Папки-передвижки

Программа саморазвития воспитателя ДОУ «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»

Татьяна Острошапкина
Программа саморазвития воспитателя ДОУ «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста».

Цели:

1. Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

2. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства путем изучения новых методов в обучении и воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Публикация «Программа саморазвития воспитателя ДОУ „Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

3. Повышение уровня знаний об основах пожарной безопасности у дошкольников и их родителей, привлечение родителей дошкольников к совместной деятельности на пути к освоению правил пожарной безопасности.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме пожарной безопасности с целью расширения и совершенствования методов воспитания и обучения дошкольников среднего возраста.

2. Изучить разнообразные формы работы с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями (законными представителями).

3. Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара.

4. Дать представления о профессии пожарного, воспитывать уважительное отношение к ней.

5. Обучить детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01».

6. Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности.

7. Активизировать словарь детей по данной теме.

8. Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.

9. Повышать интерес родителей (законных представителей) к данной проблеме, привлекать их к активному участию в обучающем процессе (совместное создание уголка пожарной безопасности, конкурс работ на данную тему, экскурсия в пожарную часть).

Предполагаемый результат:

1. У дошкольников сформированы навыки безопасного поведения с огнем.

2. Дети умеют обращаться с электроприборами и другими предметами повышенной пожарной опасности.

3. Дети умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ; взаимодействовать с пожарными.

4. У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения, проявляется эмоциональная отзывчивость по отношению к другим людям.

5. Родители (законные представители) чаще обсуждают с детьми вопросы безопасности при обращении с огнем и/или при пожаре.

Актуальность выбранной темы:

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает и статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Среди лиц, пострадавших на пожаре, 20% составляют дети и подростки. Причиной каждого десятого пожара в стране, согласно классификации, применяемой Государственной противопожарной службой МЧС России, является «неосторожное обращение с огнем детей». Ежегодно в Российской Федерации, происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 800 лиц моложе 18 лет. В основе большинства пожаров лежит человеческий фактор. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.

Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. В связи с чем, необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых и в ДОУ, и дома. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у дошкольников, зависит их и наше будущее.

Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети отчасти знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь. Главная задача взрослых — помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя, к чему это может привести и как предотвратить возможные опасные ситуации с огнем.

Изучение литературы:

1. Федеральный закон о пожарной безопасности, Изд. Норматика, 2019.

2. Шорыгина Т. А. «Беседы о правилах пожарной безопасности», Москва 2008.

3. Прилепко Е. Ф. «Пожарная безопасность для дошкольников», Москва 2008.

4. Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности», Москва 2007.

5. Коломец Н. В. «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет», Изд. Учитель, 2020.

6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в средней группе детского сада по правилам пожарной безопасности», Изд. Учитель, 2004.

7. Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников» Москва: Айрисс-пресс, 2008.

8. Максимчук Л. В. «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности» Москва: Центр педагогического образования, 2008.

9. Мельник О. Е. «Занимательная пожарная безопасность», Красноярск, 2015.

10. Саво И. Л. «Пожарная безопасность в детском саду», Изд. Детство-Пресс, 2013.

Перспективный план самообразования:

Сентябрь

Теоретический этап:

- Подбор и изучение литературы по теме.

- Работа с методическим материалом.

- Разработка перспективного планирования по безопасности.

Практический этап:

- См. раздел «Литература».

Октябрь

Теоретический этап:

- Диагностические исследования и анкетирование детей и родителей.

Практический этап:

- Вывод по диагностике.

- Составление картотеки дидактических игр по Правилам пожарной безопасности.

- Подбор художественной литературы, раскрывающей вопросы пожарной безопасности.

Ноябрь

Теоретический этап:

- Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по ППБ) в группах ДОУ.

- Оформление папки- передвижки

Практический этап:

- Оформление в группе уголка по пожарной безопасности (совместная работа с детьми и родителями).

- Дополнение предметно-игровой среды атрибутами и макетами по Пожаробезопасности.

Сентябрь- Май

Теоретический этап:

- Работа с детьми.

- Формирование основ пожарной безопасности.

- Знакомство с темой посредством информации (беседы, целевые прогулки, чтение произведений, стихов, загадки, пословицы и поговорки, дидактические и сюжетно-ролевые игры).

Практический этап:

- См. Таблицу 2.

- Экскурсия по детскому саду.

- Экскурсия в пожарную часть.

- Выставка работ «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя».

- Инсценировка «Кошкин дом».

Сентябрь - Май

Теоретический этап:

- Работа с родителями.

- Подбор материала для родителей (консультации, рекомендации, папки-передвижки, анкетирование.)

Практический этап:

- Привлечение родителей к активному участию при создании уголка пожарной безопасности и конкурсных работ.

- Участие в экскурсии в пожарную часть.

Май

Теоретический этап:

Отчет по проделанной работе.

Практический этап:

Выступление на педсовете.

Работа с детьми:

Сентябрь

1. Беседа «Средства пожаротушения. Знаки безопасности». Рассматривание иллюстраций.

2. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения.

3. Проблемная ситуация «Почему случился пожар?».

4. Дидактическая игра: «Собери картинку».

5. Чтение художественной литературы: - Л. Толстой «Пожар», Н. Пороховник «Малышам об огне», С. Я. Маршак «Кошкин дом».

Октябрь

1. Рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу». Составление рассказа по картинке «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?».

2. Проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?».

3. Дидактические игры: «Разрешается – запрещается», «Опасные предметы».

4. Сюжетно-ролевая игра «Семья. Отдых на природе».

5. Рисование, отпечатком ладошки, знака «Не жги костры».

6. Чтение художественной литературы: В. Бианки «Береги лес!», А. Жигулин «Пожары», Б. Житков «Пожар»Е. Пермяк «Огонь — опасная игра», И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела».

Ноябрь

1. Беседа «Огонь друг – огонь враг».

2. Сюжетно-ролевая игра «Мы помощники пожарных».

3. Дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Чем тушить пожар».

4. Выставка книг по пожарной безопасности.

5. Лепка «Костер».

6. Чтение художественной литературы: Д. Кокшаров «Пожарыч», Б. Житков «Пожар в море», Е. Ильин «Солнечный факел», Е. Пермяк «От костра до котла», Г. Цыферов «Жил на свете слоненок».

Декабрь

1. Беседа «Пожарная техника».

2. Моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01».

3. Спортивная эстафета «Мы помощники пожарных».

4. Аппликация «Пожарная машина».

5. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», К. Оленев «Красная машина», Т. Фетисова «Куда спешат красные машины», Б. Житков «Первая тревога», Е. Новочихин «01», Э. Успенский «Пожарная машина».

Январь

1. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных пожароопасных ситуаций.

2. Беседа на тему «Электричество в нашем доме и его опасность» «Электроприборы. Правила пользования ими»

4. Моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать?».

5. Дидактическая игра: «Собери картинку» (электроприборы).

6. Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», Е. Поликутин «Антошка», Л. Чернышов «Как Гриша-проказник испортил весь праздник», А. Шевченко «Как ловили Уголька».

Февраль

1. Беседа «Пожарные – кто они?».

2. Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бой ведет отряд пожарных».

3. Дидактическая игра: «Что необходимо пожарному?».

4. Экскурсия в пожарную часть (с родителями в выходной день).

5. Чтение художественной литературы: Л. Сумина «Кем быть?», З. Бурлева «Экипировка», К. Ибрагимова «Антошка – пожарник», В. Гальченко «Приключение пожарного», О. Иоселиани «Пожарная команда», И. Тарабукин «Андрейкино дежурство», Э. Успенский «Вера и Анфиса тушат пожар».

Март

1. Беседа «Эта спичка – невеличка».

2. Моделирование игровой ситуации «Разговор с диспетчером пожарной части».

3. Подвижные игры «Огненный дракон», «Костер».

4. Чтение художественной литературы: Е. Хоринская «Спичка – невеличка», З. Бурлева «Служба 01», «Пожарные рукава», П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Е. Новочихин «Спички».

5. Рисование (ватными палочками) «Спички не тронь – в спичках огонь».

Апрель

1. Загадки, пословицы, поговорки об огне, о пожарных.

2. Моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых».

3. Выставка работ «Крепко помните, друзья, что с огнем шутить нельзя».

4. Чтение художественной литературы: З. Бурлева «Пожарная часть», Б. Гримм «Соломинка, Уголек и Боб», Б. Житков «Дым», С. Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница».

Май

1. Чтение художественной литературы: В. Шефнер «Лесной пожар», Э. Шим «Дым в лесу», В. Сухомлинский «Воробышек и огонь».

2. Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные спешат на помощь»

3. Дидактическая игра «Найди лишнее»

4. Инсценировка «Кошкин дом»

Работа с родителями:

Сентябрь

Консультация для родителей - «Расскажите детям о пожарной безопасности»

Ноябрь

Папка-передвижка «Для любознательных родителей. Тема: Пожарная безопасность».

Декабрь

Информация для родителей «Памятка по пожарной безопасности на новогодних праздниках».

Информационные брошюры «Лучший подарок – БЕЗОПАСНОСТЬ!»

Февраль

Экскурсия в пожарную часть (в выходной день).

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Программа саморазвития «Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста» Принципы моей работы: - Любить ребенка таким, какой он есть! - Принцип индивидуализации. Использовать личностно – ориентированный подход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа саморазвития воспитателя ДОУ «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 июля 2022 в 10:58
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа саморазвития воспитателя ДОУ «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Острошапкина (УИ 2730945) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД