Марина Поляница
Программа «Ребёнок в масштабе времени»
▼ Скачать + Заказать документы
серебряная медаль Всероссийского конкурса «Патриот России»
В будущее мы входим,
оглядываясь на прошлое
П. Валерии
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОДПРОГРАММЫ
Опираясь на опыт отечественной и зарубежной музейной педагогики, мы рассматриваем музей как средство постижения окружающего мира через визуальный материал, а также как средство адаптации ребёнка к окружающему.
Такое понимание музея нашло отражение в цели и задачах разработанной подпрограммы.
Публикация «Программа „Ребёнок в масштабе времени“» размещена в разделах
Цель: содействие становлению личности ребёнка, развитие его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений.
Задачи программы :
1. Приобщить ребенка к музейной среде, как к исследовательскому и образовательному учреждению одновременно;
2. Воспитывать эстетически развитого, обогащённого художественным опытом и знаниями человека;
3. Развивать визуальную грамотность (сформировать навык смотрения, детального рассматривания, обобщения увиденного);
4. Развивать творческие способности и эстетическое восприятие у детей;
5. Развивать познавательные процессы: воображение, фантазию, память, внимание, мышление, речь;
6. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, способность к сопереживанию;
Для реализации поставленных задач в детском саду была создана предметно-развивающая среда.
Предметно-развивающая среда музея в детском саду:
1. Подбор экспонатов в соответствии с тематическим планом.
2. Расширение музейного пространства через создание «Комнаты открытий»
3. Пополнение постоянной краеведческой экспозиции «Посёлок, где мы живём»
4. Организация мини-музеев в группах.
5. Организация тематических мини-музеев с привлечением специалистов и сотрудников детского сада
6. Пополнение учебно-методической базы по данной теме.
Данная подпрограмма способствует решению некоторых педагогических задач дошкольного воспитания:
• Воспитание нравственных качеств личности, любви к Родине и природе, доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
• Развитие психофизических качеств: наблюдательности, сосредоточения, произвольного внимания, ориентировки в пространстве и времени, воображения.
• Знакомство с бытованием народных промыслов, с историей посёлка, в котором проживают дети, формирование ориентации во времени, формирование понятия «история».
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
Для реализации подпрограммы учитываются следующие принципы:
1. кратковременности экскурсий (непосредственный контакт с произведениями искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными);
2. поощрения детских вопросов и фантазий при восприятии;
3. доступности (основывается на умении музейного педагога соотнести предлагаемый материал с уровнем развития детей, их личным опытом, с теми знаниями, умениями и навыками, которыми они владеют;
4. наглядности – реализуется с помощью специальных пособий: натуральные, изобразительные, схематические, объёмные, плоскостные и т. д.
5. содержательности – материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность;
6. гуманизма – экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей;
7. Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребёнок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате работы по музейной педагогике в МБДОУ предполагается:
1. Сформировать у детей и родителей понимание того, что наш город Краснообск – это общий дом людей и живых существ и мы в ответе за сохранение нашего общего дома.
2. Повысить интерес родителей и детей к музейному пространству.
3. Развивать у детей созидательное отношение к окружающей действительности, бережное и уважительное отношение к предметам и фактам, несущим культурно-историческое содержание.
4. Сформировать у детей визуальную грамотность (развитие навыков смотрения, детального рассматривания, обобщения увиденного) и проектно-исследовательские умения и навыки.
5. Обогащать постоянно действующей экспозиции «Посёлок, где мы живём» новыми экспонатами.
6. Развивать проектно-исследовательские умения и навыки.
7. Дать детям понятие «краеведческий музей», показать его отличие от исторического музея.
8. Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
9. Научить детей любоваться красотой изделий народного промысла, разбираться в своеобразии различных промыслов.
10. Научить детей классифицировать предметы по общему признаку.
11. Сформировать чувства причастности к культурному наследию своего народа.
6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДПРОГРАММЫ
Содержание подпрограммы даёт возможность глубокого эмоционального взаимодействия на ребёнка и способствует формированию его эмоциональной сферы, развивает речь, обогащает словарь, расширяет знания ребёнка об истории и культуре своего народа и народов мира.
Подпрограмма направлена на формирование базовой культуры ребёнка, его личности, зачатков исторического сознания. Способствует зарождению интереса, даёт первые представления о музее.
Использует новые технологические особенности (музей в детском саду, мини-музеи в группах детского сада) и формы работы для создания организационно-педагогических условий, обеспечивающих повышения качества образования.
Главной целью подпрограммы является содействие становлению личности ребёнка, развитию его творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим опытом поколений.
Культурно-образовательная деятельность подпрограммы осуществляется через её основные направления:
1. Информирование:
• организация консультаций для воспитателей;
• проведение семинаров по проблеме музейной педагогики;
• издание методических пособий «Музейные игры» и «Занятия в музее»;
• создание фото сессии для родителей «Жизнь музея»;
2. Обучение:
• организация экскурсии в мини-музеи детского сада;
• занятия в музее детского сада;
• экскурсии в музей земледелия поселка Краснообска.
3. Развитие творческих начал:
• проведение исторических игр;
• проведение конкурсов мини-музеев;
• создание фотовыставки «Мой любимый Краснообск».
4. Общение:
• в рамках этого направления будет организована совместная деятельность детей, родителей, воспитателей с использованием лепки, рисования, коллективной аппликации.
5. Отдых:
• организация игр в музее;
• проведение дня открытых дверей для родителей;
• создание книжек-малышек об экспонатах музея.
Кроме того, для реализации целей и задач подпрограммы планируется :
• Разработать систему мероприятий по активизации родителей и приобщению их к музейной педагогике.
• Наметить дальнейшую работу по интеграции музейного пространства в МБДОУ.
• Оборудовать в помещении музея библиотеку.
• Оборудовать помещение музея современными техническими средствами обучения и информирования.