое упражнение «Божья коровка», «Топ-топ».
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, учить воспроизводить движения пальцев, рук в соответствии с текстом.
2. Лепка «Леденцы».
Цель: Развитие мелкой моторики рук и пальцев, развитие тактильной чувствительности пальцев рук, формирование навыка работы с пластилином, закреплять умение доводить начатую работу до конца.
3. неделя
1. Пальчиковая игра с природным материалом – шишки «Шишку в руку я возьму».
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.
2. Лепка «Забавная гусеница».
Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование тактильной чувствительности пальцев рук и ориентировки в малом пространстве, формирование графических навыков работы с пластилином, упражнять в работе с мелким сыпучим материалом.
4. неделя
1. Повторение и закрепление материала.