Юлия
Программа работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Координальные изменения в социально – экономическом устройстве России поставили перед образованием принципиально новые задачи, решить которые призвана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года №1756 – р). Одним из приоритетных направлений решения этих задач в условиях модернизации образования является взаимодействие образовательного учреждения с семьей (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2001 г. № 90 / 30 – 16). Важной составляющей взаимодействия является просвещение родителей. Основная цель просветительской деятельности – повышение уровня общей культуры и социальной активности родителей (Модельный закон «О просветительской деятельности», 2001год). Применительно к системе родители – дети, целью деятельности выступает повышение уровня педагогической культуры родителей. Просвещение родителей направлено на их ознакомление с передовым опытом в области воспитания и обучения детей. Дошкольное обучение обусловлено личностно – ориентированным подходом, как новая парадигма образования, когда ребенок признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие рассматривается в качестве приоритетной задачи.
Публикация «Программа работы с родителями» размещена в разделах
В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Педагогический коллектив детского сада должен направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и воспитания их детей, очень быстро становится актуальной, именно поэтому было решено создать программу, в которой бы учитывалась динамика современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего потенциала у родителей и их детей.
Данная программа разработана на основе собственных наблюдений и адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа рассчитана на два года обучения. Первый год – работа с родителями, второй год – совместная работа родителей, детей и специалистов ДОУ. Продолжительность занятий один час. Количество занятий 7 раз в год.
Цель программы:
формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско – родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
• Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
• Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
• Формировать позитивные формы общения
• Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
• Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во – первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы. Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
• Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
• Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
• Доступности- учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
• Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Формы и методы взаимодействия с родителями и детьми:
• Анкетирование родителей для сбора социологических данных;
• Индивидуальные беседы, консультации, стенды, буклеты;
• Опрос родителей для получения их представлений или ожиданий, планов относительно сотрудничества со специалистами детского сада, для определения тематики мероприятий;
• Родительское собрание
• Родительский лекторий для повышения педагогической культуры родителей, их психолого – педагогической компетентности в семейном воспитании;
• Тематические конференции по обмену опытом воспитания, дискуссии
• Дни открытых занятий, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, выпуск газет
• Акции - озеленение участка, посадка аллей, создание садовской библиотеки, ярмарка – распродажа семейных поделок, выставки «наши увлечения» и др;
• Досуг – совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы;
• Семейные праздники – День матери, День отца и др.
Методические рекомендации:
Специфика работы по данной программе заключается в том, что кроме теоретических занятий в программе используется проведение игр, диагностических методик, изучающих личностные характеристики детей и их родителей, также применяется ведение бесед с использованием индивидуального подхода при обсуждении результатов диагностирования и дальнейших планов. Реализация данной программы предполагает участие специалистов ДОУ: воспитателя по изобразительной деятельности, педагога - психолога, музыкального руководителя, воспитателя по интеллектуальному развитию, медицинского работника, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей. Наличие педагогов – специалистов создает атмосферу надежности, комфортности, защищенности. А дети и родители получат массу положительных эмоций от совместной деятельности. Рекомендуется иметь фото и видеоматериалы занятий для анализа, изучения, для привлечения новых родителей.