Приложение МААМ

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов «В гармонии с собой»

Ирина Самойлова
Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов «В гармонии с собой»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий

«В гармонии с собой»

Пояснительная записка

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Публикация «Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов „В гармонии с собой“» размещена в разделах

Актуальность

Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим. Повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и следовательно к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоциональнонапряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога : появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Однако внешнее сдерживание, и еще хуже подавление эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

Причины возникновения СЭВ у педагогов

отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

несоответствие результатов затраченным силам;

ограниченность времени для реализации поставленных целей;

неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

большие нагрузки;

ответственность перед начальством, родителями;

отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ

начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

проведение открытых мероприятий на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;

окончание учебного года.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы)

Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет или от 7 до 10 лет;

22% - со стажем от 15 до 20 лет;

11% - у педагогов 10летним стажем, у педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты);

8% - со стажем от 1годадо 3 лет

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

• Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

• Развитие самопознания и самопринятия участников группы;

• Обучение педагогов методам саморегуляции: отреагированию гнева, раздражения и других отрицательных эмоций; релаксации;

• Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

• Обучение педагогов эффективным техникам вербального и невербального взаимодействия и общения;

• Развитие групповой сплоченности педагогического коллектива;

• Обучение способам противостояния манипуляциям в педагогической практике;

• Знакомство со стратегиями взаимодействия с конфликтными типами личности;

• Обучение техникам отказа собеседнику и искусству делать и принимать комплименты;

Оптимальное число участников группы 6-10 человек, поскольку это дает возможность представить разные точки зрения и позволяет составлять пары для выполнения упражнений. При большей численности группы участники, не склонные к самораскрытию, могут остаться без должного внимания, а при меньшей – возрастает на них нагрузка.

Новизна: Использование интерактивных технологий в психологических тренингах по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

Профилактика эмоционального выгорания

Качества, помогающие избежать эмоционального выгорания

Во-первых:

• Хорошее здоровье и сознательная целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятие спортом, здоровый образ жизни);

• Высокая самооценка и уверенность с себе и своих возможностях.

Во-вторых:

• Опыт успешного преодоления профессионального стресса;

• Высокая мобильность;

• Общительность, самостоятельность.

В-третьих:

• Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении себя, так и других людей и жизни вообще.

Объект исследования: педагогический коллектив МАДОУ ДС КВ «Огонек»

Предмет исследования: эмоциональное выгорание педагогов.

Практическая значимость программы заключается в составлении и подборе тренингов, семинаров, упражнений, разработке памяток, составление консультаций по вопросам сохранения психического здоровья, профилактике эмоционального выгорания.

Ожидаемые результаты внедрения программы :

• Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья;

• Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

• Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

• Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.

• Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития.

Программа состоит из 7 встреч. Каждая встреча проводятся в течение учебного года с сентября по май. Продолжительность встреч от 1 до 1,5 часов.

Структура каждой встречи определяется тремя частями: вводной (ритуал приветствия, основной (игры и упражнения по теме) и заключительной (ритуал завершения).

Используемые методы: игровые, арттерапевтические и релаксационные техники, психогимнастические упражнения и элементы тренинга общения.

В программе используются различные способы управления эмоциональным состоянием :

• игры, направленные на развитие социальной перцепции;

• методы телесно – ориентированной терапии;

• элементы арт – терапии;

• музыкотерапия;

• игровые методы;

• пластилинотерапия.

Календарно – тематическая план педагогической гостиной

№ Сроки проведения Форма роты Техгологии Тема, цель Участники

1 сентябрь Диагностика Анкетирование Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;

Методика определения психологического климата в коллективе Воспитатели

2 октябрь Тренинг Техгология «Создание ситуации успеха» «Созвездие личностей»

Сплочение педагогического коллектива и преодоление психологических зажимов Воспитатели и узкие специалисты

3 ноябрь Деловая игра Техгология «Диалог» «Помощник воспитателя»

Осознание своих прав и обязанностей Младшие воспитатели

4 декабрь Игротренинг Техгология «Педагог – педагог» «Хорошо, когда ты рядом»

Преодоление трудностей в совместной работе и конструктивное сотрудничество Воспитатели и младшие воспитатели

5 февраль Тренинг Техгология

«Ролевая игра» «Я всегда буду рядом»

Сплочение педагогического коллектива и развитие эмпатии воспитатели

6 апрель Мозговой штурм Техгология «Групповая проблемная работа» «Решение есть»

Актуализация личностного потенциала педагогов воспитатели

7 май Диагностика

Круглый стол

Анкетирование

Техгология «Звездный час» Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко;

Опросник на выявление причин эмоционального выгорания;

Методика определения психологического климата в коллективе

«Плечом к плечу»

Сплочение педагогического коллектива, снятие эмоционального напряжения. Воспитатели и младшие воспитатели

Публикации по теме:

Использование технологии здоровьесбережения в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи ФГОС педагогам.

Синдром и профилактика эмоционального выгорания педагогов Консультация для воспитателей и руководителей по проблеме профессионального выгорания педагогов, а также этапы и способы решения данной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов «В гармонии с собой»
Опубликовано: 23 декабря 2014 в 13:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов «В гармонии с собой»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Самойлова (УИ 199678) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД