Овчарова Лариса
Программа развития национального самосознания у детей дошкольного возраста на традициях Донского казачестыва
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная образовательная программа по воспитанию национального самосознания «Мы казаки. (авторская)
Данная программа раскрывает задачи и содержание работы по воспитанию национального самосознания детей старшего дошкольного возраста.
Программа построена на основе главных методических принципов:
- Учет возрастных особенностей детей
- Доступность материала
- Постепенность его усложнения
Публикация «Программа развития национального самосознания у детей дошкольного возраста на традициях Донского казачестыва» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что она направлена на активное приобретение детьми культурного богатства казаков Дона. Программа основана на воспитании самосознания через формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться.
Цель программы :
Формирование положительного отношения дошкольника к казачьей культуре. Воспитание у детей национального самосознания через традиции Донского казачества.
Задачи программы :
- Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к народной культуре Донского казачества, воспитание у детей желания познавать казачью народную культуру.
- Воспитание у детей чувства гордости за свой край, богатый славными традициями. Формирование чувства причастности к казачьему сословию и казачьей культуре
- Формирование обобщенных знаний и умений у детей об устном народном творчестве казаков, их традициях и истории, народных игр, традиционных и обрядовых праздниках казаков, их быте.
- Развитие умения самостоятельно использовать устное народное творчество.
- Развитие национального самосознания через историю и традиции казаков, его быт, обрядовые и традиционные праздники на Дону.
- Развитие познавательной и физической активности детей посредством использования казачьих народных игр.
- Активизирование у старшего дошкольника интереса к себе, стимулирование появления новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения под которыми он себя рассматривает.
- Повышение роли социальных факторов в развитии национального самосознания : семьи, воспитателя, чувства взрослости, обществ сверстников в саду и вне его, роль идеала.
Таблица 1.
Занятия в группе
Возрастная группа Продолжит. занятия Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
6-7 лет 30 мин 2 раза в неделю 1 час 34 часа 30 мин
Таблица 2.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы воспитания национального самосознания детей старшего дошкольного возраста на традициях Донского казачества
№ Наименование разделов Кол-во
занятий В том числе
Теоретических Практических
1 Ознакомление детей с традициями и историей казаков 12 занятий 4 занятия
Знакомство с историей казачьего края Природа Донского края
Ордена и награды казаков
Традиции казаков. 8 занятий
Военный быт
Казачья шашка
Конь
Военные сборы.
В дозоре
Казак на охоте
Заседание казачьего круга
В гостях у казачьей семьи Щайниковых
2. Особенности национального быта 10 занятий 3 занятия
Казачий курень
Земледелие на Дону
Охотоводство казаков
Коневодство
7 занятий
В гостях у Аксиньи
Одежда казака
Одежда казачки
Утварь и посуда
Волшебные узоры
Конь-мой друг
Волшебные травы
3. Традиционные и обрядовые праздники; народные игры;
12 занятий 4 занятия
Как играли казаки
Праздники казаков
Обряды казаков
Песни и танцы казаков 8 занятий
Колядки
Масленичные забавы
В гостях у атамана
Посиделки
Казачья свадьба
Покажем силушку богатырскую
Игровые занятия 4
Итого 34 занятия 11 занятий 23 занятия
Первый раздел программы предполагает комплекс занятий по ознакомлению дошкольников с основами истории казачества в доступной форме, изучение природы Донского края и знакомство с представителями животного и растительного края, а также практические занятия по строевой и силовой подготовке, ознакомлению с основами рукопашного казачьего боя, владению традиционным казачьим оружием, навыки обращения с конем.
Второй раздел программы посвящен ознакомлению с жизненным укладом и бытом казаков. В частности даются теоретические знания о земледелии, коневодстве, охотничьих и рыболовных промыслах казаков и практические навыки обращения с орудиями труда и быта, атрибутами казаков, продолжается формирование навыков общения с конем, владения оружием и приемами рукопашного боя. Дети являются активными участниками на различных традиционных праздниках, обрядовых инсценировках, позволяющих погрузиться в атмосферу исторического прошлого казаков.
Третий раздел программы акцентирован на изучении традиций казачества, и народных казачьих игр. В данном разделе предлагается теоретическое изучение основных традиций донских казаков и практическому применению в повседневной жизни основных педагогических традиций казачества, а также изучение народных игр и забав с постепенным введением их в самостоятельную игровую деятельность детей. Продолжается практическое взаимодействие с конем, знакомство с прикладными видами деятельности казаков в художественно – творческой деятельности, музыкальной деятельности.
При проведении теоретических занятий основными методами являются рассказ педагога, беседа, демонстрация иллюстраций или слайдов, демонстрация видеороликов о природе Донского края, игровые тематические физ. минутки, художественно-творческая деятельность, игровая деятельность
На игровых занятиях разучиваются казачьи народные игры с использованием атрибутов и национальных костюмов, ведется силовая подготовка с использованием детских тренажеров, а также строевая подготовка и верховая езда.
В процессе проведения практических занятий основными методами являются экскурсии, практическая деятельность детей совместно с педагогом, игровая деятельность, художественно-творческая и музыкальная деятельность.
Изложение материала сопровождается взаимным общением с детьми и игровым заданиями для успешного усвоения материал. На каждом последующем занятии в игровой форме повторяется материал, изложенный на прошлом занятии.
Дидактический материал представлен:
Аудиозаписи с казачьими преданиями, песнями и пр.
Иллюстрированные книги с народными сказками
Иллюстрированные книги с изображением быта, национального костюма
Наглядно – дидактический материал: картинки, иллюстрации
Видеоматериалы о природе Дона
Видеоматериалы песенных обрядов
Настольные игры казачьей тематики
Образцы поделок и рисунков
Образцы посуды и домашней утвари
Образцы одежды
Образцы казачьих аксессуаров
Образцы оружия
В групповых комнатах оформлены мини – музеи Донского казачества. Собран наглядный дидактический и игровой материал для занятий и самостоятельной деятельности детей. В игровых зонах созданы условия для игровой деятельности детей с использованием казачьих атрибутов. В уголках творчества имеются образцы поделок в казачьем стиле, наглядный материал для ознакомления с узорами вышивок и росписей казаков.