Лучший педагог года

Программа развития национального самосознания у детей дошкольного возраста на традициях Донского казачестыва

Овчарова Лариса
Программа развития национального самосознания у детей дошкольного возраста на традициях Донского казачестыва

Дополнительная образовательная программа по воспитанию национального самосознания «Мы казаки. (авторская)

Данная программа раскрывает задачи и содержание работы по воспитанию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста.

Программа построена на основе главных методических принципов:

- Учет возрастных особенностей детей

- Доступность материала

- Постепенность его усложнения

Публикация «Программа развития национального самосознания у детей дошкольного возраста на традициях Донского казачестыва» размещена в разделах

Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что она направлена на активное приобретение детьми культурного богатства казаков Дона. Программа основана на воспитании самосознания через формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.

Цель программы :

Формирование положительного отношения дошкольника к казачьей культуре. Воспитание у детей национального самосознания через традиции Донского казачества.

Задачи программы :

- Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к народной культуре Донского казачества, воспитание у детей желания познавать казачью народную культуру.

- Воспитание у детей чувства гордости за свой край, богатый славными традициями. Формирование чувства причастности к казачьему сословию и казачьей культуре

- Формирование обобщенных знаний и умений у детей об устном народном творчестве казаков, их традициях и истории, народных игр, традиционных и обрядовых праздниках казаков, их быте.

- Развитие умения самостоятельно использовать устное народное творчество.

- Развитие национального самосознания через историю и традиции казаков, его быт, обрядовые и традиционные праздники на Дону.

- Развитие познавательной и физической активности детей посредством использования казачьих народных игр.

- Активизирование у старшего дошкольника интереса к себе, стимулирование появления новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения под которыми он себя рассматривает.

- Повышение роли социальных факторов в развитии национального самосознания : семьи, воспитателя, чувства взрослости, обществ сверстников в саду и вне его, роль идеала.

Таблица 1.

Занятия в группе

Возрастная группа Продолжит. занятия Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год

6-7 лет 30 мин 2 раза в неделю 1 час 34 часа 30 мин

Таблица 2.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной

программы воспитания национального самосознания детей старшего дошкольного возраста на традициях Донского казачества

№ Наименование разделов Кол-во

занятий В том числе

Теоретических Практических

1 Ознакомление детей с традициями и историей казаков 12 занятий 4 занятия

Знакомство с историей казачьего края Природа Донского края

Ордена и награды казаков

Традиции казаков. 8 занятий

Военный быт

Казачья шашка

Конь

Военные сборы.

В дозоре

Казак на охоте

Заседание казачьего круга

В гостях у казачьей семьи Щайниковых

2. Особенности национального быта 10 занятий 3 занятия

Казачий курень

Земледелие на Дону

Охотоводство казаков

Коневодство

7 занятий

В гостях у Аксиньи

Одежда казака

Одежда казачки

Утварь и посуда

Волшебные узоры

Конь-мой друг

Волшебные травы

3. Традиционные и обрядовые праздники; народные игры;

12 занятий 4 занятия

Как играли казаки

Праздники казаков

Обряды казаков

Песни и танцы казаков 8 занятий

Колядки

Масленичные забавы

В гостях у атамана

Посиделки

Казачья свадьба

Покажем силушку богатырскую

Игровые занятия 4

Итого 34 занятия 11 занятий 23 занятия

Первый раздел программы предполагает комплекс занятий по ознакомлению дошкольников с основами истории казачества в доступной форме, изучение природы Донского края и знакомство с представителями животного и растительного края, а также практические занятия по строевой и силовой подготовке, ознакомлению с основами рукопашного казачьего боя, владению традиционным казачьим оружием, навыки обращения с конем.

Второй раздел программы посвящен ознакомлению с жизненным укладом и бытом казаков. В частности даются теоретические знания о земледелии, коневодстве, охотничьих и рыболовных промыслах казаков и практические навыки обращения с орудиями труда и быта, атрибутами казаков, продолжается формирование навыков общения с конем, владения оружием и приемами рукопашного боя. Дети являются активными участниками на различных традиционных праздниках, обрядовых инсценировках, позволяющих погрузиться в атмосферу исторического прошлого казаков.

Третий раздел программы акцентирован на изучении традиций казачества, и народных казачьих игр. В данном разделе предлагается теоретическое изучение основных традиций донских казаков и практическому применению в повседневной жизни основных педагогических традиций казачества, а также изучение народных игр и забав с постепенным введением их в самостоятельную игровую деятельность детей. Продолжается практическое взаимодействие с конем, знакомство с прикладными видами деятельности казаков в художественно – творческой деятельности, музыкальной деятельности.

При проведении теоретических занятий основными методами являются рассказ педагога, беседа, демонстрация иллюстраций или слайдов, демонстрация видеороликов о природе Донского края, игровые тематические физ. минутки, художественно-творческая деятельность, игровая деятельность

На игровых занятиях разучиваются казачьи народные игры с использованием атрибутов и национальных костюмов, ведется силовая подготовка с использованием детских тренажеров, а также строевая подготовка и верховая езда.

В процессе проведения практических занятий основными методами являются экскурсии, практическая деятельность детей совместно с педагогом, игровая деятельность, художественно-творческая и музыкальная деятельность.

Изложение материала сопровождается взаимным общением с детьми и игровым заданиями для успешного усвоения материал. На каждом последующем занятии в игровой форме повторяется материал, изложенный на прошлом занятии.

Дидактический материал представлен:

Аудиозаписи с казачьими преданиями, песнями и пр.

Иллюстрированные книги с народными сказками

Иллюстрированные книги с изображением быта, национального костюма

Наглядно – дидактический материал: картинки, иллюстрации

Видеоматериалы о природе Дона

Видеоматериалы песенных обрядов

Настольные игры казачьей тематики

Образцы поделок и рисунков

Образцы посуды и домашней утвари

Образцы одежды

Образцы казачьих аксессуаров

Образцы оружия

В групповых комнатах оформлены мини – музеи Донского казачества. Собран наглядный дидактический и игровой материал для занятий и самостоятельной деятельности детей. В игровых зонах созданы условия для игровой деятельности детей с использованием казачьих атрибутов. В уголках творчества имеются образцы поделок в казачьем стиле, наглядный материал для ознакомления с узорами вышивок и росписей казаков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Работа кружка «Детсадовские умельцы» (из опыта работы) «Красота спасет мир». В этих словах заключена великая правда, ибо самое красивое в нашем мире - Человек и, научившись видеть, беречь и.

Программное обеспечение дошкольного образовательного учреждения Образовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Двуреченский детский сад общеразвивающего вида Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития национального самосознания у детей дошкольного возраста на традициях Донского казачестыва
Опубликовано: 6 марта 2015 в 08:02
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД