Ольга Егорова
Программа по ТРИЗ для обучения детей 5–7 лет в речевых группах (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по ТРИЗ для обучения детей 5-7 лет в речевых группах (в двух частях).
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение детей способом мышления на основе использования элементов ТРИЗ предусматривает как фронтальные, так и индивидуальные формы работы с детьми. Фронтальные занятия проводит логопед совместно с воспитателем, а индивидуальные- воспитатель в группе и родители в домашних условиях.
Публикация «Программа по ТРИЗ для обучения детей 5–7 лет в речевых группах (часть первая)» размещена в разделах
Работа по ТРИЗ внедрена логопедом в обычные плавные формы работы на знакомом содержании. На занятиях логопед дает детям точные названия приема, явления и предмета.
Основной формой работы является игра-занятие.
• СЕНТЯБРЬ
ТЕМА:
1. Экскурсия в логопедический кабинет.
2. Воспитание вежливости: здороваться, прощаться, благодарить, заботиться о взрослых. Самостоятельно выполнять правила поведения в группе.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
Придумывание новых предметов окружения (игрушек,домов, транспорта) с помощью метода фокальных объектов. Показать детям суть метода фокальных объектов, которая заключается в переносе признаков трех предметов на выбранный объект. На основе волшебной дорожки (морфотаблица) побуждать детей составлять предложения из 3-4 слов, объединенных одним сюжетом.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Развитие коммуникативных навыков. Игры «Хорошо-плохо», «Перевертыши», «Что общего между…», «Да-нетка». Вхождение в воображаемые обстоятельства. Использование типовых приемов фантазирования. Игры «Что самое лучшее?», «Страна зеленого цвета», «Кругом все круглое».
• ОКТЯБРЬ
ТЕМА:
1. Ранняя осень.
2. Овощи. Фрукты.
3. Сравнение овощей и фруктов.
4. Формирование понятий «Овощи», «Фрукты».
5. Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста и развития от наличия влаги, света и тепла.
6. Закрепить представление детей о сезонных изменениях в природе и труде людей.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
Развитие зрительного и слухового внимания определять и называть состояние погоды. Знакомить с характерными особенностями времен года. Формирование представлений о растениях. Показ взаимосвязи и взаимовлияния разных представителей живой и неживой природы. Ознакомление с состоянием погоды на материале волшебной дорожки (на дорожке реальный или сказочный герой). Научить различать и называть 3-5 видов овощей и фруктов. Словарь-ввести понятие противоречия, ресурсы. Упражнения в употреблении термина «Система». Связная речь- учить отвечать на вопросы, повторять рассказ из 3-4 предложений. Упражнять в рассуждениях; побуждать детей придумывать фантастические рассказы. Знакомство с эмпатией. Развивать творческое воображение с помощью «Волшебной дорожки» и «Волшебника размера».
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игры с элементами ТРИЗ и развитие творческого воображения (РТВ) «Хорошо-плохо». Игры на моделирование действий. Прием «Оживления-ознакомления»-живые овощи. Игры на РТВ. «Всё в мире перепуталось». Упражнение: представим и нарисуем фрукты, овощи по методу фокальных объектов (МФО). Работа по системному оператору (девятиэкранке). Использование метода синектики: представление незнакомого-знакомым, а привычное-чуждым. Эмоциональное состояние человека при восприятии растений разными органами чувств. Игры по теме «Мир вокруг нас». Игры «Какой?», «Подбери по цвету»- на закрепление цветов, «Закрой окошко»-на закрепление форм, «Сбор фруктов»- на закрепление величин.
• НОЯБРЬ
ТЕМА:
Одежда - ассоциативные связи с различными объектами, практическое назначение, с использованием элементов фантазирования. «Поздняя осень». Формирование системы знаний детей о сезонных изменениях в природе с помощью системного оператора. Развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии картины, иллюстрации, произведений народно-прикладного декоративного искусства, народного костюма.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
Формирование произвольного внимания, приемы анализа и синтеза (комбинирование, составление целого из частей, развитие памяти. Развитие и обогащение сюжетов с помощью ознакомления с типовыми приемами фантазирования, увеличение, уменьшение; живое сделать «неживым»; оператор «наоборот». Приучать самостоятельно использовать приемы фантазирования. Систематизация знаний об одежде. Побуждение детей создавать одежду по собственному представлению. Грамматический строй речи. Продолжать учить правильно использовать слова в предложении. Связная речь. Учить пересказывать истории, сказки, придумывать новые предложения к ним. Закрепить умение продолжить сказку, историю по предложенному началу. Знакомство с костюмом: красота «разная» в костюме каждой народности.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Формировать у детей системность мышления с помощью игры «Да-нетка». Использовать волшебников: «Размеры», «Все могу». Путешествие по морфологической таблице платья, путешествие предметов одежды по этажам. Закрепление знаний с помощью игры «Хорошо -плохо». Игра «Наоборот». Упражнение на развитие грамматического строя речи. В словарной работе закрепление признаков предметов на основе МФО. Использование мозгового штурма «Красота пришла в некрасивые предметы».
• ДЕКАБРЬ
ТЕМА:
Представление о домашних животных и их детенышах; о диких животных, их месте жительства, способах передвижения. Выделение и отличие особенностей внешнего вида. Бережное отношение к природе. Знакомство с трудом людей по уходу за домашними животными. Чтение произведений по системному оператору (СО, морфотаблице.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :
Показ взаимосвязи и взаимовлияния разных представителей живой и неживой природы. Знакомство с работой по волшебным экранам. Моделирование действий животных. Закрепление понимания, что живые объекты имеют разные стадии развития. Ресурсы живого объекта. Показ различия между живой и неживой системами, их отличительные признаки по морфотаблице. Придумывание историй про «оживший» предмет (оператор оживления). Придумывание нового окончания знакомой сказки. Подвести к составлению сказки на свободно воображаемую тему. Наделять животных фантастическими свойствами. Использование волшебства. Активное использование всех видов моделей. С помощью мозгового штурма создается история с операторами формы, величины, цвета, оживления. Преобразование и ход повествования записываются детьми на полоске схемами («История, которая приключилась с коровой»; «Хитрый кот положил около себя сыр. Сам не ест и мышам не дает. Как мышкам достать сыр?» и т. д.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Игры на моделирование действий. Упражнение по 6-ти экранке с целью ознакомления детей с дикими и домашними животными (система и подсистема). Угадывание смоделированного действия. Возможности оператора оживления. Игры «Из каких частей состоит?», «Частью чего это может быть?», «На что похоже?», «Чья эта модель?». Применение типовых приемов фантазирования: «сделать наоборот», «живое-неживое». Запись сказок схемами. Индивидуальное сочинение сказок. Составление сказок на свободно выбранную тему, по методу каталога с помощью метода ФО придумывание новых животных. Изменение животных в зависимости от времени суток, времени года, от того, в какой мир попали (космос, подводный мир, подземный мир, мир огня). Необходимость защиты и выработка условий выживания животных в разнообразных мирах. Например: создание скафандров, жизнеобеспечение собаки, коровы и т. д.).