Программа по ТРИЗ для обучения детей 5–7 лет в речевых группах (часть первая)

Ольга Егорова
Программа по ТРИЗ для обучения детей 5–7 лет в речевых группах (часть первая)

часть 2

Программа по ТРИЗ для обучения детей 5-7 лет в речевых группах (в двух частях).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение детей способом мышления на основе использования элементов ТРИЗ предусматривает как фронтальные, так и индивидуальные формы работы с детьми. Фронтальные занятия проводит логопед совместно с воспитателем, а индивидуальные- воспитатель в группе и родители в домашних условиях.

Работа по ТРИЗ внедрена логопедом в обычные плавные формы работы на знакомом содержании. На занятиях логопед дает детям точные названия приема, явления и предмета.

Основной формой работы является игра-занятие.

• СЕНТЯБРЬ

ТЕМА:

1. Экскурсия в логопедический кабинет.

2.Воспитание вежливости: здороваться, прощаться, благодарить, заботиться о взрослых. Самостоятельно выполнять правила поведения в группе.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Придумывание новых предметов окружения (игрушек,домов, транспорта) с помощью метода фокальных объектов. Показать детям суть метода фокальных объектов, которая заключается в переносе признаков трех предметов на выбранный объект. На основе волшебной дорожки (морфотаблица) побуждать детей составлять предложения из 3-4 слов, объединенных одним сюжетом.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Развитие коммуникативных навыков. Игры «Хорошо-плохо», «Перевертыши», «Что общего между…», «Да-нетка». Вхождение в воображаемые обстоятельства. Использование типовых приемов фантазирования. Игры «Что самое лучшее?», «Страна зеленого цвета», «Кругом все круглое».

• ОКТЯБРЬ

ТЕМА:

1. Ранняя осень.

2. Овощи. Фрукты.

3. Сравнение овощей и фруктов.

4. Формирование понятий «Овощи», «Фрукты».

5. Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста и развития от наличия влаги, света и тепла.

6. Закрепить представление детей о сезонных изменениях в природе и труде людей.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Развитие зрительного и слухового внимания определять и называть состояние погоды. Знакомить с характерными особенностями времен года. Формирование представлений о растениях. Показ взаимосвязи и взаимовлияния разных представителей живой и неживой природы. Ознакомление с состоянием погоды на материале волшебной дорожки (на дорожке реальный или сказочный герой). Научить различать и называть 3-5 видов овощей и фруктов. Словарь-ввести понятие противоречия, ресурсы. Упражнения в употреблении термина «Система». Связная речь- учить отвечать на вопросы, повторять рассказ из 3-4 предложений. Упражнять в рассуждениях; побуждать детей придумывать фантастические рассказы. Знакомство с эмпатией. Развивать творческое воображение с помощью «Волшебной дорожки» и «Волшебника размера».

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Игры с элементами ТРИЗ и развитие творческого воображения (РТВ) «Хорошо-плохо». Игры на моделирование действий. Прием «Оживления-ознакомления»-живые овощи. Игры на РТВ. «Всё в мире перепуталось».Упражнение: представим и нарисуем фрукты, овощи по методу фокальных объектов (МФО). Работа по системному оператору (девятиэкранке).Использование метода синектики: представление незнакомого-знакомым, а привычное-чуждым. Эмоциональное состояние человека при восприятии растений разными органами чувств. Игры по теме «Мир вокруг нас». Игры «Какой?», «Подбери по цвету»- на закрепление цветов, «Закрой окошко»-на закрепление форм, «Сбор фруктов»- на закрепление величин.

• НОЯБРЬ

ТЕМА:

Одежда - ассоциативные связи с различными объектами, практическое назначение, с использованием элементов фантазирования. «Поздняя осень». Формирование системы знаний детей о сезонных изменениях в природе с помощью системного оператора. Развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии картины, иллюстрации, произведений народно-прикладного декоративного искусства, народного костюма.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Формирование произвольного внимания, приемы анализа и синтеза (комбинирование, составление целого из частей, развитие памяти. Развитие и обогащение сюжетов с помощью ознакомления с типовыми приемами фантазирования, увеличение, уменьшение; живое сделать «неживым»; оператор «наоборот». Приучать самостоятельно использовать приемы фантазирования. Систематизация знаний об одежде. Побуждение детей создавать одежду по собственному представлению. Грамматический строй речи. Продолжать учить правильно использовать слова в предложении. Связная речь. Учить пересказывать истории, сказки, придумывать новые предложения к ним. Закрепить умение продолжить сказку, историю по предложенному началу.Знакомство с костюмом: красота «разная» в костюме каждой народности.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Формировать у детей системность мышления с помощью игры «Да-нетка».Использовать волшебников: «Размеры», «Все могу». Путешествие по морфологической таблице платья, путешествие предметов одежды по этажам. Закрепление знаний с помощью игры «Хорошо -плохо». Игра «Наоборот». Упражнение на развитие грамматического строя речи. В словарной работе закрепление признаков предметов на основе МФО. Использование мозгового штурма «Красота пришла в некрасивые предметы».

• ДЕКАБРЬ

ТЕМА:

Представление о домашних животных и их детенышах; о диких животных, их месте жительства, способах передвижения. Выделение и отличие особенностей внешнего вида. Бережное отношение к природе. Знакомство с трудом людей по уходу за домашними животными. Чтение произведений по системному оператору (СО, морфотаблице.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Показ взаимосвязи и взаимовлияния разных представителей живой и неживой природы. Знакомство с работой по волшебным экранам. Моделирование действий животных. Закрепление понимания, что живые объекты имеют разные стадии развития. Ресурсы живого объекта. Показ различия между живой и неживой системами, их отличительные признаки по морфотаблице. Придумывание историй про «оживший» предмет (оператор оживления). Придумывание нового окончания знакомой сказки. Подвести к составлению сказки на свободно воображаемую тему. Наделять животных фантастическими свойствами. Использование волшебства. Активное использование всех видов моделей. С помощью мозгового штурма создается история с операторами формы, величины, цвета, оживления. Преобразование и ход повествования записываются детьми на полоске схемами («История, которая приключилась с коровой»; «Хитрый кот положил около себя сыр. Сам не ест и мышам не дает. Как мышкам достать сыр?» и т. д.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Игры на моделирование действий. Упражнение по 6-ти экранке с целью ознакомления детей с дикими и домашними животными (система и подсистема). Угадывание смоделированного действия. Возможности оператора оживления. Игры «Из каких частей состоит, «Частью чего это может быть, «На что похоже?», «Чья эта модель?».Применение типовых приемов фантазирования: «сделать наоборот», «живое-неживое». Запись сказок схемами. Индивидуальное сочинение сказок. Составление сказок на свободно выбранную тему, по методу каталога с помощью метода ФО придумывание новых животных. Изменение животных в зависимости от времени суток, времени года, от того, в какой мир попали (космос, подводный мир, подземный мир, мир огня). Необходимость защиты и выработка условий выживания животных в разнообразных мирах.Например: создание скафандров, жизнеобеспечение собаки, коровы и т. д.).

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • История
  • Космос
Автор публикации:
Программа по ТРИЗ для обучения детей 5–7 лет в речевых группах (часть первая)
Опубликовано: 16 апреля 2014 в 14:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки