Получи документы

Программа по ТРИЗ для обучения детей 5–7 лет в речевых группах (часть вторая)

Ольга Егорова
Программа по ТРИЗ для обучения детей 5–7 лет в речевых группах (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Программа по ТРИЗ для обучения детей 5-7 лет в речевых группах

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

• ЯНВАРЬ

ТЕМА:

Зима.

Умение слушать сказки, рассказы, стихи на зимнюю тематику. Следить за развитием действий. Учить наблюдать явления природы, устанавливать простейшие связи между ними, определять состояние погоды. Расширение представлений о частях суток (утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Знакомиться с понятиями вчера, сегодня, завтра. Транспорт. Знакомство с достопримечательностями города. Соблюдение правил уличного движения. Самостоятельная организация выполнения правил. Сравнивание видов транспорта, объединение по общим признакам и т. д.

Публикация «Программа по ТРИЗ для обучения детей 5–7 лет в речевых группах (часть вторая)» размещена в разделах

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Ознакомление с природной системой через сочинение сказок. Познакомить детей с твердыми (железо, дерево, бумага, жидкими (вода, нефть, газообразными (пар, запах, воздух) веществами и маленькими человечками, из которых состоят эти вещества; их действиями и характеристиками. Развивать умение наблюдать, анализировать и выявлять существенные признаки предметов, опираясь на характеристику и поведение человечков веществ. Научить детей схематично изображать человечков твердых, жидких и газообразных веществ. Моделировать вещество и описывать его. Дать представление о воде как веществе, находящимся в природе в 3-х состояниях: вода, лед, пар. Подвести детей к пониманию, что всё, что нас окружает, состоит из твёрдого, жидкого и газообразного. Придумывание новых видов транспорта с помощью метода ФО. Использование редких видов моделей. Развивать умение доказывать несостоятельность провокационных умозаключений учителя, основываясь на анализе фактического материала. Обобщать по признакам, выделять противоречивые свойства. Способы решения противоречий. Обозначение «плохих-хороших» свойств, качеств, используя элементы графического и др. моделирования. Находить ресурсы предмета, пространства формы. Подвести детей к понятиям ресурсов времени, качества, размера, энергии, формы. Уличное движение: путешествие по системному оператору. Показ закономерностей : изменение в подсистеме ведет к изменению в надсистеме предмета. Словарь - ввести в словарь детей существительные, обозначающие профессии, название техники; прилагательные, обозначающие признаки предметов; глаголы, характеризующие трудовую деятельность; наречие, характеризующие отношение людей к труду. Грамматический строй речи - совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, учить образовывать однокоренные слова. Учить пользоваться прямой и косвенной речью.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Выход на подсистему предмета: из чего сделан, как сделан, что нужно для того, чтобы сделать предмет. Игры с МФ (изменение объектов от времени года, формы, величины, ситуаций, в которые они попадают на «волшебной дорожке»). Игры на РТВ. «Я еду на север», «Теремок», «Найди домик». Изображать объекты живой и неживой системы методом эмпатии. Рассмотрение живых объектов на морфотаблице. Анализ живых объектов. «Как трамвай снова поставить на рельсы», «Варианты устранения камня с дороги». Игры «Хорошо-плохо», «Маятник», «Перевертыши», «Что общего между…», «Да-нетка». Вхождение в воображаемые обстоятельства, преобразовывать от имени образа. Самостоятельность в игре. Использование типовых приё мов фантазирования: операторы размера, времени, формы, оживления. Развивающие игры «Уникуб», «Нужные превращения», «Самое веселое», «Про что сочиним.

• ФЕВРАЛЬ

ТЕМА:

Мебель. Анализ образцов. Планирование этапов создания собственной модели, нахождение конструктивных решений. Учить раскладывать предметы разной ширины, длины, высоты. Учить определять величину предметов на глаз: длиннее, короче. Почта. Закреплять и расширять пространственные представления. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, выделять противоречивые свойства.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Оценка мебели с точки зрения «хорошо-плохо». Определение, чем предмет был, чем стал, из чего состоит, частью чего является. Введения понятия «эстетика жилья». Активное использование всех видов моделей. Моделирование схемами. С помощью мозгового штурма создание истории с операторами формы, величины, преобразования. Учить детей обозначать качества «свойства», используя элементы графического, объёмного и других видов моделирования. Обыгрывание оператора «Дели-объединяй», «Времени», «Размера». Закрепления понятия «относительность размера». Что происходит со временем? Путешествие в страну «долгих минут». Показать, что любой объект (система) существуя независимо «сам по себе», в то же время является частью другой, более крупной системы. Конкретизировать представления детей о понятии «адрес». Решение логических задач на развитие мышления и смекалки.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Игра «Хорошо-плохо», математические «Да-нетки», игры по переходу количества в качество. Пришел волшебник «Дроби» и «Объединяй» и что из этого вышло. «Что на что поменяешь?», «Муха», «Что больше, что меньше?». Изображение больших предметов и совсем маленьких. «Мебель наоборот», дидактическая игра «Кто вы?», «Где вы?», игра –путешествие, игры «Что общего между…», «Как связаны?», «Почему дружат?», «Удивительная почка».

• МАРТ

ТЕМА:

Поздравления мамам и бабушкам. Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, формирование элементарных представлений о доброте, взаимопонимании, дружбе. Помогать друг другу не обманывать, разговаривать в приветливой форме. Ателье. Учить бережно относиться к вещам и использовать по назначению. Обогащать и активировать словарь за счет введения слов, обозначающих материалы, из которых сшита одежда. Использование 7 цветов и оттенков для создания выразительного образа. Расположение частей в предмете, соотношение по величине. Развитие эмоциональной отзывчивости.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Соорганизация целей между детским садом и семьё й и их реализация: развитие управляемого воображения; формирование зачатков диалектического способа мышления. Формировать у ребенка умение составить цель, трудиться с интересом. Развитие самостоятельности, Постановка детей в условия открытий. Расширение представлений детей о человеке через приемы ТРИЗ (показ зависимости ресурсов человека от возраста,положительные и отрицательные стороны объекта ближайшего окружения). Сочинение сказок, использование морфотаблицы при ознакомлении с функциональным назначением вещей. Развивать воображение в игровой деятельности: учить творческой инициативе, самостоятельности, формирование системного мышления, поиск ресурсов. Развертывание сюжета «Приключение в Рукотворном королевстве». Широко использовать понятия модели, ресурсов эмпатии. Путешествие с помощью сказочных героев по сезонам.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Игры на развитие культуры поведения «Хорошо-плохо», прием эмпатии: искусственное создание игровых ситуаций, решение противоречий. Игры по РТВ. «Угадай, про кого я говорю», игры с волшебной дорожкой, «Что самое лучшее?». Использование развивающих игр и упражнений на закрепление звукопроизношения, активизацию словаря. Индивидуальная работа с детьми. Решение противоречий на полуактивном этапе, метод «мозгового штурма». Игры «Что самое лучшее?», «Рукотворный и природный мир». «Как я победил кляксу, схематизируя сюжеты : «история, составленная всеми». Использование МТ, МШ, метода фокальных объектов, типовых приемов фантазирования.

• АПРЕЛЬ

ТЕМА:

Весна. Вода и её свойства. Ожившая природа. Находить сходства и различия между различными частями растений по функциям, по месту произрастания. Объяснить детям изменения погоды, появление радуги, направление ветра. Знакомство со звуком, светом, давлением, температурой.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Закрепить знания детей о сезонных явлениях в природе. Искать различия, систематизировать знания детей о свойствах воды. Учить детей устанавливать ассоциативные связи определенного объекта с различными случайными объектами, объяснять практическое назначение свойств, используя элементы фантазирования (составление портрета апреля). Закрепление знаний детей о круговороте воды в природе с помощью ММЧ. Учить детей составлять новый образ цветка, используя прием дробления, объединения. Подвести детей к пониманию того, что лучшая система (предмет, явление и тому подобное, это та, которой нет, но функции её выполняются. Учить детей видеть идеальный конечный результат.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Развивать творческое воображение с помощью «Волшебной дорожки», «Волшебников «Великан Кроха» и «Всё могу»», «Да-нетка»(на загаданный объект). Формирование мыслительных действий с помощью некоторых элементов АРИЗ. Решение задач на противоречие. Закрепить умение детей задавать вопросы в игре «Да-нет», сужаю поле поиска. Закрепить умение схематизировать с помощью ММЧ. Путешествие на Машине Времени. Размышление на тему: «Противоречия в предметах и погодных условиях». Закрепить умение детей наделять известные сказочные персонажи качествами не присущими. Проявлять способность «войти» в состояние героя или предмета.

• МАЙ

ТЕМА:

Перелетные птицы. Стройка. Мой дом, моя улица. Уточнить представления детей, в какой стране, городе, где живут… Интерес к художественной литературе. Выразительно читать стихи, рассказывать сказки.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :

Систематизировать представление детей о перелетных птицах. Познакомить с названием и внешним видом. О жизни в природных условиях. Учить детей находить сказочных героев, используя музыкальные произведения с включением приема фоторобота. («Добрый и злой смех»). Обобщить представление детей о городском пейзаже, определяя его разницу по цветовой гамме. Уметь анализировать характерные признаки объектов. Закрепить умение «держать» провокационные вопросы учителя. Подготовка к письму. Гигиенические условия письма. Письмо элементов строчных букв в рабочей строке. Безотрывная штриховка с использованием элементов строчных букв. Письмо овалов и полуовалов. Составление строчных букв и элементов. Связная речь. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение связно и последовательно пересказывать рассказы. Учить самостоятельно составлять по плану и образу рассказ о предметах. Составлять рассказы творческого характера по теме.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Развивать произвольное воображение методом эмпатии, типовыми приемами фантазирования (волшебник превращения). Использовать прием эмпатии. Игры с элементами ТРИЗ и РТВ : «Что в чем?», «Да-нетка», «Хорошо-плохо», «Страна Смышляндия», фоторобот. Индивидуальная работа с наиболее одаренными детьми, и с детьми на закрепление навыков. Творческие задания.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во II младшей группе. Тема: «В гости к Волшебнице воде» Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной.

Наши зимние прогулки.Наши зимние прогулки. Любим мы ходить гулять Свежим воздухом дышать. Солнце, воздух и вода Наши лучшие друзья. На прогулке мы закаливаем свой организм, играем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по ТРИЗ для обучения детей 5–7 лет в речевых группах (часть вторая)
Опубликовано: 16 апреля 2014 в 14:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по ТРИЗ для обучения детей 5–7 лет в речевых группах (часть вторая)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Егорова (УИ 170671) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД