Папки-передвижки

Программа подготовки детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению

Ирина Анатольевна Табакова
Программа подготовки детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению

Программа составлена с учетом особенностей физического, умственного и нравственного развития дошкольника с нарушением интеллекта. В программе нашли отражение процесс психического развития ребенка, главные виды деятельности, условия обучения, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность воспитательной работы.

Публикация «Программа подготовки детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению» размещена в разделах

В коррекционно-воспитательной работе особое внимание уделяется воспитанию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания, приобщению к разным видам труда (в быту, в природе, на занятиях, формированию положительного отношения к труду взрослых. Перечисленные задачи реализуются программой в разделе «Труд».

Одним из основных разделов программы является «Игра». Оказывая решающее влияние на весь ход психического развития, игра в ее разных формах позволяет решать широкий круг коррекционно-воспитательных задач. Уровень развития игровой деятельности ребенка во многом определяет характер и содержание других видов деятельности.

С разделом «Игра» тесно связан раздел «Изобразительная деятельность и конструирование». В процессе изобразительной и конструктивной деятельности создаются особые условия для образного отражения окружающей действительности, реализации жизненного и игрового опыта ребенка. Осуществление направленного руководства деятельностью детей оказывает большое влияние на их личностное развитие.

Для более целенаправленного формирования адекватных, достаточно полных и устойчивых представлений об окружающем мире программой предусматривается раздел «Ознакомление с окружающим».

В тесной связи с деятельностью и по мере расширения представлений об окружающем, у детей развивается речь. Вместе с тем, учитывая возрастные речевого развития важно создать специальные условия для развития понимания речи, речевого общения, словарных значений. Следует также проводить работу по коррекции недостатков произношения, нарушений голоса и т. п. Поэтому программа содержит раздел «Развитие речи».

Для развития мышления и подготовки к усвоению математики в последующих классах формируют первоначальные представления о величине, форме, временных и пространственных отношениях, количестве и счете. В процессе обучения дети учатся пересчитывать предметы, выполнять операции увеличения и уменьшения групп предметов в заданных пределах, прямому счету; сравнению предметов по величине, форме; ориентировке в пространстве и во времени. Эти задачи решаются на специальных занятиях по «Формированию элементарных математических представлений».

Программа рассчитана на 6-дневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года с 1сентября по 31 мая (32 рабочие недели). Две недели в начале учебного года отводится на обследование и две недели в конце года – на проверку усвоения детьми программного материала.

ТРУД – 3часа

Детям, с нарушением интеллекта вполне доступно и посильно самообслуживание, простейшие виды ручного, хозяйственно-бытового труда (уборка игрового уголка, уход за растениями, различные формы дежурства).

Задачами раздела «Труд» являются:

• развитие собственных трудовых умений у детей;

• обогащение представлений об окружающем мире в процессе труда;

• умственное воспитание (развитие восприятия, представлений);

• овладение орудийными действиями;

• нравственное воспитание (готовность трудится, доводить до конца начатое дело, формирование положительного отношения к труду взрослых);

• физическое воспитание (физическое развитие, развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, координации движений рук);

• речевое развитие (расширение и обогащение словаря, развитие речевого общения).

Предусмотренное учебным планом трудовое воспитание осуществляется на фронтальных занятиях, а также в процессе выполнения режима дня, во время прогулок.

Основная форма проведения этой работы – коллективное занятие при ведущей роли взрослого.

Основными методами обучения детей труду являются : расчлененный показ, совместные действия.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – 3часа

Основные задачи:

• Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, вызывая потребность в изображении; расширять представления об основных свойствах предметов; называть формы, основные цвета, величины, расположение.

• Учить рисовать и лепить на основе предварительного обследования натуры под руководством педагога; отражать восприятие в изображении; пользоваться обведением или ощупыванием предмета в качестве опоры для определения и передачи формы предметов или их частей; учить правильно располагать изображение на листе бумаги.

• Учить обыграть изображаемые предметы, лепные поделки сразу же после их выполнения.

• Расширять и развивать различные умения и навыки изображения; развивать зрительно-двигательную координацию, моторику рук.

• Активизировать речь детей в процессе занятии, расширять словарь.

• Развивать действенно-игровое отношение к изображениям; воспитывать желание строить и лепить с игровой целью.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ - 2часа

Основные задачи:

• Учить детей выполнять простые поручения по словесному заданию педагога.

• Учить детей обращаться к окружающим с вопросом, просьбой, желанием. Здороваться, прощаться, благодарить.

• Учить называть предметы, действия; подбирать слова, характеризующие предметы по их свойствам (цвет, форма, размер, вкус).

• Описывать предметную картинку, выделяя основные признаки предмета (рассказ может состоять из 2-3 предложений, описывать сюжетную картинку, используя знакомые грамматические конструкции (описание может состоять из 3-4 предложений).

• Слушать и воспринимать рассказываемый текст. Отвечать на вопросы по содержанию, воспроизводя последовательность событий.

• Заучивать с детьми стихи наизусть, путем хорового и индивидуального проговаривания за взрослыми; побуждать детей к рассказу выученных стихов перед детьми и взрослыми; участвовать в праздниках.

• В ходе индивидуальных занятий с детьми работать над постановкой и автоматизацией звуков родного языка. Чистотой произношения, дыханием, голосом, мелкой моторикой.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ – 1час

Расширять представление детей об окружающем мире, о предметах и явлениях живой и неживой природы.

Учить правильно пользоваться предметами, знать их назначение, классифицировать предметы по обобщающим признакам (игрушки, одежда, обувь, овощи, и т. д.); классифицировать предметы по цвету, форме, величине.

Определять части суток (день, ночь).

Учить видеть взаимосвязь явлений природы (на земле лужи, потому что был дождь; люди тепло одеты потому что на улице холодно).

Знать свою фамилию и фамилию товарищей по группе, имена и отчества педагогов, обслуживающего персонала.

Знать части тела и лица человека и их назначение; основные части тела животных и птиц, их количество и назначение. Учить заботиться о животных, ухаживать за растениями.

Знать профессии окружающих, их сущность. Наблюдать за явлениями общественной жизни (праздники).

МАТЕМАТИКА – 2часа

Количество и счет.

Учить детей выделять из множества три предмета по подражанию, образцу, и слову.

Учить пересчитывать предметы в пределах 3-х с названием итогового числа.

Соотносить количество предметов с количеством пальцев. Называть итоговое число пересчитанных предметов, независимо от их расположения и перемещения; сравнивать количество двух групп предметов путем приложения и наложения пределах 3-х (поровну, меньше, больше). Соотносить количество предметов, изображенных на картинке с количеством мелких предметов в пределах 3-х.

Величина.

Учить детей различать предметы по трем величинам (большой, маленький, самый большой). Сравнивать два предмета по величине (больше, меньше); различать предметы по протяженности (длинный, короткий); по высоте (высокий, низкий).

Форма.

Продолжать учить использовать в разных видах деятельности знакомые формы (шар, круг, треугольник, квадрат) и соотносить объемные формы; учить распознавать эти формы на ощупь, называя: шарик, яйцо, кубик, крыша, кружок, квадрат.

Ориентировка в пространстве.

Учить детей ориентироваться в групповой комнате; воспринимать отношения между предметами (внизу, наверху, рядом, на, под). Выполнять действия по словесной инструкции: «Положи на, под…рядом с…»

Учить различать относительное местоположение предметов (выше, ниже, впереди, сзади).

Ориентировка во времени.

Учить различать части суток: день, ночь.

Учить наблюдать и распознавать признаки четырех времен года и называть их в реальной природе и на картинке.

Ознакомить с вопросом: «Сколько тебе лет?» и научить правильно называть свой возраст.

ИГРА – 5часов

Задачи раздела:

• Продолжать воспитывать у детей интерес к сюжетным играм : поощрять стремление действовать с игрушками длительно, формировать умение играть рядом и друг с другом; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; формировать навыки общения в процессе совместных игр.

• Приучать детей бережно относится к игрушкам: не бросать, не ломать, убирать на место по окончании игры.

• Продолжать формировать у детей играть в игры, отображающие явления повседневной жизни, трудовые процессы, а также передавать отношения, существующие в реальной жизни между людьми (заботливое отношение матери к ребенку, вежливое отношение шафера к пассажирам); осуществлять в играх в логической последовательности несколько взаимосвязанных действий (накормить куклу, раздеть ее, уложить спать; нагрузить машину кубиками, отвезти их, построить дом, посетить в нем матрешек и т. п.)

• Учить детей брать на себя роль взрослых людей в игре, содержание которой отображает эпизоды трудовой жизни взрослых: бытовой труд в семье (пап, мама, шофера, медсестры, продавца и т. д.

КОНСТРУИРОВАНИЕ – 1час

• Развивать интерес к конструированию, направлять на получение результата; воспринимать форму, величину, пространственные отношения элементов в конструкции; отражать в речи выделенные свойства (длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький); сравнивать предметы по величине (больше – меньше, выше – ниже, внизу – наверху, близко – далеко – рядом). Знать элементы строителя по названию (брусок, кубик, кирпичик, крыша); называть части конструкции и объяснять. Из чего они сделаны; придавать конструкциям устойчивость.

• Поощрять попытки детей конструировать вне занятий по собственному желанию.

Публикации по теме:

ФИЗО Характеристика программ Программа «Истоки». (М. А. Рунова). Раздел: «Физическое развитие». Программа имеет четкую структуру. Содержание программы ориентировано.

Наши годовые задачи Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа подготовки детей с нарушениями интеллекта к школьному обучению
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 12:11
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД